Понедельник сплошной седмицы (проповеди)

Проповедь протоиерея Вячеслава Резникова

О основании бесстрашия

Мк.13:9-13.

Господь предупредил, что перед вторым Его пришествием будут войны, землетрясения, голод и прочие бедствия. Когда у человека такая перспектива, в сердце заранее вселяется страх. В воображении – самое худшее из всего возможного: боль, стыд, беспомощность, предсмертные страдания, ужас смерти. Этого еще нет, но оно уже терзает душу.

Эти бедствия – грядущий удел всего мира. А учеников Христовых постигнут и особые искушения. Их «будут предавать в судилища и бить в синагогах, и пред правителями и царями поставят вас за Меня». «Предаст же брат брата на смерть, и отец детей; и восстанут дети на родителей, и умертвят их. И будете ненавидимы всеми за имя Мое». И вдобавок – «будут лжеучители, которые введут пагубные ереси», «и многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении. И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами».

Тяжелейший предстоит путь. Чтобы его пройти, надо скрыть в глубине сердца, как драгоценную жемчужину, память о том, что «знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания». Бог даже и «ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания». И все виновники соблазнов «навлекут сами на себя скорую погибель».

Но Бог не подвергает одной участи праведника с нечестивым. Погубив мир водами потопа, Он сохранил «Ноя, проповедника правды», и даже вместе с его семейством. И когда Он «города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел», то и тут избавил «праведного Лота». Потому что Лот не гордился тем, что он не таков, как прочие содомские жители. Он, «живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные».

Тот, кто всегда держит в сердце эти, и множество других примеров, – не усомнится, что и впредь будет так. Когда Авраам провожал шедших в Содом, то настойчиво спрашивал, не помилует ли Бог город, если там найдется хоть несколько праведников? Но сам же и отвечал: «Не может быть, … чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно»? И он не ошибся в своем уповании. Когда Ангелы выводили Лота из обреченных городов, то говорили: «поспешай, спасайся», «ибо Я не могу сделать дела, доколе ты не придешь» в безопасное место (Быт.18:25; 19, 22)!

А на случай ответа перед людьми, перед любым судом, перед любыми обвинениями, надо бережно хранить в сердце слова Господни: «Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святый».

Пусть же основанием нашей жизни будет не то, что мы сами выдумали и вообразили, чего еще нет, и, Бог даст, не будет; но – то, что всегда было и есть: всемогущество и премудрость Божьи, Его любовь к каждому из нас.

Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова

Понедельник сплошной седмицы

Господь предупреждал Своих учеников и через слово Божие предупреждает и нас с вами, если мы хотим быть учениками Христовыми: не будет для нас ни царских палат, ни бесконечного блага на земле, а, наоборот, каждого христианина в жизни ждет страдание, и только тот, кто до конца претерпит, тот спасется.

Часто у человека бывают какие-то тяжелые жизненные обстоятельства, и он терпит год, два, восемь лет, а потом говорит: нет, я больше не могу — все бросает, и все идет насмарку. Это похоже на то, как камень нести в гору, дойти до середины, а потом бросить — камень скатывается вниз, и весь труд, который затрачен, впрок не идет. Или воспитывать дитя лет до пяти, а потом отдать в детский сад на пятидневку, в школу на продленку — и то, что затратили в эти пять лет, окажется никому не нужным, пройдет даром. А бывает иначе: человек всю жизнь вел себя не по-христиански, но, будучи уже пожилым, опомнился, пришел в церковь, начал жизнь праведную — и, хотя он трудился гораздо меньше, Господь его принимает, потому что он с того места, как опомнился, дошел до конца. Важно именно до конца.

Некоторые говорят: я родил столько-то детей. Хорошее дело. А сколько ты воспитал? Родить хоть и больно, и выносить трудно, но это всего лишь год. А самое трудное — научить доброму, человеком сделать. Кто может похвалиться тем, что его дети стали настоящими людьми, православными христианами, чистыми, хорошими, скромными? Русская пословица говорит: «Цыплят считают по осени». Что толку, если у тебя шестьдесят цыплят? Сколько осенью останется: пятнадцать, двадцать или все шестьдесят — вот что играет роль. Поэтому Богом проверяется верность именно до конца.

И, обращаясь к Своим ученикам, Господь говорит: «Смотрите за собою, ибо вас будут предавать в судилища и бить в синагогах, и перед правителями и царями поставят вас за Меня, для свидетельства перед ними». Так оно и бывало, и есть, и будет. История Церкви знает разные эпохи: и мир, и гонение. Вот сейчас мы в мирное время живем, храмы открываются, все к этому большой интерес проявляют. А пройдет некоторое время — опять гонения начнутся, опять будут настоящих христиан хватать, бить. Так происходило уже на протяжении двух тысяч лет, потому что человек по своей природе заражен грехом. Вот вроде все мирно, спокойно, но что-то людей разозлило — они собрались в толпу, начали магазины грабить, все громить, убивать. Это же очень просто. Человек часто даже говорит: так бы и убил! А почему не убивает? Ну, сразу это трудно — надо, чтобы в общем ажиотаже, чтобы была целая толпа, когда непонятно, кто убил. Первый раз убить всегда трудно, а потом второй, третий — и дальше это уже никакого труда не составляет.

Видать, ничего доброго нам в будущем ждать нельзя, все в один момент может перевернуться — ведь в сердце человека очень много зла накопилось, а добра совсем нет, и его неоткуда брать. Хотя мы, как люди православные, стремимся, чтобы зло из нашего сердца ушло, а добро прибавилось, но от этого нам жить среди этого мира совсем не легче, а тяжелее. Говорят: «С волками жить, по-волчьи выть». Но нам же этого нельзя, нам Господь запретил по-волчьи выть. Пусть все станут волками, а мы должны быть овцами Христовыми несмотря ни на что.

Поведут вас и будут допрашивать, а вы должны свидетельствовать; во всех народах будет проповедано Евангелие, говорит Господь. И в наши дни во всех народах слово Божие уже проповедано. Нет такого языка, на который оно не переведено. Значит, мы подошли к этому времени вплотную, потому что, когда Господь эти слова говорил, Евангелие было проповедано нескольким сотням человек, а сейчас это самая распространенная книга в мире. Кроме советских людей, все остальные ее знают. И то Священное Писание уже к нам с Запада пришло: французы подарили миллион экземпляров, шведы пятьсот тысяч. В каждом храме Евангелие продается, любой теперь может его купить. Еще пять лет назад это было невозможно, а сейчас — пожалуйста. Перед нами последний водораздел — люди будут читать и разделяться: кто выберет Церковь Божию, а кто какую-нибудь бабку-колдунью, астрологию, кашпировских или другой какой разврат. Кто ближе ко Христу, тот выберет Евангелие, кто ближе к дьяволу, тот будет гаданием заниматься, гороскопы покупать, у экстрасенсов лечиться, потому что ему не душа важна, а тело. Пусть с душой что хотят сделают, лишь бы тело было здорово.

Вот такой стоит перед каждым выбор: что для тебя, человек, важно, духовное или телесное? И тому, кто гонится за телесным, а духовным пренебрегает, Господь показывает, к чему это приведет. Вспомним семнадцатый год — пообещали людям землю: сейчас у богатых отнимем, бедным раздадим. И что в результате? Ни земли, ни богатства, нищета кругом, поубивали всех. Кто «ура!» кричал, тех в Сибирь сослали. Люди думали: все поровну разделим и будем жить хорошо. А куда зло-то денется? Как оно было в тебе, так оно и осталось. Поэтому пока в тебе зло, ничего доброго у тебя не будет.

Вот женщина забеременела, думает: давай ребеночка прикончу, у меня уже двое есть, куда третий? А потом и другого прикончу, и еще, и еще. И что, человек убивает детей и надеется за счет этого легче жить? Ну это смешно просто. Нет, будет жить в десять раз тяжелее и с теми двумя намучается в десять раз больше, чем если бы их было двенадцать. Это же совершенно понятно. У каждого из нас есть чувство справедливости: вот всем премию дали по пять рублей, а мне — четыре. Несправедливо. Или кто-то не работает, и ему премию дают, а другой с утра до вечера сидит, ему — ничего, и он сразу возмущается: несправедливо. Правильно, надо всем по справедливости. А теперь подумаем: справедливо ли давать счастье людям, которые убивают собственных детей? Как можно на крови своих детей построить что-то доброе, хорошее? Какая тут будет семья? Какое будет воспитание? Какой будет народ?

Так и в революцию: сейчас этих всех перебьем и начнем хорошую жизнь. Перебили, а ничего не получается. И ничего и не получится, потому что строить можно только на добре. Главное в здании — фундамент. Можно очень хороший дом построить, но, если фундамент плохой, он завалится, зимой его выпрет из земли, летом все размоет. А на хорошем фундаменте даже плохонький домик будет стоять. Поэтому хотя государственное здание в России было и не очень хорошее, и много было несправедливостей, нищеты, но фундамент — православная вера — был очень прочный, и стояла империя от Аляски до Финляндии. А потом веру убрали, Бога отменили, стали строить здание на крови, на убийстве огромного числа людей. Построили, вроде на вид хорошо, но чуть тронули — все посыпалось, все разваливается, потому что зло, несправедливость, убийства вошли в каждую семью, в каждый дом. Теперь уже и деточки начинают взрослым мстить, мам, пап, бабушек убивать, скоро на улицу будет страшно выйти от этих деточек. И это естественно, потому что кровь убитых младенцев падает не только на родителей, но и на детей — на всех Каинова печать лежит. Поэтому Господь дальше нам говорит именно об этом.

«Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святый». Ну, если мы, конечно, останемся с Богом. «Предаст же брат брата на смерть, отец — детей; и восстанут дети на родителей и умертвят их. И будете ненавидимы всеми за имя Мое. Претерпевший же до конца спасется». Вот так еще две тысячи лет назад Господь сказал про наше бытие. Так предрек Дух Святый, все исполняющий, вездесущий, зная развитие зла, которое будет в человеке. Потому что всякое пророчество бывает сказано Святым Духом. Апостол Петр, первоверховный ученик Господа Иисуса Христа, в послании, которое мы сегодня читали, пишет: «Никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым».

И дальше апостол говорит: «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель». И сейчас появилось много всяких лжепророков, лжеучителей, которые учат чему угодно, только не православной вере. И огромная масса народа с радостью на это идет. Многие раньше удивлялись: если антихрист придет, как же все ему поклонятся, неужели не видно, что это антихрист, что это воплощенное зло? Конечно, нет. И Кашпировский это доказал: сто миллионов человек усадил у телевизоров. А ведь антихрист, когда придет, будет этой силой в десятикратном размере обладать. И такое в истории уже происходило. Этой магической силой воздействия Гитлер обладал. Когда он выступал, слушатели просто ходуном ходили, кричали, радовались, он их приводил в восторженное состояние. А людям этого и надо. То, что Христово — скромность, смирение, терпение, милосердие, — это все неинтересно, а вот за здоровье любого купишь: человек пойдет к любой бабке, к любой колдунье, что угодно сделает, только бы не болеть.

И пожалуйста, мы уже видим, как огромные массы людей — не десятки, а сотни миллионов — принимают лжепророка. Некоторые даже говорят: он такой хороший, у него лицо симпатичное. Какое лицо? Сразу видно, что сатана! Но нет, людям нравится. А почему нравится? Потому что близкое, свое. Человек сам пропитан духом зла, сатанизма и поэтому и в другом воспринимает это как родное. Все церковное ему неприятно, тяжело, кажется ему мрачным, а все бесовское любо. Взять рок-музыку. Люди в годах говорят: это какая-то бесовщина, бесполые существа, не поймешь, не то мужчина, не то женщина, грива мотается, вспышки света, дым, грохот — ну прямо живой ад. И поют о желтом дьяволе, о сексе, о всяком безобразии. А молодым нравится, они готовы за билет сто рублей платить, куда-то ехать, этих артистов в подъезде караулить, чтобы только их увидеть на минутку. И после концерта начинают все крушить, ломать. Спрашивается: человек, если ты не сумасшедший, разве ты не видишь, какой результат? Нет, ему нравится. Вот уже до чего дошло: если раньше злоскрывалось, то теперь оно выступает явно, откровенно, нагло.

Тот же Кашпировский говорит: мне нет равных, я с толпой могу делать все, что угодно. И люди согласны считать себя толпой, быдлом, лишь бы здоровьичко дал — а здоровьичко-то, кстати, мнимое. Так, немножко шрам какой-то вылечил или волосы потемнели, но потом за это придется расплачиваться в тысячекратном размере. Уже сейчас в храм приходят и говорят: что нам после этих сеансов с дочкой делать? А что делать? Теперь лечить надо, вот психдиспансер, пожалуйста, будьте любезны туда, в стационар на полгодика. Даром это не проходит, сатана никак не может человека наградить. Поманить чем-то хорошим может, а дать реально какое-то добро — нет. Говорят: Кашпировский исцеляет. Ну да, в данный момент человеку стало лучше, но проследим, что будет с ним через два месяца, через три, через четыре. Может, он через полгода язвами гнойными покроется и умрет. Что значит: стало легче? Да любой человек два литра водки выпьет — и ему будет легко и хорошо: лежит пьяненький, все ему нипочем. Но потом-то будет похмелье — вот тогда и надо смотреть. А то стало легче! А сколько на тот свет ушло, никто не считает.

«Многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении. И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет». Из любостяжания. Действительно, все эти экстрасенсы страшно богатеют. Джуна на Пасху ехала в такси по улице Горького и червонцы в окно кидала. Кашпировский пожертвовал триста тысяч рублей на милосердие. Наверное, не последние отдал. Откуда такие деньги? От любостяжания. Люди готовы за здоровьичко платить любые деньги.

«Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания; и если не пощадил первого мира, но в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды, когда навел потоп на мир нечестивых; и если города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам, а праведного Лота, утомленного обращением между людьми неистово развратными, избавил (ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные)…» Сейчас уже всякий разврат, извращение, даже изменение пола открыто проповедуется. А почитаем Библию: что Господь сделал с Содомом и Гоморрой? Эти города исчезли с лица земли. Все, кто жил в этом разврате, погибли, спасся только праведник.

Понятно, что мы с вами не можем весь мир изменить. Будет и рок, будет и секс, будет и пьянство, и убийство, и дальше эта волна будет нарастать. И конечно, нам среди этого безобразия жить будет все тяжелей и тяжелей, но надо обязательно претерпеть все до конца. И если мы до конца претерпим, то душу свою спасем. А по возможности нужно стараться и детей своих спасать, и внуков предохранять от зла. Но мы часто об этом не думаем — телевизор дома включен, ребенок смотрит, а мы даже не контролируем, что там показывают; или ребенок читает что-то, а мы совершенно этим не интересуемся; или на улице с кем-то гуляет, а мы даже и не знаем, с кем, нам все равно. Но когда зло уже вырастет, его искоренить будет трудно. Когда росточек маленький, взял его двумя пальчиками и вынул, а когда вот такое дерево, как вынешь?

Многие потом приходят: что мне делать с сыном, с дочерью? Спрашиваешь: сколько лет? Пятнадцать. Ну что с пятнадцатилетним человеком сделаешь? Уже никакими угрозами, насилием ничего не добьешься. Воспитывать дитя надо еще до того, как оно в утробе зачато. А когда ему пятнадцать лет, все зло в нем уже выросло, а добра-то совсем нет, потому что ребенок не причащается, Евангелия не знает, что такое молитва, никогда не слышал. Что он, бедный, видит? В школе одно зло. Хорошо, если хоть один добрый учитель попался — а остальные совершенно бессовестные, оценки ставят несправедливо, иногда над детьми открыто издеваются, врут им в глаза, а когда начальство приезжает, начинают марафет наводить. Ребята относятся друг ко другу ужасно, дразнятся, сквернословят, сильные бьют слабых, если кто чуть поумней, обязательно к нему цепляются; уже с пятого-шестого класса курят, потом класса с восьмого-девятого начинается блуд страшный. И на улице то же: собираются стайками, жгут лифты, выворачивают микрофоны, ломают перила; если деньги соберут, выпьют. А дома? Папа на маму матом ругается, бабушка с утра до вечера бурчит, телевизор весь день работает, и все только ждут: когда же «октябрьская». Октябрьская пришла — перепились до драки, и опять сначала. Вот что ребенок видит. И куда ему деваться? Конечно, все это зло в него впитывается.

Прежде редко бывало, чтобы в четырнадцать лет человек становился преступником, а сейчас ребеночек не успеет вырасти — он уже бандит. Потому что раньше в каждой школе был священник, Закон Божий преподавали, к причастию водили, следили, чтобы дети исповедовались. Конечно, и злосуществовало, и пьянство, и разврат, но было хоть из чего выбрать. У одного ребеночка сердце ко злу склоняется, у другого — к добру. А теперь ребенок по природе своей может быть добрым, но где он видит это добро? На улице — нет, дома — нет, в школе — нет. Где? В магазине? В магазине только скандалы. И вот так в этом зле и вырастает человек, а потом удивляются: что это он на папу с мамой с кулаками лезет? Недавно один мальчик на маму рассердился, пришел с приятелем, тот держал, а он ей в рот кипятка налил. О, какой злодей! Но это же зло от папы с мамой! Кто, кроме родителей, может ребеночка от зла сохранить? Кто может добрый пример подать? А некоторые родители про своего ребенка говорят: не знаем, что с ним делать, он нас не слушается. Выходит дело, трехлетний ребенок сильнее папы с мамой.

Поэтому, братья и сестры, жить нам становится все труднее, и так и должно быть, так в Писании написано. И трудности не будут уменьшаться, они еще увеличатся. Мы живем в самом начале, это только первые ласточки: всякие бесы, летающие тарелки, так называемые инопланетяне. Сатана уже является людям воочию, а они вместо того, чтобы перекрестить всю эту гадость, хотят с ней встретиться, вступить в контакт, хотят с бесовщиной этой наладить отношения, чтобы бесы ими руководили, управляли. И сатана уже полностью людьми управляет, явно. Раньше-то он стеснялся, бесы зеленые, хвостатые только алкоголикам, наркоманам, людям совсем падшим являлись, а сейчас… Вот ко мне один парень приходил, молодой, хороший, непьющий. Мне, говорит, такая сила дана, что я могу погоду менять; у нас недавно был пожар, я только захотел — и дождь над этим местом пролился. То есть человек уже полностью во власти дьявола, и что ему ни говори, он этому не верит, потому что как же так, Кашпировский же людям помогает?! Как помощь, добро может быть от дьявола? Но ведь и Гитлер делал добро — он всему немецкому народу дал рабочие места, в Германии безработица исчезла. Но каким путем? Вот в чем дело! Или взять деньги — это добро или зло? Хорошо иметь много денег? Ну тогда убей, отними — и будут у тебя деньги. А, этот способ не годится? Значит, не все добро. Важно знать, из какого оно источника.

И надо нам все время над этим размышлять, все время об этом помнить, все время быть начеку, потому что много появилось лжепророков. Мы должны держаться только за Евангелие. Здесь все, слава Богу, написано — столько, что нам ума даже не хватит это все осознать. Но того, что мы сумеем осознать, надо нам обязательно придерживаться и стоять в этом до конца. Аминь.

Крестовоздвиженский храм, 5 февраля 1990 года


Источник: https://azbyka.ru/days/2019-02-18

(69)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *