День памяти мученицы Татьяны (проповеди)

Проповедь священника Даниила Сысоева

День памяти мученицы Татьяны

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Поздравляю вас всех с днем памяти святой мученицы Татьяны! Мученица Татьяна жила в III веке, была диаконисой, то есть заведовала хозяйственной частью церкви. Она пострадала от современной ей идеологии. В то время в Риме правил император Александр Север, который был сторонником объединения всех религий. В личной божнице у него были статуи Геркулеса, Зевса, Иисуса Христа, Авраама и статуя Орфея. Он считал, что нужно всем богам кланяться и что люди должны почитать всех богов, тогда будет всеобщее примирение. Святую Татьяну схватили именно за то, что она отказывалась почитать всех богов, за нетерпимость она и была казнена. Она является вестницей нетерпимости, которая победила мир. Она отказалась поклоняться Аполлону, который в священном Писании упоминается как злой дух, который в конце времен будет губить человечество. Она пришла в храм Аполлона и молитвой разрушила всех истуканов, показав тем самым, что христианину ничего не страшно, и он не боится языческих истуканов. Это язычники боятся божественной силы, которая таится в христианах. Если Бог открыл Себя во Христе, то не может быть примирения Истины с ложью.

Это нам очень важно помнить сейчас, когда даже православные христиане соскальзывают на эту гнилую дорожку – терпимости и толерантности. Многие православные из-за нежелания обидеть иноверцев, инославных, не говорят им правду – что они погибнут. При этом забывая простую вещь, что иноверцы все равно погибнут. И от того, что христиане не говорят об этом, иноверцам от этого легче не станет. За это молчание с нас Господь спросит, так как мы не сказали погибающему человеку о его страшном пороке. В книге пророка Иезекииля Бог говорит: «Я поставил тебя на страже, в сторожевой башне, смотреть, приближается враг или нет». Если стражник, увидев врага, протрубит в трубу, и жители города остерегутся, то он спас их души. Если же он протрубил в трубу, а жители города решили не слушать его и погибнуть за беззакония свои, то стражник не будет виновен в их крови. Но если стражник не протрубил в трубу, увидев приближение неприятеля, то горожане погибнут за беззакония свои, но Господь их кровь взыщет со стражника.

«Сын человеческий! Я поставил тебя стражем дому Израилеву, и ты будешь слушать слово из уст Моих, и будешь вразумлять их от Меня. Когда Я скажу беззаконнику: «смертью умрешь!», а ты не будешь вразумлять его и говорить, чтобы остеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтобы он жив был, то беззаконник тот умрет в беззаконии своем, и Я взыщу кровь его от рук твоих. Но если ты вразумлял беззаконника, а он не обратился от беззакония своего и от беззаконного пути своего, то он умрет в беззаконии своем, а ты спас душу твою. И если праведник отступит от правды своей и поступит беззаконно, когда Я положу пред ним преткновение, и он умрет, то, если ты не вразумлял его, он умрет за грех свой, и не припомнятся ему праведные дела его, какие делал он; и Я взыщу кровь его от рук твоих» (Иез. 3:17-20).

Это касается и христиан, если христианин не предупреждает людей о злых путях их, если он не пытается остановить их, а говорит, что уважает все религии, что терпим к заблуждениям, то Господь спросит с него за это злодеяние. Нужно помнить, что грех иноверца не менее тяжкий, чем грех прелюбодеяния или убийства, потому что это грех против первой заповеди. Святая Татьяна в этом нам урок, она свидетельствует, что есть единственный верный путь подражания Христу: словами, делами, помышлениями при вере во Святую Троицу. И идя по этому пути, необходимо свидетельствовать о радостной новости спасения. Почему нетерпимость христиан радостная? Потому что мы нетерпеливо восклицаем, что нашли путь спасения, мы увидели Свет Истины, мы получили Духа Небесного, мы нашли веру истинную, присоединяйтесь к нам! Наша проповедь не должна быть мрачной, мы должны проповедовать Христа Спасителя снова Грядущего со славою судить живым и мертвым. И его Царствию не будет конца. Впереди наступит великое царство Бога, великое царство радости, братство спасенных народов, которое Господь Себе соберет.

Святая Татьяна возвещала об этом царстве, поэтому она и умерла с радостью. И из раны у нее текла не кровь, а молоко, в знак обещанной земли из молока и меда. Татьяна сейчас находится в долине вечной радости и нас призывает туда же. В Церкви день смерти мученика – это день торжества. Это радость, когда человек покидает мир, рождаясь в вечную жизнь. Мы должны помнить, что здесь мы лишь странники и пришельцы, а наша Родина на Небе, где сияние бесконечного Света Бога. Нас там ждет любящий Отец, который заботится о нас, руководит нами, который спас нас кровью Сына Своего. Он оживотворяет нас Духом Святым и возводит нас выше всех Небес. И в силу этого день мученика — это день свидетеля, что смерть уже побеждена и открыта дорога в Небеса, по которой мы должны и сами идти, и других к ней звать, чтобы все вошли в радость Господина Своего.

И пусть эта радостная новость сопровождает нас, научает отрываться от этого мира. Если человек строит дом для себя, то он не будет его строить из второсортного материала, закладывать в него радиоактивный асбест, использовать гнилые бревна, он будет пытаться использовать лучшие материалы и поставит дом на хорошем месте. Точно так же, когда мы строим дом для своей души, то мы его должны строить на Небе и из самого лучшего материала — из добрых дел: милостыни, любви, милосердия, кротости, православной веры, верности Богу и людям, благочестия, молитв, постов и других замечательных украшений, которые есть в нашем небесном доме. Давайте стремиться строить этот дом, чтобы он был красивее, больше, прекраснее, и чтобы в вечных обителях, куда мы надеемся войти молитвами святой Татьяны, нам было где жить, и чтобы мы вошли в то наследство, которое уже сейчас приготовили.

Храни вас Господь!

Проповедь священника Иоанна Павлова

Святая мученица Татьяна

Те, кто читал жития святых мучеников, знают, что часто они бывают похожими друг на друга, как бы составленными по одной и той же схеме. Происходит это потому, что в эпоху гонений огромное количество мучеников пострадало за Христа и собрать сведения о жизни каждого даже и их современникам было невозможно. Часто о том или ином мученике составители житий знали только то, что человек был христианином, что его арестовали, принуждали отречься от Христа, подвергали пыткам и приговорили к смертной казни. В этом судьба всех мучеников была сходной. Других же сведений, как правило, просто не существовало, а потому и жизнеописания большинства пострадавших за веру христиан выстраивались по этой одинаковой для всех схеме.

Кроме того, часто единственным источником, где можно было почерпнуть сведения о жизни и особенно о кончине того или иного мученика, были так называемые мученические акты, то есть записи римских правоохранительных органов, судивших и выносивших смертные приговоры христианам. Понятно, что эти акты были написаны сухим юридическим языком, написаны однотипно, по определенному шаблону и разнообразием не отличались. Следовательно, еще и по этой причине дошедшие до нас жития мучеников часто бывают очень похожими друг на друга.

Кстати, в истории Церкви есть и другой подобный пример, гораздо ближе к нам по времени. Это жития новомучеников и исповедников российских, пострадавших от безбожной власти в ХХ веке. Их жития составляются в наше время, и часто им присуща та же особенность: они похожи друг на друга и выстраиваются по одной и той же схеме. Сначала в них даются краткие сведения о жизни человека, потом говорится, что он был арестован, подвергался допросам, был приговорен к смертной казни, расстрелян, погребен в безвестной могиле. По такой схеме написаны жития очень многих новомучеников. Происходит это по тем же самым причинам: во-первых, у всех новомучеников была однотипная судьба репрессированных за веру, а во-вторых, источником для их жизнеописаний часто являются дела следственных органов, также всегда схожие и однотипные.

Житие святой мученицы Татьяны, память которой мы сегодня празднуем, также является типичным и похожим на жития многих других мучеников той эпохи. О жизни ее мы знаем немного. Известно только, что Татьяна жила в Риме в III веке и происходила из очень знатной семьи. Ее отец три раза занимал высокую должность консула. Он был тайным христианином и свою дочь воспитал в благочестии и страхе Божием. Татьяна с детства проводила чистую христианскую жизнь – в молитве, богомыслии, изучении Священного Писания. Достигнув совершеннолетия, она отказалась вступать в брак, желая сохранить чистоту и остаться невестой Христовой.

После того как в Риме произошла очередная насильственная смена власти, начались гонения на христиан. Их хватали, судили, мучили и предавали смерти. Между многими другими была арестована и святая Татьяна. Ее принуждали отречься от Христа и подвергали бесчеловечным пыткам и истязаниям. Претерпев все с беспримерным мужеством, святая мученица была усечена мечом. Вместе с ней пострадал за Христа и ее отец, которого прежде казни лишили всех государственных званий, наград и имущества. Так закончили отец и дочь свой жизненный путь.

Когда мы читаем их краткое житие, у нас возникает вопрос: откуда у этих людей было столько мужества, что они могли перенести все те мучения, которым их подвергали? Особенно у Татьяны – ведь она была еще молодой девушкой, из богатой и знатной семьи, казалось бы, совершенно не привыкшей к ужасам застенков и пыткам палачей? Как же она могла все это выдержать?

Действительно, человеческими силами выдержать это невозможно, такое испытание выше человеческой природы. Однако то, что невозможно человеку, возможно Богу, и если Он приходит на помощь Своим верным страдающим чадам, то дает им силы побеждать собственную природу. Ведь Бог есть Владыка всего сотворенного, в Его руке законы всякого естества – Он ли не может совершить считающееся по естественным законам невозможным? Благодать Святого Духа, осеняя мучеников, делала их способными не только не бояться самых страшных мучений, но и радоваться им и желать их. Она делала то, что их пламенная любовь ко Христу от мучений не угасала, но еще больше разгоралась. Это было священное безумие любви, полное торжество и победа над миром и над законами человеческой природы. От пламени этой любви далеко бежали все силы тьмы, и даже сама смерть, – ведь известно, что тела многих мучеников после их кончины оставались нетленными, то есть неподвластными всеобщему закону распада и смерти.

Итак, причина сверхъестественного подвига мучеников заключается в ниспослании им от Бога помощи, в соприсутствии им Божественной Благодати. Однако здесь нужно задать и другой вопрос: откуда была у них столь великая Благодать, почему Бог давал ее им? Ответ следует искать в предшествующей жизни этих людей. До своих страданий за Христа мученики проводили высокую христианскую жизнь, а потому и явились достойными того, чтобы им была явлена чрезвычайная Благодать, и милость, и помощь от Бога. То есть к предназначенному им огненному испытанию они приготовили себя заранее, задолго до него. На этих людях исполнились слова Христа о доме, построенном на каменном основании. «Всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, – говорит наш Спаситель, – уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое». Мученики построили дом своей души на незыблемом основании святой и праведной жизни, а потому и устоял этот дом, когда обрушились на него бури испытаний.

Таким образом, братия и сестры, из житий святых мучеников извлечем для себя важный урок: человек, проводящий жизнь по заповедям Христа, привлекает к себе Благодать и помощь Божию, а потому во время испытаний Бог дает ему силы их переносить. Мы не знаем, что ожидает нас в дальнейшей жизни. Времена изменчивы, и очень вероятно, что гонения на Церковь могут повториться. Но даже если именно нас они и не коснутся, то все равно никто из людей не застрахован от других испытаний – скорбей, болезней, социальных потрясений, войн и тому подобного. Если нам предстоит пройти через них, то хватит ли у нас сил, чтобы перенести это достойно, мужественно и по-христиански? Совершенно очевидно, что одних собственных сил при больших испытаниях нам не хватит, но потребна будет тогда всемогущая помощь Божия. Кому же дается эта помощь?

Прежде всего, она дается тем, кто близок к Богу, кто живет по Его заповедям. Мы знаем из Евангелия, что грешников Бог не слушает, но кто чтит Бога и творит Его волю, того слушает. И потому помощь Божию в испытаниях мы можем привлечь к себе не чем иным, как своей предшествующей чистой христианской жизнью. «Когда на неправедного находит искушение, – говорит преподобный Исаак Сирский, – то не имеет он упования, чтобы призвать Бога и ожидать от Него спасения, потому что во дни упокоения своего удалялся от воли Божией. Прежде нежели начнешь брань, ищи себе помощи, и прежде недуга взыщи врача. Прежде нежели найдет на тебя скорбь, молись Богу, – и во время горести найдешь Его и услышит тебя. Прежде нежели поползнешься, призывай и умоляй… Ковчег Ноев построен был во время мира, и дерева его были посажены за сто лет; а во время гнева неправедные погибли, праведнику же стал он покровом».

Итак, братия и сестры, помощь от Бога в темные времена испытаний получают те, кто был верен Богу, когда испытаний еще не было. Кто не оставляет Бога при благополучной жизни, того и Бог не оставляет в скорбях и напастях. В Евангелии Христос, предупреждая людей о последнем огненном испытании перед концом мира, говорит: бодрствуйте и молитесь, чтобы избежать этих будущих бедствий. «Бодрствовать и молиться» как раз и означает проводить чистую христианскую жизнь. Послушаемся же этого наставления Господа и Спасителя нашего. Ибо если мы его исполним, то будем подобны построенному на незыблемом основании дому, которому не страшны никакие бури, ни наводнения, ни землетрясения, ни прочие нахождения неизбежных в этом мире бед и испытаний. Аминь.

Проповедь протоиерея Григория Дьяченко

Святая мученица Татиана

(О бытии ангелов)

I.

Св. Татиана, память коей совершается ныне, юная дева, воспитанная высокородными благочестивыми родителями в законе христианском, предпочла выгодному супружеству девство и приняла звание диакониссы римской церкви, в царствование Александра Севера. При всей доброте этого государя, и при нем христианам не было спокойного житья, даже в самом Риме: в числе придворных и тогда были такие, которые втихомолку проливали кровь христианскую, как воду. Привлечена была к суду, как христианка, и диаконисса Татиана. Когда она отказалась от поклонения идолу в храме Аполлона, ее подвергли пыткам. Святая нисколько не колебалась от испытываемых ею страданий; вокруг нея незримо для других стояли четыре ангела и ободряли ее, поражая в то же время мучителей. Заключили потом святую в темницу; и здесь явились к ней светоносные ангелы для ее утешения и ободрения. Святую опять подвергли мучениям, и опять ввергли в темницу, и опять светоносные ангелы Божии явились к ней, уврачевали ее от ран и прославляли ее страдания. Заключили наконец страдалицу в храме Меркурия, остригли наперед ее волосы, воображая, что в ее волосах заключается врачующая сила волшебства, и тут светоносные ангелы явились к ней, утешая ее в страданиях и возвестили скорое отрешение от смертного тела. Святая была усечена мечем вместе с своим родным отцом, которого около того времени также судили за принятие христианской веры. Таким образом святая душа Татианы водворилась в мире духов, с ликами светоносных ангелов.

II. 

Жизнь св. Татианы научает нас той отрадной истине, что существует высший мир ангелов, которые по воле Божией посылаются на служение человеку, охраняют его от зла и утешают его среди бедствий.

Удивительно, что забвение о небесных силах в некоторых из христиан простирается до того, что сомневаются даже в существовании невидимаго мира.

а)Если бы не имели мы свидетельства о бытии духовного мира в книге Откровения: мы могли бы найти его в книге природы. На всем видимом написано свидетельство о невидимом. Апостол Павел говорит, что «невидимое Божие, Его присносущая сила и Божество, от создания мира, чрез разсматривание тварей, есть видимо» (Рим. I, 20). Посмотрите на дерево или траву: то, что вы видите, может только увянуть, засохнуть и разрушиться; а то, что производит зелень, рост, цвет и плод, не есть ли невидимое? Оглянитесь на самих себя: то, что в вас чувствует, желает, мыслит, не есть ли невидимое? Приметьте подобную лествице постепенность тварей, которыя столько совершеннее одна другой, сколько более открывается в них действие невидимаго; начните от земли и камня, в которых невидимое совершенно погребено; взойдите по лестнице видимых тварей до человека, в котором невидимое может уже господствовать: не естественно ли над сею степенью предполагать тварей, в которых видимое совершенно поглощено, — существа чисто невидимыя, духовныя?

б) Правда, в нынешнем омраченном состоянии человека и мира, сквозь письмена видимых вещей тускло мелькает свет мира невидимаго. Но за то в книге Откровения очищенное верою око ясно усматривает не только существование мира невидимаго, но и его близость, и тесный союз его с видимым. Там херувим стережет путь древа жизни (Быт. III, 24); здесь ангел утешает отчаянную Агарь (Быт. XVI, 7-12); в другом месте ангелы вместе с Господом гостят у Авраама (Быт. ХVIII); ангелы спасают Лота из погибающаго Содома (Быт. XIX); Иаков, то спящий во множестве видит ангелов, по лествице восходящих на небо, и нисходящих на землю (Быт. XXVIII, 12). то бдящий встречается с полками ангелов (Быт. XXXII, 1). Ангел является Моисею в горящей купине (Исх. III, 2), для приготовления его к изведению израильтян из Египта. Исаия видит серафимов окружающих престол Господень, и от одного из них приемлет огненное очищение (Ис. VИ).

Откроем Новый Завет. Се восходит солнце духов; является Царь откровений, Иисус Христос. Что же? Сам Царь провозглашает: «отселе узрите небо отверсто, и ангелы Божия восходяща и нисходяща к Сыну человеческому»(Иоан. 1, 51): и действительно, мы видим ангела, возвещающаго неплодное зачатие Предтечи (Лук. I, 11) и безсеменное зачатие Спасителя (Лук. I, 26), целое воинство ангелов, воспевающих славу рождества Спасителева (Лук. 11, 13), ангела разрешающаго недоумение Иосифа (Матф. I, 20) и устрояющаго безопасность Младенца Иисуса от ищущих души Его (Матф. II, 13), ангелов служащих Иисусу по искушении Его в пустыне (Матф. IV, 11), ангела, явившагося для укрепления Его в Гефсиманском подвиге (Лук. XXII, 43), ангелов «отверзающих гроб Его»(Матф. XXVIII, 2), «возвещающих Его воскресение» (Иоан. XX, 12), ангелов сопровождающих Его вознесение и возвещающих Его паки пришествие (Деян. I, 10. 11).

Христиане! I. Христос, по изречению Иоанна Богослова, есть «Святый, истинный, имеяй ключ Давидов, отверзаяй, и никтоже затворит» (Апок. III, 7). Итак, если Он отверз небо: кто же смеет затворить его? Или кто смеет сказать, что теперь уже не время видеть ангелов Божиих, восходящих и нисходящих по воле Сына человеческаго? «Не вси ли суть служебнии дуси, в служение посылаеми за хотящих наследовати спасение?» Кто же и ныне может утверждать, что они уже без дела и мы без помощи? .

в)Но чем несомненнее удостоверяемся мы в близости к нам св. ангелов и о их готовности на помощь нам: тем с большею заботливостию мы должны помыслить о том, отчего в наши дни так мало слышат о сей помощи, а еще менее верят слышанному о том?

Как в видимых своих явлениях св. ангелы не редко принимаемы были человеками за подобных человеков: так легко случиться может, что и невидимыя их действия человек примет за собственныя человеческие или обыкновенныя естественныя действия. Не случается ли, например, что, среди недоумения или некоего бездействия ума, вдруг, как молния, просиявает чистая, святая и спасительная мысль; что в обуреваемом или холодном сердце мгновенно водворяется тишина, или возгорается небесный пламень любви к Богу? Если всякое явление по роду своему свидетельствует о присутствии действующей силы, то эти внутренния явления души нашей не свидетельствуют ли о присутствии небесных сил, по человеколюбию бросающих лучи свои в наш ум и искры в наше сердце? Не суть ли это действия ангелов, по изречению пророка Захарии, «глаголющих в нас?» Как достойно сожаления, если мы не примечаем этой ангельской помощи! Ибо, не примечая, не приемлем ея, как должно, и не пользуемся ею; не пользуясь, остаемся неблагодарными и виновными, не приготовляем себя к другим подобным посещениям и таким образом даже удаляем от себя хранителей наших.

Если мы, человеки, удаляемся от человеков, которых расположения противны нашим расположениям; если наставник наконец отрекается от ученика, не внемлющаго наставлениям, или воспитатель от воспитанника, отвергающаго руководство его; если самый отец удаляет от себя непокорного сына: то как не удалиться наконец от нас св. ангелам, когда мы не следуем их спасительным внушениям, и оставляем безплодным для нас их служение? Как не удалиться от нас небесным силам, когда мы предаемся только земному? Как не удалиться чистым духам, когда мы живем в нечистотах плоти? Как не удалиться ангелам Божиим, когда мы непрестанно имеем в мыслях и желаниях не Бога и Христа Его, но мир и самих себя?

III.

Чада церкви! Чада Божии! Будем ходить, яко чада послушания. Не слышим ли, как матерь ежедневно просит нам у Господа и Отца нашего «ангела мирна, верна, наставника, хранителя душ и телес наших?» Изгоним из души нашей плотские желания и суетные помыслы, и тогда посетят ее безплотныя силы, и поведут нас с собою «от силы в силу», доколе наконец и Сам «явится Господь Бог в Сионе» духа нашего (Псал. LXXXIII, 8), и «сотворит» в нем Себе «обитель» (Иоан XIV, 23). Аминь.



Источник: https://azbyka.ru/days/2019-01-25

(118)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *