«Миром правит только Промысл Божий» (Изречения псково-печерских старцев)

Опыт жизни во Христе старцев Псково-Печерской обители, их поучения и наставления – золотой фонд русской духовности. Монастырь не закрывался даже в годы безбожных гонений, сохранив преемственную связь от подвижников былых времен к тем, кто подвизался здесь в наше время. Более того, в обители уже в преклонных летах жили старцы Валаамского монастыря, аскеты и отшельники, передав печерским насельникам и свой духовный опыт.

Неиссякаемый поток людской тек в обитель, чтобы почерпнуть у старцев стойкость в вере, получить совет, выправить жизненный путь, разрешить сомнения. Они видели современного человека насквозь, знали его немощи и страсти, болевые точки и слабые места, и потому их наставления и назидания так важны и значимы для нас.

Архимандрит Алипий (Воронов; 1914–1975) – «великий наместник» Псково-Печерского монастыря, трудами и мужеством которого обитель была не только спасена от закрытия, но и украсилась цветом старчества. Это была самоотверженная личность во всех проявлениях своего христианского служения. Ярко характеризуют отца Алипия его же собственные слова: «Побеждает тот, кто переходит в наступление. Обороняться мало, надо переходить в наступление». Об этом надо помнить каждому христианину в его борьбе со своим ветхим человеком, с немощами и грехами.

«Любовь есть высшая молитва. Если молитва – царица добродетелей, то христианская любовь – Бог, ибо Бог и есть Любовь… Смотрите на мир только сквозь призму любви, и все ваши проблемы уйдут: внутри себя вы увидите Царствие Божие, в человеке – икону, в земной красоте – тень райской жизни».

«Мы, не зная, что у человека внутри, часто и большей частью судим по его наружности и видим плохие стороны в человеке, но жизнь духовная сокровенна, это есть жизнь сердца, которую никто не может знать, как только Бог. Поэтому мы, судя о человеке «по одежде», часто можем ошибиться…»

«Будьте как воины на страже своего сердца, внимательно следите за собой, очищайте свое сердце от всякой скверны плоти и духа, не реагируйте ни на что окружающее; пусть другие идут путем, который им нравится, а вы идите узким путем, чтобы смогли увидеть в своем сердце Господа, лежащего в яслях, и Пречистую Его Матерь…»

«Во Святом Евангелии Господь говорит о нас и для нас, а потому каждый из нас должен спросить себя: кто я есть и к ка­кому роду людей принадлежу – к фарисеям или мытарям? Если кто найдет, что он имеет в себе черты фарисея, то постарайся стать мытарем».

«Все, что человек делает доброго, это не он дела­ет сам, это доброе творит в нем Святая Троица. Скромный чело­век ничего себе не приписывает: все доброе, что он делает, для него есть обыкновенное, привычное дело, и делает он его тайно, не для славы людской, но для славы Божией, как говорится, “левая рука… не знает, что делает пра­ваяя” (Мф. 6, 3)».

«Каждый из нас в отдель­ности есть Церковь Бо­жия, а потому постараемся свои души, этот внутренний храм, свое сердце украшать золотом, то есть добрыми делами любви и ми­лосердия, так как вся жизнь при­надлежит внутреннему человеку».

«Скорбящие матери, молитесь о своих детях! Не называй­те своих детей отступниками от Бога, но молитесь Божией Матери, чтобы Она обратила их на путь спасения, умолив Сына Своего о ваших заблудших детях. Молитесь Ей усердно, постоянно, с любовию, и Она исполнит ваше желание».

«Господь заповедует нам непрестанно молиться. Непрестанно молиться — это зна­чит всегда помнить, что Господь с нами. Он знает каждую нашу мысль, видит все, что мы делаем, слышит, что говорим».

«Евангелие написано золотыми буквами, держите его у себя как настольную книгу, которая учит нас, как поступать в жиз­ни. Кто со вниманием читает Евангелие, тот никогда в жизни не ошибется».

«Господь обязательно откро­ет Свою волю тому, кто отдал Ему все свое сердце. Такой человек помолится Господу, и Он откроет, как ему поступить; и если он поступит по воле Божи­ей, то с ним не случится никакой беды, никакого разочарования».

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин; 1910–2006) – известный не только православному миру пастырь и духовник. Старец называл духовную жизнь человека наукой из наук, требующей упорного, нескончаемого труда. Главным делом самого батюшки Иоанна было духовное окормление людей, возвращение заблудших к Богу, открытие им воли Божией. Только в Церкви и с Богом видел он возрождение каждого человека, страны и мира в целом.

«У Бога нет забытых людей. Промысл Божий зрит всех. И миром правит Бог, только Бог и никто другой».

«А крылышки наши иногда повисают, и нет сил взмыть в небо. Это ничего, это наука из наук, которую мы проходим; лишь бы желание видеть небо над головой, небо чистое, звездное — небо Божие, не исчезло».

«Не спеши простираться в завтрашний день, живи сегодня, сегодня учись видеть волю Божию для себя в настоящий момент, и не только видеть, но надо и иметь еще непоколебимую решимость ее исполнить».

«Дар Божий — чудесная свобода человеческая — всегда ставит нас перед выбором: через все события, все горести и радости идти или не идти к Божией правде и любви, которой нет конца. Особенно ценно перед Богом не только покаяние словом и осознание греха, но покаяние делом — потерпеть скорби за прошлые свои беззакония».

«Ведь без Бога жить нельзя, но только медленно и мучительно умирать, наблюдая по-всеместное разрушение жизни вокруг себя. Когда люди живут без Бога, то жизнь превращается в ад, и за ней уже следует ад в вечности. Грехи легко совершать, а на восстание от греха надо много усилий и труда. Но жизнь так коротка, а впереди Вечность».

«Жизни же учит сама жизнь, и не бывает всю жизнь гладкой дороги, только крестный путь ведет в радость общения с Богом, если, конечно, несем свой крест без ропота, ежедневно черпая силу в Боге. А борьба со страстями это ведь дело всей нашей жизни, в этой борьбе мы учимся ви-деть свою крайнюю немощь и несостоятельность, и великую силу Божию, одним мановением могущую освобождать нас от тенет греха и страстей».

«Нам дана от Господа заповедь любви к людям, к нашим ближним. Но любят ли они нас, нам об этом нечего беспокоиться. Надо лишь о том заботиться, чтоб нам их полюбить. Деточки, деточки! Спешите делать добро! Не скупитесь делать добро! Это то, что впереди нас пойдет в вечную жизнь и встретит нас, когда будем покидать землю».

«Дорогие мои, родные! Полюбите! И вы будете радоваться с другими и за других. Полюбите ближнего! И вы полюбите Христа. Полюбите обидчика и врага! И двери радости распахнутся для вас, и Воскресший Христос сретит вашу воскресшую в любви душу. Вот и все! Так мало ждет от нас Господь! В этом — наш рай! В этом — наше Воскресение!».

«Все спасение наше — в Боге, но не в многочасовых правилах, а в живом, доверчивом от-ношении к живому Богу. А терпение — сила великая, и с терпением легко идти по жизни, в совокупности со смирением она ведет человека в Царство Небесное. А волю Божию нам так ясно являют обстоятельства жизни».

Архимандрит Нафанаил (Поспелов; 1920–2002) – строгий монах, усердный постник и молитвенник, имевший «премудрость Соломонову и ревность Илиину», как сказал о нем старец Симеон. И эта премудрость и ревность привели отца Нафанаила к твердому убеждению: во всех жизнен­ных обстоятельствах мы долж­ны видеть Божию волю, а послушание – самый верный и короткий путь ко спасению. Сам старец много потрудился на самых разных послушаниях – от сторожа монастырского огорода до экскурсовода по пещерам и заместителя наместника.

«Люди в продолжение всей земной жизни всего ищут, кроме Христа Жизнодавца, оттого и преданы всяким страстям: безверию, маловерию, корыстолюбию, зависти, ненависти, честолюбию, удовольствиям в пище и питии и другим страстям».

«И мы, христиане, награждены высоким званием христианина, и «раб Божий» — это самое почетное звание. Хвалились: я раб такого-то господина! Пусть оплевали, пытались опозорить это звание, но звание христианина «раб Божий» никогда не поблекнет. И нас награждают самым высоким орденом — Крестом Христовым».

«Когда у нас есть Христос в сердце, то мы всем довольны бываем: и неудобство для нас — как лучшее удобство, и горькое — как сладкое, и бедность — как богатство, и голод — как сытость, и скорбь — как радость!».

«Надо находить удовлетворение в исполнении прямых обязанностей, а не иметь где-то счастье за пределами того места, где ты трудишься. Это будет наемник. Их различают: один говорит: «Это выполнится — за это заплатят», — это наемник; «Это, — говорит, — надо выполнить, иначе попадет», — это раб, по рабскому страху работает; а если говорит: «Это надо сделать, иначе начальник будет переживать, это для него будет скорбь», — это по любви работает».

«У меня не было ни одного случая, чтобы я что-то делал по своей воле. От этого я и не ропщу, а принимаю во всем Промысл Божий. Во всех жизненных обстоятельствах мы должны видеть Божью волю, Божественный Промысл».

«Выброси из души самоцен, и не будет обидчивости. Памятуй, что рабе Божией должно быть тихой, скромной, приветливой… Добрые дела трудом приобретаются и болезнью исправляются. Не будет подвигов — не будет венцов».

«Читайте Закон Божий. Он является светильником, который осветит пути вашей жизни, как вам дальше жить, по какой дороге идти, чтобы достигнуть вечной блаженной жизни».

«У нас не старославянский, а действующий церковно-славянский язык. И говорить о том, что он труден для людей и непонятен — это значит отрывать от церкви. Таких речей никогда не ведут о древних письменностях. На французском, английском, немецком языках преподают и никогда не говорят, что это трудно. Как что-то Божье, церковное, спасительное — так трудно, и начинают всяким путем отталкивать от Церкви Христовой. Хоть под видом добра, как и бес может явиться в виде Ангела света».

«От послушания не отказывайся. В терпении спасай свою душу. Облегчения ты можешь попросить, но если облегчения не благословляют, то нужно понуждать себя к исполнению, ибо Царство Небесное нудится, силою берется».

«Церковь обладает всей полнотой бытия. В Церкви есть и литература — это Святое Писание, труды святых отцов и жития святых. В Церкви есть и музыка — богослужебные песнопения. В Церкви есть и труд, и отдых. В Церкви есть даже физкультура — установленные уставом великие и малые поклоны. В Церкви — полнота бытия, и все, что необходимо для спасения человека».

Преподобный Симеон (Желнин; 1869–1960; память 5/18 января, 19 марта / 1 апреля и в Соборе Псково-Печерских святых) – схимник и аскет, смиренный и усердный молитвенник, которому Бог даровал прозорливость, дар врачевания духовных и телесных недугов: он рассказывал о болезнях людей, которых никогда не знал, и отвечал на письма, еще только идущие в обитель. Старец учил жить в любви друг к другу и прощению обид, снисходительности к другим и строгости к себе. «Думай: хочу того, чего Бог хочет…» – наставлял отец Симеон.

«Бог есть Причина моего существования, а не я – причина бытия Бога; не создавать надо Бога, а познать, что ты и все – от Него, Им создано, Им держится и живет».

«Когда мы покроем согрешение брата своего, тогда и Бог покроет наши согрешения, а когда мы обнаружим грех брата, и Бог объявит согрешения наши. Язык осуждающего злее ада: даже ад возьмет только злых, а язык пожирает и злых и добрых. Строгий суд о ближнем показывает не доброжелательство, а ненависть к человеку. Осуждая других и черня их честь, мы сами себя бесчестим».

«Дивный дар Господень – человеческая жизнь! Не купишь ее, не заработаешь. На, человек, приими награду бесценную! Радость, радость, великая радость! Верь в Промышление Божие – сам не сочиняй ничего, живи – как Бог дал и кем ты есть; как можно очищайся от страстей, молись, заповеди соблюдай, кайся».

«Могут быть прощены грехи твои многие, если за тебя будет много молящихся, – делай добро, пока не поздно, люби всех. Не критикуй других, старайся ужиться с ними, иди им навстречу, потерпи их, будь ласков и приветлив, живи для всех, ближнего делай счастливым, смиряйся, промолчи, будь участлив – ради Бога, почтителен».

«Хлеб будешь есть смелее – если потрудился. Труд – заповедь Божия, ты обязан трудиться – усердно, по совести. Плотская жизнь – плыть по течению и любоваться по сторонам; духовная же жизнь – против течения: труд беспрерывный, иначе отнесет куда».

«Верующий в простоте, что Бог есть, всегда есть и всюду, что Бог человеколюбив, что Бог печется о нем – таковой не смущается ничем, греха бежит, смел и тверд всюду».

«Проси в молитве у Бога любви. Моли Бога о благодати Святого Духа. Молись – указал бы Бог, что сказать, делать, как поступать. Молись о здоровье, научении. Следует просить у Бога: доброго здравия души и тела, мирной жизни, христианской кончины».

Архимандрит Серафим (Розенберг; 1909–1994) подвизался в Псково-Печерской обители 62 года. Внешне строгий и необщительный, он вел напряженную внутреннюю жизнь, сокрытую от других. И братия монастыря особо полагалась именно на молитвы старца Серафима. «Все отдавали предпочтение его молитвам. Быть может, именно его молитвами монастырь и держался в прежние трудные годы», – вспоминал о старце один из насельников.

«Должен твердо надеяться на Промысл Божий – тогда и не убоишься, и не смутишься при искушениях. Дай Бог нам терпение и благодарение, и преданность Промыслу Божию…».

«Всегда и во всем искренне сознавай себя виновным. Необходимо самоукорение. Вопи, взывай, кайся, плачь, борись, трудись, ревнуй, понуждайся – до самой смерти».

Иеросхимонах Михаил (Питкевич; 1877–1962) пришел в Псково-Печерский монастырь уже в весьма преклонных годах, принеся сюда духовную традицию Валаамской обители, в которой подвизался долгие годы, ведя жизнь отшельника и аскета. При этом старец основной смысл христианской жизни видел в евангельской любви и потому нарушал затвор ради наставления и душепопечения приходивших к нему. Любви и терпеливому несению скорбей, внимательной духовной жизни он и учил.

«Многие люди, сраженные несчастьем, или впадают в уныние, считая, что все погибло, или же становятся бунтарями, полагая, что они страдают несправедливо. Истина, конечно же, в том, что Бог ведет нас всех своим собственным путем, который всегда является наилучшим для каждого».

«Проявление любви к ближнему может спасти и большого грешника. Любовь покрывает все! Смиряться надо и за все благодарить. Терпеливое несение скорбей, чистая молитва и частое причащение помогает обрести внутренний мир».

«Две силы в нас действуют: добрая воля и сопротивление плоти. Хочу молиться, а плоть возражает: не могу, не хочу. Молитву нельзя оставлять, но и плоть не изнурять – все в меру. А без меры – и хорошее не будет на пользу».

Схиархимандрит Агапий (Агапов; 1881–1979) – духовник монастырской братии, мудрый и опытный. Именно отца Агапия старец Симеон «назначил» отчитывать бесноватых после своей смерти и передал ему все свои книги, необходимые для отчитки. На исповеди отец Агапий требовал прежде всего осознать два главных греха – отсутствие благодарности Богу за все, что Он дает нам, и отсутствие подлинного страха Божия.

«Ты живи проще – как малое дитя. Господь такой любвеобильный, что ты и представить себе не можешь. Хотя мы и грешные, все равно иди к Господу и проси прощения. Только не унывай – будь как ребенок. Господь все равно ждет нас, когда мы к Нему придем с покаянием».

«Ты меньше говори и положись на волю Божию, ведь так легче жить. Мы все равно сами ничего не можем сделать, помочь себе. И не обижайтесь ни на кого, а надейтесь на Господа. Он Cам управит: упования же надеющихся на Него – не посрамит».

«Не осуждай никого, смотри на свои грехи, сознавай, что грешнее всех. Тогда и Господь поспешит к тебе. Надо себя менять. Но не скорби до уныния».

«Ты хочешь все добродетели сразу взять. А ты возьми одно что-нибудь маленькое и этим спасешься – будешь у Бога».

Схиигумен Савва (Остапенко; 1898–1980) – неутомимый проповедник слова Божия и духовный писатель, духовник и смиренный ходатай перед Богом о людских немощах и нуждах. В своих книгах, беседах и наставлениях старец подводил к главному – осознанию того, что человек есть раб Божий и ему надо с покаянием предаться Богу и Его воле.

«Предать себя водительству Божию, взойти под Его теплый, любовный кров – в этом главное условие счастливой жизни».

Схиархимандрит Александр (Васильев; 1927–1998) 22 года нес послушание благочинного обители, а с 1993 года был братским духовником. Главным в жизни для отца Александра было всегда церковное богослужение, и каждый день, когда он служил Литургию, он почитал днем счастливым.

«Есть же и такие люди, которые и хотели бы духовно порадоваться, но не могут – это верующие, томящиеся в темницах, в болезнях, в нужде, в скорбях. Только не отчаивайтесь! Молитесь Господу такими словами: «Господи! Я и хотел бы радоваться, но не могу, а потому Сам мне дай эту радость и утешь меня, как знаешь». И Господь утешает, Он слышит ваши скорбные воздыхания, обязательно подаст Свое Божественное утешение».

«Человеку кажется, что он оставлен Богом, Бог его забыл, он чувствует себя одиноким, всеми оставленным. Это неверно. Наше душевное состояние не зависит от внешней среды, оно зависит от нас самих, от нашего греховного состояния. Если мы приложим свои усилия для борьбы с грехом, будем воспитывать и настраивать себя к добру, то увидим много хорошего в других, а в себе много плохого, достойного наказания. Нам нет иного пути ко спасению, как только через терпение своих немощей и немощей ближних наших».

«Божия Матерь хочет помочь всем, кто с живою верою обращается к Ея ходатайству. И если хотите вы спасти свои души от погибели вечной, освободиться от рабства страстям, благодушно и легко переносить болезни, скорби и бедствия, обращайтесь с молитвой к Матери Божией и получите Ее помощь. Она всех спасет верою поклоняю-щихся Ея пречистому образу».

Епископ Феодор (Текучев; 1908–1985) был ближайшим помощником митрополита Вениамина (Федченкова), затем возглавлял Аргентинскую и Сан-Францисскую и Калифорнийскую кафедры, а по возвращении в Россию более четверти века являлся насельником Псково-Печерской обители, пребывая в ней «на покое». В его проповедях и наставлениях звучит уверенность в конечной победе Истины Христовой над грехом и в возможности для каждого из нас стать соучастником этой победы.

«Вера в Промысл Божий о нас, вера в попечение Божие о нас должна наполнять наше сердце. Когда таким упованием загорается человек, когда он верит в такого своего Небесного Отца Промыслителя, тогда Господь делается для него камнем упования, якорем надежды и спасения – во всем, а не только в вопросах пищи, пития и одежды; тогда становится Он опорой во всех скорбях, источником уверенности в том, что Он поможет перенести их, подав для этого силы и крепость».

«Как Он снизошел к нам, так и мы окажем снисхождение друг ко другу; как Он прощал нас, так и мы простим друг другу все вины и прегрешения наши; как Он смирялся по любви ко всем нам, так и мы смиримся друг перед другом; наконец, как Он явил нам воочию Свою Любовь – даже до смерти, так и мы не лишим наших ближних своей, пусть и такой слабой, любви».

«Мы – Божии. Как это утешительно для верующего человека сознавать, что мы Божии, что есть Бог, наш Промыслитель, что мы не одиноки, что где бы мы ни были, есть Бог, Который нас видит, заботится, печется и промышляет о нас».

«Люди бывают счастливы и покойны только тогда лишь, когда пребывают в Боге и с Богом».


Источники:
https://pravoslavie.ru/118252.html
http://www.pravoslavie.ru/118322.html

(120)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *