Сергей Комаров: НАШИ ОТЦЫ, ИМЕН КОТОРЫХ МЫ НЕ ЗНАЕМ

Сергей Комаров

НАШИ ОТЦЫ, ИМЕН КОТОРЫХ МЫ НЕ ЗНАЕМ

Беседа на апостольское чтение Недели перед Рождеством Христовым

Сегодняшнее апостольское зачало представляет собой длинный перечень ветхозаветных имен и событий. Праведники дохристианской истории вспоминаются апостолом Павлом в связи с их верой – верой в Бога и грядущего Искупителя. Церковь же выбирает именно это чтение, так как в воскресенье перед Рождеством всегда празднуется память святых отец – тех людей, от которых по плоти происходил Иисус Христос.

Ветхозаветные праведники, упоминаемые сегодня, являются персонажами как минимум двенадцати старозаветных Книг. Праведники либо называются по имени, либо угадываются по событиям, в которых они участвовали. Перед именами или событиями стоит слово «верою». «Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака…» (Евр. 11:17) Или: «Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава» (Евр. 11:20). Или: «Верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов…» (Евр. 11:33).

Из героев каких Книг составлено сегодняшнее чтение? Авраам, Сарра, Исаак, Иаков, Исав, Иосиф – это Книга Бытия. Моисей и связанные с ним события –в основном Исход. Падение иерихонских стен и Раав блудница – это Книга Иисуса Навина. Гедеон, Варак, Самсон, Иеффай – Книга Судей. Самуил – первая Книга Царств. Давид – кроме первой, еще вторая и третья Книги Царств.

«Заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча» (Евр. 11:33–34) – это кто? Даниил и три отрока – Книга Даниила. «Укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих» (Евр. 11:34) – это о ком? Укрепился от немощи, т. е. встал от смертельного ложа благочестивый еврейский царь Езекия. При нем же были отогнаны полки чужих – войска Сеннахирима, царя Ассирийского. Это описано в первой Книге Царств и в Книге Исаии. «Жены получали умерших своих воскресшими» (Евр. 11:35). Воскрешали в Ветхом Завете пророки Илия и Елисей. Это описано в третьей и четвертой Книгах Царств. «Иные же замучены были, не принявши освобождения, дабы получить лучшее воскресение…» (Евр. 11:35). Златоуст видит в этих словах Иоанна Крестителя и апостола Иакова, усеченных мечом. Если это так, то здесь уже протягивается ниточка из Ветхого Завета в Новый.

«Другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу» (Евр. 11:36) – все это было с пророком Иеремией. Итак, прибавляется Книга Иеремии. «Были побиваемы камнями» (Евр. 11:37) – камнями был побит праведный Захария, сын священника, обличавший евреев в идолопоклонстве. Об этом рассказывается во второй Книге Паралипоменон.

Всего мы насчитали двенадцать Книг. Вы подумайте: двенадцать больших Книг Ветхого Завета необходимо прочесть, чтобы понять несколько стихов у апостола Павла! Вот вопрос к тем христианам, которые считают необязательным чтение Ветхого Завета: как можно понять, о чем пишет Павел, не зная старозаветных Книг? А ведь таких мест очень много. Только одних цитат из старой Библии в Новом Завете около ста сорока!

Надо быть честными – сегодняшний Апостол в очередной раз обличает наше незнание ветхозаветных писаний. При любой отсылке к этим Книгам перед нашими глазами должны проходить образы их героев, должна  выстраиваться канва тех или иных упоминаемых событий – словом, мы мгновенно должны понимать, о чем идет речь. Новозаветные авторы именно на это рассчитывают, предлагая нам те или иные наводки. Но мы, не обладая этими знаниями, видя не видим и слыша не слышим.

А ведь когда-то все было совсем не так в Церкви. В первые века христиане редко пользовались терминами «Новый Завет», «Ветхий Завет»… Они читали всю Библию и называли ее Писания. И для них одинаково интересны были Евангелие от Иоанна и Исаия, Деяния и Бытие, Послание к римлянам и Песнь Песней Соломона.

Мы же сегодня хромаем на обе ноги, не зная толком ни Нового, ни Ветхого Завета и не чувствуя даже потребности в их изучении. Нашу ситуацию можно обозначить так: не знаем и знать не хотим.

А ведь Церковь называет вспоминаемых сегодня ветхозаветных праведников отцами! Это наши отцы, отцы по вере. И они связаны с нами, ибо Павел говорит: «И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства» (Евр. 11:39–40). Представьте себе: Авраам, Моисей, Исаия не получили еще награду за свои подвиги, ибо они ждут, когда мы спасемся! А мы и спасаемся-то без усердия, да еще и знать не хотим ничего о наших отцах по вере. Такое незнание есть не только невежество с нашей стороны, но даже, простите, некая форма свинства. Это все равно что не знать, в каком году родился твой папа, и не помнить как его зовут.

Поэтому, братья и сестры, давайте постараемся, чтобы все эти имена были для нас не чем-то далеким, подернутым дымкой, а живыми образами, интересными для нас и любимыми нами. Иначе там, в будущем веке, наши отцы по вере могут законно отречься от нас. Это не наши духовные дети, скажут они. Они не считали нас своими отцами, и мы не можем считать их своими детьми. Они ведь даже наших имен не знают – у нас ничего с ними общего.

Так могут сказать о нас праведники Ветхого Завета – и будут правы, если мы не изменимся. А мы должны меняться. Именно для этого мы и пришли сюда, и стоим в храме – чтобы меняться. А как меняться, нам сегодня подсказывает Церковь. Послушаемся ее, ибо она – мать наша.

Молитвами святых отец наших, верою в Ветхом Завете просиявших, да помилует нас грядущий родиться в Вифлееме Господь!


Источник: https://pravlife.org/ru/content/nashi-otcy-imen-kotoryh-my-ne-znaem

(67)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *