Вопрос Архиерею: Новые ответы

Запрет на Причащение для невенчанных пожилых супругов — правильно ли это? Почему есть несовпадение между практикой и теорией богослужения?..

Не допустили до причастия в другой епархии — что делать? Когда читаются часы? Как бороться с помыслом, что Бога нет?..

На эти и другие вопросы посетителей портала «Православие и современность» отвечает Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин.


Осенью во время недельного самостоятельного пребывания в Оптиной пустыни батюшка на исповеди благословил Причастие один раз и далее только после церковного венчания, несмотря на наличие зарегистрированного государством брака в органах ЗАГС. Как правильно понять: этот запрет распространяется на эту обитель или запрещено даже в своем храме по месту жительства в г. Саратове? Рекомендуется ли Русской Православной Церковью венчание пожилым супругам? Насколько это считается грехом? Георгий

Уважаемый Георгий! Этот батюшка неправ. К сожалению, некоторые монастырские духовники слишком смело выходят за пределы своей компетенции.

В Русской Православной Церкви есть целый ряд соборно принятых документов, в которых говорится, что Церковь признает брак, зарегистрированный государством.

Очень подробно это разъясняется в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» (глава 10 «Вопросы личной, семейной и общественной нравственности»).

Вот что говорится об этой же проблеме в документе «Об участии верных в Евхаристии», принятом на Архиерейском совещании в 2015 году: «Как отмечено в ″Основах социальной концепции Русской Православной Церкви″ (Х. 2) и в определении Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 декабря 1998 года, Церковь, настаивая на необходимости церковного брака, все же не лишает причащения Святых Таин супругов, состоящих в брачном союзе, который заключен с принятием на себя всех законных прав и обязанностей и признается в качестве юридически полноценного брака, но по каким-то причинам не освящен венчанием. Эта мера церковной икономии, опирающаяся на слова святого апостола Павла (1 Кор. 7, 14) и правило 72 Трулльского Собора, имеет в виду облегчение возможности участия в церковной жизни для тех православных христиан, которые вступили в брак до начала своего сознательного участия в таинствах Церкви. В отличие от блудного сожительства, являющегося каноническим препятствием ко Причащению, такой союз в глазах Церкви представляет собой законный брак… Однако долг пастырей — напоминать верующим о необходимости не только заключения юридически действительного брака, но и освящения такового в церковном священнодействии».

То есть супруги невенчанные, но находящиеся в законном браке, могут участвовать в таинстве Причащения. Однако если они оба являются верующими православными людьми, Церковь считает своим долгом напоминать им о необходимости совершения Венчания — таинства, которым благословляется и освящается брак. Многие пожилые супруги пришли в храм уже в зрелом возрасте, поэтому они не были венчаны раньше. Но сегодня, если Вы с супругой ходите в храм, ничто не препятствует Вам приступить к этому таинству.

Бывает, что в семье один из супругов по какой-то причине не считает для себя нужным венчаться (допустим, он недостаточно воцерковлен, или не верит в Бога, или исповедует другую религию (хотя Церковь не рекомендует своим чадам такие браки). Но и в этом случае верующий супруг или супруга не лишаются участия в  церковных таинствах. Эта позиция основана на апостольских словах:«Неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим (1 Кор. 7, 14)».

На портале «Азбука.ру» в разделе «Литургия оглашенных» объясняется, что каждение по церковному уставу производится после чтения Апостола. Однако в храмах Саратова диакон совершает каждение во время чтения. Почему такое несовпадение между практикой и теорией, если учесть, что звон бубенчиков заглушает священные слова посланий? Георгий

Уважаемый Георгий! Да, каждение по церковному уставу производится после чтения Апостола, во время пения так называемого аллилуария. Все мы знаем это из курса литургики. Но на практике практически во всех Православных Церквах сегодня каждение совершается во время чтения Апостола. Дело в том, что богослужение претерпело со временем значительные изменения. И если раньше аллилуарий был одной из самых протяженных частей богослужения (по времени он длился не меньше, чем сегодня Херувимская песнь), то сейчас аллилуйя пропевается достаточно быстро, коротко. За это время каждение совершить невозможно, поэтому оно происходит на Апостоле.

Я согласен, что в небольших храмах каждение мешает воспринимать текст Писания, особенно если у кадила есть бубенцы. Это действительно не очень хорошо. Поэтому, когда я служу в небольших храмах, прошу не использовать большие кадила с бубенцами, чтобы не мешать чтению.

Здравствуйте, Владыка. У меня мама сейчас временно живет в Адлере, помогая сестре с новорожденным сыном. Она воцерковленный человек. В ближайшем храме священник не допустил ее до причастия. Причина в том, что раньше, в молодости, она сделала аборт. Заверения в том, что она уже каялась и причащалась, не подействовали. Ее, вместе с такими же 6 прихожанами, попросили остаться после службы. Их накормили и провели беседу, на которой священник сказал, что они не могут причащаться год. Там были и бабушки, которые говорили, что каялись и уже причащались лет двадцать. На это был ответ, что батюшки, допустившие их, пойдут в ад. Им настоятельно рекомендовали купить книгу с покаянным каноном за души младенцев во чреве. Даже тем, кто говорил, что у них уже есть такая книга. Хотелось бы услышать Ваше мнение по этому поводу. Сергей

Уважаемый Сергей! Я думаю, что данный священник превысил свои полномочия. Он сделал то, на что он не вправе, хотя, не сомневаюсь, что из побуждений, которые ему самому кажутся очень хорошими. Если бы дело происходило в моей епархии, я бы этого священника вразумил и убедил бы его больше так не поступать. Думаю, что Вам нужно направить письмо с описанием этой ситуации епархиальному Архиерею, в ведении которого находится храм в Адлере (Екатеринодарская епархияЕпископ Туапсинский Дионисий).

Владыка, благословите! Я приобрел молитвослов — репринтное воспроизведение издания 1905 г., которое, кроме известных мне молитв, включает часы. Объясните, пожалуйста, в каких случаях читаются эти молитвы, и как перевести их время (1-й час, 3-й час, 6-й час, 9-й час) на наше, московское время. Мои знакомые батюшки не смогли ответить на мой вопрос. С уважением, раб Божий Петр

Уважаемый Петр! Часы совершаются в храме. Эти службы — короткие, но глубокие, — известны с древности. Указание времени часов несет в себе следы древнееврейского и римского исчисления. Первый час указывает на начало дня и соответствует примерно 7 часам утра нашего времени. Следовательно, третий час — девяти часам утра, шестой — двенадцати (полудню), девятый — трем часам дня. Когда-то именно в это время и читались часы. Сейчас они соединяются с богослужением: девятый час предваряет собой вечерню, первый час читается по окончании утрени, третий и шестой — перед служением Божественной Литургии.

По своему смыслу третий, шестой, девятый часы соотносятся с событиями из жизни апостолов и Господа Иисуса Христа. В молитвах и тропарях третьего часа воспоминается схождение Святого Духа на апостолов, шестого часа — Распятие Спасителя. Девятый час — время Его крестной смерти. Первый час — это начало нового дня, и молящиеся просят Господа о просвещении их светом Истины.

Сейчас часы как неизменяемые повторяющиеся службы суточного круга печатаются в книге Часослов.

В древности часы в положенное время читали и благочестивые миряне. Когда-то именно для этой цели строились небольшие молитвенные здания, похожие на храм, но без алтаря. Поэтому они так и называются — часовни.

Очень хорошо познакомиться с содержанием часов, но читать их дома не обязательно. А вот приходить в храм до начала чтения часов, чтобы прослушать их полностью, относиться к ним не как к чему-то второстепенному (к сожалению, такое сегодня часто встречается), а как к неотъемлемой части богослужения, — нужно и важно.

Здравствуйте, уважаемый Владыка! Скажите, пожалуйста: 1. Какой объем Евангелия необходимо прочитывать в день, или Евангелие нужно учить наизусть? 2. Как вы относитесь к книгам Эрнста Мулдашева? Денис

Уважаемый Денис!

1. Вообще из отношений человека с Богом надо исключить слова «надо», «нужно», «необходимо». Потому что всё, что мы делаем для Бога и для своей души, мы делаем по нашему усердию и желанию. Есть распространенная практика: человек, желающий читать Евангелие постоянно (а Евангелие читается всю жизнь), читает в день одну главу Евангелия и две главы из Апостола (книги Деяний и посланий святых апостолов). Если начинать Евангелие и Апостол одновременно, то и заканчивается их чтение примерно в одно и то же время.

Что касается того, нужно ли учить Евангелие наизусть. Это совершенно не обязательно. Да, известен такой старинный обычай: были люди, которые учили наизусть Псалтирь или Евангелие. Это было, в общем-то, объяснимо в условиях, когда каждая книга переписывалась вручную и приобрести ее было почти невозможно. Сегодня учить что-то наизусть — неплохо, но необязательно.

2. Книги Э. Мулдашева относятся к эзотерической литературе, и их вряд ли можно рекомендовать христианину.

Уважаемый Владыка, подскажите, что делать. Последнее время ко мне начали приходить мысли о том, что вдруг Бога нет. Читаю правило, посещаю церковь. И порой иногда приходят такие мысли, что им трудно возразить. Как быть? Сергей

Уважаемый Сергей! Есть общее аскетическое правило: если возникают сомнения в бытии Божием, не надо принимать этих мыслей, как и другие вредные помыслы. Но я не знаю, насколько глубоко Вы вовлечены в церковную жизнь, насколько внимательно следите за собой, как молитесь. Поэтому могу дать еще такой совет. Надо учитывать, что за тысячи лет существования христианства разные вопросы и сомнения в вере приходили в голову очень многим людям. Поэтому на вопросы, которые иногда кажутся нам неразрешимыми, уже даны ответы, причем людьми, которые вели подлинно христианскую жизнь. Сегодня вполне доступна святоотеческая литература, труды древних и современных авторов по богословию и апологетике, в том числе в интернете. Если возникают недоумения, связанные с конкретными вопросами, скажем, по Священному Писанию или практике церковной жизни, надо искать ответ в таких книгах. Не надо бояться и задавать вопросы священникам, с которыми Вы знакомы. Но главное — надо молиться Богу о том, чтобы Он укрепил в вере и помог найти нужный ответ.


Источники:

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/vopros-arhiereyu-01-2019

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/vopros-arhiereyu-12-2018

(74)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *