Архимандрит Маркелл (Павук): ПОЧЕМУ МЫ ВЫБИРАЕМ ПРАВОСЛАВНУЮ ВЕРУ?

«Вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства» (Ин. 1:47). Такими словами похвалил Господь наш Иисус Христос апостола Нафанаила.

Не просто так именно в первую Неделю Великого поста, которая имеет название Торжества Православия, читаются эти евангельские строки. Через них указывается, что основанием для истинной веры является искренность. Там, где лукавство, не может быть подлинной веры.

Мы приняли крещение в Святой Православной Церкви и призваны свидетельствовать о нашей вере в первую очередь искренностью в отношении с Богом и другими людьми. Ведь Крещение – это не просто благочестивый обряд, как его склонны воспринимать люди, которые приходят в храм только на Пасху, а обещание Богу доброй совести (см. 1 Пет. 3:21).

Легко ли быть искренним? Каждый из нас согласится, что не всегда удается быть таким. Иногда нам приходится подстраиваться под лукавство окружающих нас людей, хитрить, обманывать, идти на компромиссы с совестью. Нам хочется выглядеть в глазах других лучше, чем мы есть на самом деле, и поэтому приходится носить разные маски: доброты, милосердия, честности, образованности. Бывает, что мы неосознанно допускаем те или другие грехи и так оказываемся на службе лукавому. Но случается, что мы сознательно, в чем кается даже апостол Павел, «добро, которого хотим, не делаем, а зло, которого не хотим, делаем» (см. Рим. 7:19). Так обнаруживается в нашей душе некоторая двойственность, расколотость, которую святые отцы называют страстностью. Она и есть причиной неискренности, лукавства.

Если христианин борется и побеждает себя, свои страсти, то обретает целостность, целомудрие, которое прп. Иоанн Лествичник называет совокупностью всех добродетелей. Соответственно, и вера обретает главное свое основание – искренность.

Как же победить себя? Во многом этому помогает пост. Его мы сейчас всей Церковью проходим. Также сугубая молитва, сердечное покаяние, Причастие, добрые дела, совершаемые ради Христа, способствуют нашему исцелению от страстей и связанного с ними лукавства.

При этом очень важно в духовной жизни научиться держать равновесие. Ибо кто акцентирует внимание лишь на молитве и воздержании от скоромной пищи, но не обуздывает свой гнев, раздражительность, гордыню и др. страсти, то впадает в опасное состояние духовной прелести. Также и тот, кто заботится о служении ближним, но пренебрегает постом и молитвой, оказывается в подобной пропасти. Именно из-за впадения в крайности возникли все ереси и расколы.

Одной из таких ересей было иконоборчество, победу над которым в эту первую Неделю Великого поста празднует Святая Церковь. В иконоборчестве, как в фокусе, сконцентрировались все ереси, бывшие до него и возникающие позже. Вдумайтесь только, на что обратили внимание отцы Седьмого Вселенского собора: если нельзя изображать Христа, то отвергается самый важный догмат нашей веры – догмат боговоплощения и сама христианская жизнь ставится под сомнение.

Однако может быть иконоборчество и другого рода. Все наши храмы и квартиры могут быть увешаны разными дорогими и красивыми иконами, но если при этом мы искажаем образ Божий в себе разными грехами и не раскаиваемся в них, а оправдываем, то тоже оказываемся иконоборцами.

Мы дорожим своей православной верой не потому, что она дает нам какие-то преимущества над другими людьми и изобилие материальных благ. Скорее всего, наоборот: среди нас, в отличие от других, немного богатых, и часто мы многими презираемы. Это переживали новомученики и исповедники еще недавно во время безбожного гонения в ХХ веке. Это мы ощущаем на себе ныне. В этом мире мы, христиане, по слову апостола Павла, «как прах, всеми попираемый» (1 Кор. 4:13). Самое ценное наше сокровище, ради которого мы готовы и жизнь свою отдать, – это Христос, Который  учит бескорыстно любить, не мстить за себя, не воздавать злом за зло, жить по совести, стараться всем делать добро, не казаться, а быть настоящими.

Если бы перед нами, дорогие братья и сестры, стал выбор: жить в прекрасном дворце, где каждый день сможешь наслаждаться дорогими кушаньями, получать всевозможные удовольствия, но тебя будут окружать люди недобрые, хитрые, лукавые, неискренние, или жить в небольшой комнатушке, в скудости, но с людьми добрыми, отзывчивыми, искренними, то большинство из нас выбрало бы второй вариант. Жизнь с Богом и ближними в любви – то самое ценное, что дает нам святая православная вера.

Каждая наша победа над грехом есть осознанный выбор именно такой искренней веры и одновременно это личная победа над иконоборчеством, а в целом – Торжество Православия. Аминь!


Источник: https://pravlife.org/ru/content/pochemu-my-vybiraem-pravoslavnuyu-veru

(77)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *