Проповеди протоиерея Вячеслава Резникова: Суббота пред Рождеством Христовым

Проповедь протоиерея Вячеслава Резникова

О законах мира. Суббота пред Рождеством Христовым

Гал.3:8-12, Лк.13:18-29.

В самый день Рождества Христова Апостол скажет: «когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего единородного, Который родился от Жены, подчинился закону», «дабы нам получить усыновление» (Гал.4:4-5).

И не только Моисееву закону подчинил Себя Христос. Сегодня напоминается о трех важнейших законах сотворенного Богом мира. Это – «закон зерна», «закон закваски», и «закон тесного пути». Господь говорит: «Чему подобно Царствие Божие? И чему уподоблю его»? – И не находит ничего более подходящего, чем обычное зерно и обычную закваску. По закону зерна все приходит в мир, а по закону закваски все происходит в мире.

Причем, по «закону зерна», одно приносит много других зерен. Но, чтобы это произошло, оно должно пройти тесным путем. Оно должно умереть. Так и Авраам сначала был одиноким странником в чужой земле, стесненный соседними племенами, потерявший надежду иметь наследника. И он поистине умер, когда, по повелению Божьему, занес нож над своим долгожданным сыном! И от него произошел многочисленный народ. Этот народ, в свою очередь, был заквашен и верою своего праотца, и Моисеевым законодательством, и потом – пророческими словами. Этот народ Бог тоже повел тесным путем – долгого рабства, сорокалетнего пути по пустыне, и уже в обетованной земле тоже стеснил жестокими соседями.

И как для всего необходимо время, так и здесь – закваска постепенно делала свое дело. Народ проникался и праведностью, и ожиданием грядущего Спасителя. Через Дочь, воспитанную в этом народе, Спаситель пришел в мир. Сынами этого народа Он будет повсюду проповедан. И всю Свою земную жизнь Он будет идти тесным путем – и добровольного поста, и терпения вражды, и, наконец, распятия и смерти. Погребенный в земле, Он станет зерном новой, благодатной жизни Царствия Небесного. Как закваску, пошлет Он Духа Святого в среду учеников, чтобы постепенно преображалась от веры в веру Его Церковь. И все это – тесным путем.

И кто думает, что и без тесного пути можно благополучно пройти по миру и выйти из него, тот тщетно будет «стучать в» запертые «двери и говорить: «Господи! Господи! Отвори нам». И тогда уже не поможет ни то, что Он приходил, ни то, что жил с нами, ни то, что распялся за нас. И услышим: «говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня, все делатели неправды». Потому что только «верующие благословятся с верным Авраамом».

Итак, «закон зерна», «закон закваски», «закон тесного пути». Это – всеобщие законы мира. В этот мир Господь готовится прийти, чтобы подчиниться этим законам; чтобы через эти законы спасти нас; и чтобы еще раз указать нам на них.

Проповедь протоиерея Вячеслава Резникова

О широком пути

Лк.13:18-29.

Однажды Господь сказал: «Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти и не возмогут». Так растение входит в жизнь тесным путем: оно пробивается сквозь толщу земли, а иногда – сквозь асфальт, или между вплотную лежащими камнями. У растения нет другого пути. Так же и в вечную жизнь другого пути нет. Все святые, как видим из истории, входили тесным путем. Причем, одни сами искали и выбирали этот путь. А для иных в конце жизни Сам Господь стеснял путь. Так было, например, со святым мучеником Вонифатием. Сначала он жил довольно легкомысленно. Но однажды, при виде казни христиан, был увлечен Господом на исповедание Его имени и на мученичество. Так было и с благоразумным разбойником, который всю жизнь провел непотребно. Но вот – путь его сузился, даже до креста. Он же просто принял этот крест, как должное и заслуженное, и пожалел другого, невинного Страдальца. Так он первым из всех услышал: «Ныне же будешь со Мною в раю» (Лк.23:43).

Но глубоко неправильно было бы жить в греховном расслаблении в надежде, что когда-то Господь неизбежно протащит таким путем и спасет. Как правило, идущий широким путем не находит в себе сил в нужный момент перестроиться. Злые навыки укореняются. Ум все время работает, – как бы обогнуть острый угол, как бы увильнуть с тесного участка пути. И молитва-то всегда об этом, а не о том, чтобы Господь, дав тесный путь, дал бы и силы идти этим путем. Например, живет человек в браке. И вдруг начинаются трудности. Вот он – спасительный тесный путь, требующий терпения, любви, жертвенности. А человек – раз! – и обошел, развелся. Думает: лучше встану на путь безбрачия, оно и спасительнее! Но вскоре и тут настает необходимость терпения, борьбы с похотью. А человек снова – раз! – и вступил в новый брак. И так – всю жизнь. И – с полной уверенностью считает себя христианином!

Но придет время, и встанем пред затворенными вратами. Вот наш последний шанс. А мы что? – «Господи! Господи! Отвори нам»! То есть снова: сделай шире наш путь, потому что иначе не умеем! И услышим: «Не знаю вас, откуда вы; отойдите от меня все делатели неправды». Тесный путь и тут возможен: «Господи! Помилуй и прости нас»! А мы все оправдываемся, и – чем? – «Мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил ты». Но если Господь учил, то почему же ничему не научились? Немилосердный богач, даже «будучи в муках», не находит слов покаяния (Лк.16:23-24). И стоящие перед престолом Судии тоже не могут выговорить спасительных слов (Мф.25).

И Церковь все время напоминает, каким тесным путем пришел в мир Спаситель, какой ценой мы спасены, кем были и кем стали: «Итак помните, что вы, некогда язычники по плоти», «что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды законов обетования, не имели надежды, и были безбожники в мире; а теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою». Да, Кровию Христовою мы приблизились. Но окончательно войти нам не удастся никаким иным путем, как только своею кровию.


Источник: https://azbyka.ru/days/2019-01-05

(84)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *