Слово Патриарха: Неделя 30-я по Пятидесятнице


Жить вне власти диавола и темной силы

Жить не по лжи – это жить вне власти диавола и темной силы. Но такой выбор означает нелегкий жизненный путь, потому что ложь обильно присутствует в человеческой жизни и в межличностных отношениях. Она присутствует в настоящий момент, как присутствовала и наверняка будет присутствовать в течение всей человеческой истории.

Но что производит ложь? Каковы последствия лжи? В первую очередь ложь сбивает человека с пути. Чтобы представить себе наглядно, что может произойти, давайте обратим свой мысленный взор к такой картине. Открытое поле, зима, пурга, дорогу замело, и вот идет человек, который не до конца понимает, идет ли он туда, куда нужно, или идет в никуда; и встречается ему человек, идущий навстречу. Естественно обратить к нему вопрос, туда ли я иду, где путь, который может меня вывести из этого опасного жизненного обстояния. И что произойдет, если встречный обманет? Человек заблудится и погибнет в этой пурге. Но ведь путь – это понятие, которое измеряется не только географическими расстояниями, но и временем. Каждый человек проходит свой жизненный путь, так же как люди и народы проходят свой жизненный путь. И разве не бывало так, что вожди обращали к людям ложные призывы, предлагая им идти по пути, который вел в никуда, а иногда к прямой гибели?

Ложь действительно наносит человеку непоправимый ущерб, искажает жизнь, погружает нас в реальность, которая далека от правды, от истины, от того, что есть на самом деле. Сегодня ложь приобретает какие-то фантастические масштабы, нас по-разному погружают в иную реальность, в том числе через искусство, через кинематограф, сбивая с правильного жизненного пути. В качестве идеалов, маяков, якобы помогающих идти по жизни, представляются ложные маяки, ложные идеалы, просто ложь от диавола, которая рядится в одежды светлые и которая сбивает человека с пути.

Опасность лжи

Опасность лжи настолько велика, что она своей силой может погубить, как уже сказано, не только одного человека в его личной жизни, но и сбить с жизненного пути целые народы, что и происходило в истории нашего народа, когда ложью, фантастическими идеями, обещанием какого-то невероятного счастья, неизвестно когда могущего прийти к людям, народ сбился со своего исторического пути, отказался от Бога, от святынь, разрушил храмы, разрушил свою национальную жизнь, во многом разрушил свою культуру. И все это происходило именно потому, что народ наш поверил в ложь. Может быть, нам как никакому другому народу, на опыте испытавшим опасность лживых посулов, нужно помнить, что ложь, особенно сочетаемая с силой власти, может привести и отдельного человека, и целый народ к тяжелейшим испытаниям, а может быть, даже к погибели.

«Как никто не держит горючие вещества в доме, так не следует держать ложь в устах», – говорит святитель Иоанн Златоуст. Как вещество, могущее воспламениться, способно сжечь дом, так и ложь способна сжечь, уничтожить, нанести огромный ущерб и человеческой личности, и человеческим обществам, и самой жизни.

Ложь сбивает людей с пути

Сегодня мы особенно переживаем за все то, то происходит на Украине. Вот явный, наглядный пример того, как ложь сбивает людей с пути. Вспомним путника, который мог бы погибнуть, если ему во время вьюги, когда потеряна возможность ориентации, указали неправильное направление. Так происходит и с народом, переживающим сейчас очень нелегкие жизненные обстоятельства. Когда указывается путь ложный, который отрывает людей от истинной Церкви, когда им предлагают душу свою отдать самозванцам и раскольническое сообщество воспринимать как благодатную Церковь, – это путь в духовное «никуда», это путь к погибели. И кто как не Церковь должна громко об этом сказать? Когда же на этот путь людей толкают политики, заставляя идти по нему либо посулами, либо угрозами, – сколько же нужно духовной силы, чтобы удержаться и не стать жертвой этой лжи?

Мы сегодня особенно молимся о наших братьях и сестрах, об Украинской Православной Церкви, о тех, кто стал исповедниками веры Христовой еще при жизни. Мы молимся о том, чтобы никакая сила лжи не погубила духовную жизнь близкого нам братского народа и чтобы сила Церкви, несущей свое свидетельство в этих трудных обстоятельствах, не умалялась даже в условиях возрастающего греха.

Из слова после Литургии
в Преображенском соборе Николо-Угрешского монастыря
19 декабря 2018 года, в день памяти святителя Николая,
архиепископа Мир Ликийских, чудотворца

Благодарение

Очень важно осознать, что благодарение является существенной частью религиозной жизни. Без благодарения Богу цепь, соединяющая человека с Богом, не замыкается. Нельзя только получать от Бога то, что мы у Него просим. Тогда эта цепь работала бы только в одном направлении – от Бога к человеку. Но ведь само слово «религия» в переводе с латинского означает «связь», а связь не может быть односторонней. Связь всегда требует ответа. И этим ответом на Божественные благодеяния, на исполнение Богом наших молитв является наше благодарение, которое мы как Церковь совершаем в воспоминание Жертвы, принесенной Господом и Спасителем, и которое каждый из нас должен совершать в своей личной молитве.

Когда мы приходим в храм, то, наверное, в первую очередь думаем о своих проблемах, о своих скорбях. Часто их действительно очень много, и в первую очередь мы просим Господа: «Помоги, облегчи, сними крест, дай силы, исцели». И ведь Господь так часто отвечает на нашу молитву! Но хватает ли у нас времени и сил для того, чтобы возблагодарить Господа за все то, что Он нам дает? За нашу жизнь, за наше здоровье? Ведь даже если мы не вполне здоровы, но у нас есть силы, чтобы двигаться, общаться друг с другом, работать, – уже за все это нужно благодарить Господа, как и за каждый прожитый день, ведь каждый день есть день благости Божией.

Поэтому благодарение является существенной характеристикой религиозной жизни человека. Исходя из этого, каждый из нас может замерить уровень своей религиозности. Спросите себя, какой объем в ваших молитвах занимает благодарение Богу, и вы сразу определите уровень своей религиозности, уровень своей веры. Человек с горячей верой в первую очередь благодарит Бога, благодарит непрестанно за каждый прожитый день, за то, что он видит и слышит, за возможность трудиться, за своих родных и близких, за своих друзей, за тех, с кем он идет по жизни. Он благодарит Бога за мир на земле, благодарит за свежий воздух и чистую воду, за то, что у него есть, что вкусить, чтобы поддержать свои силы. Верующий человек в первую очередь благодарит Бога и в свете этого благодарения испрашивает у Господа благословения и помощи на свою жизнь и на свои дела. Именно так жили святые угодники. Главным элементом их внутренней духовной жизни было благодарение Господу, в лучах которого осуществлялись и все иные прошения, потому что именно божественные лучи благодати приносят от Бога ту силу, которая преобразует нашу жизнь и через которую Бог отвечает на наши молитвы.

Из проповеди после Литургии
в храме Казанской иконы Божией Матери в Узком,
Москва, 23 декабря 2018 года,
в Неделю 30-ю по Пятидесятнице


Источник: http://www.pravoslavie.ru/118132.html

(60)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *