Неделя 30-я по Пятидесятнице (проповеди)

10 декабря\23 декабря в 2018 году

МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА

(Кол.3:4–11Лк.17:12–19)

Исцелены десять прокаженных, а благодарить Господа пришел только один. Не такова ли пропорция благодарных в общей сложности людей, благодетельствуемых Господом? Кто не получал благ или, вернее, что есть в нас и что бывает с нами, что не было бы благим для нас? А между тем, все ли благодарны Богу и за все ли благодарят?

Есть даже такие, которые позволяют себе спрашивать: «зачем Бог дал бытие? Лучше бы нам не быть». Бог дал тебе бытие для того, чтоб ты вечно блаженствовал; Он дал тебе бытие даром, даром снабдил тебя и всеми способами к достижению вечного блаженства; за тобою дело: стоит только немножко потрудиться ради того. Говоришь: «да у меня всё горести, бедность, болезни, напасти». Что ж, и это в числе способов к стяжанию вечного блаженства: потерпи. Всю жизнь твою и мгновением нельзя назвать в сравнении с вечностию. Даже если б и всю жизнь подряд пришлось пострадать, и то ничто против вечности, а ты еще имеешь минуты утешения.

Не смотри на настоящее, а на то, что готовится тебе в будущем, и попекись сделать себя достойным того, и тогда горестей не заметишь. Все они будут поглощаться несомненным упованием вечных утешений, и благодарность не будет умолкать в устах твоих.

Еван­гель­ское чте­ние на Ли­тур­гии

(Лк.17:12-19. – За­ча­ло 85)

[Ис­це­ле­ние де­ся­ти про­ка­жён­ных]

В то вре­мя, ко­гда Иисус вхо­дил в од­но се­ле­ние, встре­ти­ли Его де­сять че­ло­век про­ка­жён­ных, ко­то­рые, встав по­одаль, воз­вы­си­ли го­ло­са: «Иису­се, На­став­ник! По­ми­луй нас!»

И Он, уви­дев их, ска­зал: «Сту­пай­те, по­ка­жи­тесь свя­щен­ни­кам!»

И бы­ло, по­ка они шли, про­ка­за оста­ви­ла их.

А один из них, уви­дев, что ис­це­лён, воз­вра­тил­ся, гром­ким го­ло­сом сла­вя Бо­га, и пал ниц к но­гам Иису­са, изъ­яв­ляя Ему свою бла­го­дар­ность; и это был са­ма­ря­нин.

И ска­зал на это Иисус: «Раз­ве не де­сять ли че­ло­век из­бав­ле­ны от про­ка­зы? Где же де­вять? Уже­ли ни­ко­го не на­шлось, кто воз­вра­тил­ся бы воз­дать сла­ву Бо­гу, кро­ме это­го ино­пле­мен­ни­ка?»

И ска­зал Он ему: «Встань, иди. Ве­ра твоя спас­ла те­бя!»

Про­то­и­е­рей Алек­сандр Со­ро­кин

Один из де­ся­ти

Дан­ное еван­гель­ское чте­ние за­став­ля­ет нас вспом­нить о том, что хри­сти­ан­ство – это, преж­де все­го, бла­го­дар­ность. В этом – глав­ная осо­бен­ность и сущ­ность хри­сти­ан­ской ве­ры как «ре­ли­гии» и хри­сти­ан­ской жиз­ни как ре­ли­ги­оз­но­го опы­та. Неслу­чай­но глав­ный цер­ков­ный акт (Та­ин­ство), де­ла­ю­щий Цер­ковь Цер­ко­вью, обо­зна­ча­ет­ся сло­вом Ев­ха­ри­стия – в пе­ре­во­де с гре­че­ско­го «Бла­го­да­ре­ние». Здесь фор­му­ли­ру­ет­ся бла­го­дар­ность за са­мо тво­ре­ние ми­ра, за то ис­клю­чи­тель­ное вни­ма­ние, ко­то­рое Бог уде­ля­ет че­ло­ве­ку, за спа­се­ние, то есть за Хри­ста Спа­си­те­ля – имен­но Та­ко­го, Ка­ким Он явил­ся и Ка­ким Он опи­сан в Еван­ге­лии.

Ко­неч­но, бла­го­да­ре­ние – как важ­ная со­став­ля­ю­щая ре­ли­ги­оз­но­го опы­та – не яв­ля­ет­ся ис­клю­чи­тель­ным изоб­ре­те­ни­ем хри­сти­ан. На­ши ев­ха­ри­сти­че­ские мо­лит­вы в ос­но­ве сво­ей вос­хо­дят к «бла­годар­ствен­ным» мо­лит­вам, сло­жив­шим­ся ещё до Хри­ста в вет­хо­за­вет­ном Из­ра­и­ле. Да и во­об­ще, бла­го­дар­ность – од­но из са­мых воз­вы­шен­ных и доб­рых че­ло­ве­че­ских пе­ре­жи­ва­ний без­от­но­си­тель­но ре­ли­гии.

Од­на­ко, с дру­гой сто­ро­ны, бла­го­дар­ность и как ре­ли­ги­оз­ное пе­ре­жи­ва­ние, и во­об­ще как че­ло­ве­че­ский опыт, по­рой бы­ва­ет весь­ма труд­ным и непри­выч­ным де­лом. В са­мом де­ле, в ка­ком-то смыс­ле лег­че и про­ще жить и об­щать­ся в то­вар­но-де­неж­ных ка­те­го­ри­ях: «ты мне – я те­бе». И, как ни стран­но, имен­но в ре­ли­гии, то есть там, где речь идет о наи­бо­лее от­вет­ствен­ных вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях – с Бо­гом! – по­доб­ные ка­те­го­рии ка­жут­ся наи­бо­лее без­опас­ны­ми и удоб­ны­ми. Так ре­ли­гия с ее пра­ви­ла­ми, за­ко­на­ми и ка­но­на­ми ста­но­вит­ся пре­пят­стви­ем про­стой, «че­ло­ве­че­ской» бла­го­дар­но­сти. Ведь на­сто­я­щая бла­го­дар­ность (в од­ном из де­ся­ти слу­ча­ев) – все­гда тре­бу­ет нефор­маль­но­го, жи­во­го и по­то­му все­гда но­во­го уси­лия. Ес­ли и го­во­рить о но­визне Но­во­го За­ве­та, то она за­клю­ча­ет­ся имен­но в спо­соб­но­сти адек­ват­но от­ве­чать Бо­гу, Ко­то­рый все­гда Жив и Нов. Про­по­ведь же Иису­са Хри­ста и яв­ля­ет­ся обостре­ни­ем это­го тре­бо­ва­ния нефор­маль​но­го, бла­го­дар­но­го от­но­ше­ния к Бо­гу. На­сколь­ко это труд­но? Один шанс – та­ко­ва ве­ро­ят­ность успе­ха, су­дя по раз­би­ра­е­мо­му еван­гель­ско­му чте­нию. Остав­ши­е­ся де­вять шан­сов – это остать­ся в си­ту­а­ции, где всё пред­пи­са­но, опре­де­ле­но и за­про­грам­ми­ро­ва­но.

Еван­ге­лие да­ет нам ещё од­но тон­кое на­блю­де­ние. Ис­це­лив­ший­ся про­ка­жен­ный вер­нул­ся. Ка­ко­го ро­да воз­вра­ще­ние име­ет­ся в ви­ду? Ча­ще все­го воз­вра­ща­ю­щий­ся че­ло­век – это че­ло­век, что-то за­быв­ший и в до­са­де спе­ша­щий это что-то до­де­лать зад­ним чис­лом. Здесь же мы чи­та­ем о том, как некто «воз­вра­тил­ся, гром­ким го­ло­сом сла­вя Бо­га». Тем са­мым он си­лит­ся вы­рвать­ся из за­мкну­то­го кру­га за­кон­ни­че­ской ре­ли­гии.

Так он вхо­дит в но­вое ка­че­ство от­но­ше­ний с Бо­гом. Хри­стос его на­пут­ству­ет: «Ве­ра твоя спас­ла те­бя!» Та­кие сло­ва в устах Иису­са все­гда зву­ча­ли как вер­дикт о том, что та­кой-то ге­рой при­ни­ма­ет­ся в со­би­ра­е­мый Хри­стом но­вый на­род Бо­жий, Его Цер­ковь.

Вся Свя­щен­ная ис­то­рия – ис­то­рия о том, как Бог на­ла­жи­ва­ет от­но­ше­ния с че­ло­ве­ком, по­доб­но то­му, как на­стра­и­ва­ет­ся му­зы­каль­ный ин­стру­мент или ра­дио­при­ем­ник. В Биб­лии во­все не рас­смат­ри­ва­ет­ся как глав­ный по­сту­лат тот оче­вид­ный факт, что Бог су­ще­ству­ет. Ес­ли для че­ло­ве­ка Бо­га нет (или да­же по­ка нет), то во­прос о вы­стра­и­ва­нии от­но­ше­ний с Ним те­ря­ет смысл. В Биб­лии же всё вре­мя речь идет о по­ис­ке наи­бо­лее со­дер­жа­тель­ных, осмыс­лен­ных и при­но­ся­щих ра­дость от­но­ше­ний че­ло­ве­ка с Бо­гом, и о том, чтобы из­ба­вить­ся от все­го, что вре­дит этой ра­до­сти.

В этом смыс­ле Еван­ге­лие про­дол­жа­ет по­ис­ки че­ло­ве­ком Бо­га, но и, в не мень­шей сте­пе­ни, – по­ис­ки Бо­гом че­ло­ве­ка. Ина­че вы­ра­жа­ясь, Бог в Еван­ге­лии ещё бо­лее яв­ствен­но, чем преж­де, да­ёт по­нять, ка­ко­го от­но­ше­ния к Се­бе Он ждет от че­ло­ве­ка. Дан­ное Еван­ге­лие – один из яр­ких то­му при­ме­ров.

Мы чи­та­ем о де­ся­ти про­ка­жён­ных – тех, чья участь бы­ла ре­ше­на не толь­ко в ме­ди­цин­ском смыс­ле сло­ва, но и, что су­ще­ствен­нее, в об­ще­ствен­но-ре­ли­ги­оз­ном. Они по­ги­ба­ли не толь­ко физи­че­ски, но и уже по­гиб­ли, как бы­ло при­ня­то ду­мать, в смыс­ле об­ще­ствен­ном и цер­ков­ном. Для на­ро­да Бо­жия, для об­ще­ства Гос­под­ня, для Вет­хо­за­вет­ной Церк­ви – они ста­ли со­вер­шен­но чуж­ды­ми. Есть да­же со­от­вет­ству­ю­щий цер­ков­ный тер­мин, ко­то­рый сю­да вполне бы по­до­шел – эк­с­ком­му­ни­ка­ция, то есть ис­клю­че­ние из об­ще­ния.

И всех ис­це­лил Хри­стос, тем са­мым дав ре­аль­ные ос­но­ва­ния для воз­вра­ще­ния в об­ще­ство, в ло­но Церк­ви. Но как по-раз­но­му они се­бя ве­дут! Ка­кое раз­ное от­вет­ное от­но­ше­ние встре­ча­ет Тот, Кто их не про­сто ис­це­лил, а вер­нул им жизнь во всей её пол­но­цен­но­сти! Ко­неч­но, все они, все де­сять, необы­чай­но об­ра­до­ва­лись. Но по­дав­ля­ю­щее боль­шин­ство из них об­ра­до­ва­лось, как ра­ду­ет­ся че­ло­век, вы­здо­ро­вев­ший по­сле при­е­ма опре­де­лён­но­го ле­кар­ства. При­ни­мая ле­кар­ство, че­ло­век не про­сто на­де­ет­ся, а зна­ет, что оно долж­но по­мочь. Не бу­дет пре­уве­ли­че­ни­ем ска­зать, что огор­че­ние че­ло­ве­ка в слу­чае недей­ствия ле­кар­ства бу­дет боль­ше, чем ра­дость в слу­чае его дей­ствия. Де­вять ис­це­лив­ших­ся, бу­дучи иуде­я­ми, то есть при­над­ле­жав­ши­ми к на­ро­ду Из­ра­иле­ву, ра­зу­ме­ет­ся, об­ра­до­ва­лись, но как бы в опре­де­лён­ную ме­ру. И глав­ное, они тем са­мым как буд­то вы­шли на некую ма­ги­страль, где есть своя стро­го опре­де­лён­ная по­сле­до­ва­тель­ность даль­ней­ших дей­ствий. И вот в этой-то по­сле­до­ва­тель­но­сти дей­ствий не ока­за­лось ме­ста для про­стой бла­го­дар­но­сти.

Де­ся­тый же – «и он был са­ма­ря­нин» – это тот, кто по­сле ис­це­ле­ния остал­ся один на один с ис­це­лив­шим его Бо­гом. Он не был свя­зан ни­ка­ки­ми обя­за­тель­ства­ми. Чем он мо­жет от­пла­тить? У него си­ту­а­ция со­вер­шен­но об­рат­ная – ни­че­го, кро­ме про­сто­го «спа­си­бо», он не мо­жет пред­ло­жить в от­вет.

При­мер­но то же ис­пы­ты­ва­ет че­ло­век, толь­ко-толь­ко при­хо­дя­щий к Бо­гу и на­чи­на­ю­щий опре­де­лять свои с Ним от­но­ше­ния. Хо­те­лось бы по­же­лать ему не по­те­рять это­го чув­ства, чтобы он как мож­но поз­же при­со­еди­нил­ся к то­му по­дав­ля­ю­ще­му боль­шин­ству, ко­то­рое пред­став­ле­но де­вя­тью из де­ся­ти ис­це­лён­ных. Шанс у него есть, прав­да неболь­шой – один из де­ся­ти!

Проповедь протоиерея Вячеслава Резникова

О благодарении делами

Неделя 29-я, Лк.17:12-19.

Однажды, когда Господь входил «в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали, и громким голосом говорили: Иисус Наставник, помилуй нас»! Они не просили исцеления, но просто просили милости. Люди по разным причинам так обращаются к Богу. Или – от совершенной веры, когда все готов принять, как Божью милость. Или – от малой веры, когда страшно потерять и ее, если не получишь просимого. Ну а когда просят многие одновременно, то один Бог знает, у кого какая вера, и по чьей вере дается всем.

Так просили и прокаженные. Веры им хватило назвать Иисуса только «наставником». И Господь по их малой вере так им и ответил: «Пойдите, покажитесь священникам». И они пошли. И пошли, наверное, тоже с разными чувствами. Кто с робкой надеждой, а кто и с разочарованием. И вдруг по дороге начали совершаться чудеса: один за другим, а может быть, и все одновременно, – «когда они шли, очистились». Очистились, и… пошли дальше! И только один «из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его».

Но почему же не пришли остальные? «Не десять ли очистились? Где же девять»? Трудно представить, чтобы, все вместе получив исцеление, они могли допустить, что это – простое совпадение. Скорее всего, некоторые размышляли так: «зачем возвращаться? Виновник всего – Бог. А Он – на всяком месте. Достаточно даже на ходу воскликнуть: «слава Тебе, Боже»! – И довольно, и Он услышит. Так, успокоив совесть, избавили себя от труда обратного пути. А иные, может быть, рассуждали так: «По Его слову я исцелился. Но разве Он велел мне вернуться и благодарить? Он велел идти и показаться священникам, что я и выполняю, строго по Его словам».

В первом случае простая леность хочет оправдать себя благочестивыми рассуждениями. Да, Бог на всяком месте. И хорошо, что мы в это верим. Но вера без дел мертва. И благодарить надо делами. В данном случае – вернуться, пройти обратный, может быть, и немалый путь. Во втором случае видим послушание не по разуму. Но вы же именно к Иисусу обращались, именно у Него просили исцеления? Получили? Значит, надо именно к Нему вернуться, именно Его поблагодарить, а потом и идти к священникам.

Пусть ты когда-то в тяжелой болезни робко попросил Бога просто помиловать тебя, даже не веря, что будешь услышан. А тут вдруг и врач хороший нашелся, и нужные лекарства, и курс лечения удачно прошел. И пусть много протекло времени, но все-таки вспомни, что когда-то, пусть и неуверенно, – попросил Бога. И прежде, чем благодарить людей, поблагодари Его. Поблагодари делом, с утруждением себя. Приди в церковь, постой, помолись, поклонись, закажи благодарственный молебен, подай милостыню. И увидишь, как возрастет твоя вера. И в следующий раз будешь просить не как посторонний, но -как сын, который знает, что у родителей одна цель: чтобы тебе было хорошо и в этой жизни, и в будущей.

Проповедь митрополита Сурожского Антония

Неделя 29-я по Пятидесятнице. Исцеление десяти прокаженных

(Лк.17:12-19).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сколько радости и сколько живой благодарности было вокруг Христа! Когда мы читаем Евангелие, мы на каждой странице, в каждой строчке видим, как изливаются на наш грешный, холодный, измученный мир Божия ласка, Божия любовь, Божия милость; как Бог, Христом, взыскует всех, у кого отяжелела душа, потемнела душа от греха, тех, которые не могут уже нести тяжести своей жизни – по болезни или по другой причине. Как только Христос входит в жизнь людей, эта жизнь начинает искриться радостью, новой надеждой, верой не только в Бога, а в самого себя, в человека, в жизнь. И как мы искажаем евангельскую проповедь и евангельское слово, когда мы превращаем свою жизнь в постоянное искание в себе самого темного, греховного, недостойного ни нас, ни людей, ни Бога, под предлогом, что этим мы стараемся стать достойными нашего Наставника и Спасителя…

Радость была печатью евангельской христианской общины, радость и благодарность, ликование о том, что Бог так возлюбил мир, что не только создал этот мир, но послал в этот мир Сына Своего Единородного – не судить, а спасти мир! Мы спасены, мир спасен любовью Божией.

И это спасение мы должны сделать своим собственным достоянием через благодарность, которая бы выражалась не только в слове, не только в живом чувстве умиления, не только в слезах радости, но в такой жизни, которая могла бы – если можно так выразиться – утешить Отца о том, что Он предал Своего Сына на смерть ради нас, обрадовать Спасителя о том, что не напрасно Он жил, не напрасно учил, не напрасно страдал и не напрасно умер: что Его любовь пролилась в нашу жизнь, и что она составляет нашу надежду, и нашу радость, и наше ликование, и нашу уверенность в спасении…

Поэтому, подходя теперь к празднику Воплощения, Рождества Спасителя, будем учиться этой радости; взглянем на нашу жизнь по-новому; вспомним, сколько Господь излил в эту нашу жизнь милости, ласки, любви, сколько радости Он нам дал: телесной, душевной; сколько у нас друзей, вспомним тех, кто нас любит, родителей, которые нас хранят, если даже они покинули этот мир. Сколько нам дано земного, и как небесное вливается в нашу жизнь и делает землю уже началом неба, делает время уже началом вечности, делает нашу теперешнюю жизнь начатком жизни вечной… Научимся этой радости, потому что через очень короткое время мы будем стоять перед яслями, в которых лежит Господь; мы увидим, что такое Божия любовь – хрупкая, беззащитная, уязвимая, отдающая себя без границ, без сопротивления – только бы мы ее приняли и началась бы для нас новая жизнь, новая радость… Подумаем о любви Божией и о том, что никакая сила не может ее победить. Не напрасно говорил апостол Павел, что ничто не может нас вырвать из руки Божией, исторгнуть нас из Божественной любви. Научимся радоваться, и из глубин этой радости строить жизнь, которая была бы сплошной благодарностью, если нужно – крестной, но ликующей радостью. Аминь.

18 декабря 1983 г.

Проповедь епископа Митрофана (Зноско-Боровского)

Неделя 28-я по Пятидесятнице

Лк. 17:12–19.

Об исцелении прокаженных повествует сегодняшнее Евангельское чтение.

Направляясь в Иерусалим, при входе в одно селение, донесся до Христа, глухой, жалобный вопль. Это были десять прокаженных, девять израильтян, евреи, и один, евреями презираемый иноплеменник, самарянин.

В обычной обстановке не приняли бы израильтяне в свое общение презренного иноплеменника, а вот ужасный недуг соединил их в одно общество. Заметив идущего Спасителя, они остановились вдали, потому что не смели приблизиться, так как приближение их влекло за собой осквернение, и они были обязаны предостерегать всех приближающихся к ним раздирающими душу криком: «нечист, нечист».

Проказа – эта живая смерть, представляла собой ужасный образ страдания; она разлагала в человеке самые источники крови, обезображивала лицо, медленно заражала и покрывала все тело язвами болезни более ужасной, чем сама смерть.

И едва услышав их вопль: «Иисус Наставник! Помилуй нас!», Христос тотчас же громко сказал им: «пойдите, покажитесь священникам!» При звуке этого чудодейственного голоса они почувствовали в себе поток здоровой жизни, очищение крови, заструившейся в их жилах, почувствовали восстановление силы. Поняли они, что посылает Он их к священникам за признанием их исцеленными, просить удостоверения в восстановлении им права общественной жизни.

Достойно внимания, что Христос послал исцеленных к священникам. Ведь Он Сам – один от Троицы – Царь мира и Начальник всего священства. Христос послал прокаженных к священникам, чтобы они рассказали, что получили исцеление от Того, Которого священники и вожди народа не только не хотели признать, но и преследовали и злоумышляли умертвить Его; посылая их к священникам, Христос, вместе с тем, свидетельствует о том, что священство не есть самочинное учреждение, а установлено Самим Богом. Мы знаем, что вожди Израиля обвиняли Христа в том, что Он нарушитель Закона. Вот и показывает Он им, посылая прокаженных к священникам, что пришел Он не нарушить Закон, а исполнить, дает пример исполнения Закона и повиновения Церкви.

Все десятеро, по одному слову Мессии-Христа, получили величайший и драгоценнейший дар, но неизмерима бездна неблагодарности! Девятеро израильтян и не подумали возвратиться к своему Божественному Врачу, чтобы воздать Ему должное благодарение. К их стыду возвратился только презираемый ими «гой» – самарянин; он, припав к ногам Спасителя, благодарил Его, прославляя Бога. Привычно было сердце Христа ко всякой неблагодарности, но тут и оно было возмущено столь бесстыдным и столь чудовищным примером неблагодарности. Чрез Иисуса Бог пришел подать помощь Своему народу, народу Завета, оказать ему милосердие, но ветхий Израиль отверг свою Славу, отверг Христа, своего Царя и Спасителя.

«Не десять ли очистились, где же девять?» – спросил Христос с грустной удивленностью. «Как это они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?» Рухнули рассуждения мнящих себя имеющими особое право на Бога, на Его покровительство. «Бог нелицеприятен; во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» (Деян. 10:34–35). Исцелив тело язычника-самарянина, Господь исцелил и душу его, любвеобильно сказав ему: «встань, иди; вера твоя спасла тебя».

С пришествием Обетованного, с пришествием Мессии-Христа, на место ветхого Израиля приходит новый Израиль, предвозвещенный пророками. И принадлежность к Израилю Божию определяется отныне не по плоти, ибо «не все те израильтяне, которые от Израиля» (Рим. 9, 6), а праведностью веры (Рим. 9:30–32). Аминь.

Проповедь святителя Луки (Войно-Ясенецкого)

Неделя 29. О неблагодарности

(Лк.17:12-19).

Вы слышали в нынешнем Евангельском чтении, как Господь наш Иисус Христос чудесно исцелил десять прокаженных, и как неблагодарны оказались девять из них.

Это Евангелие читается на каждом благодарственном молебне в назидание нам.

Чудо, совершенное Господом Иисусом Христом, было величайшим благодеянием для несчастных прокаженных, ибо проказа – одна из самых страшных, самых ужасных болезней. Проказа очень заразительная болезнь, от нее умирают люди, заживо гниющие, и потому в древнее время прокаженных изгоняли из городов и селений, и они не смели входить в них, не смели близко подходить к людям, милостыню просили издали. И ныне несчастные прокаженные изолируются от здоровых: их помещают в лепрозории, где до самой смерти остаются они.

Итак, величайшее благодеяние получили десять прокаженных от Господа Иисуса Христа, но только один, самарянин, возвратился к Господу Иисусу Христу, поклонился Ему в ноги и слезно благодарил за исцеление. Заметьте, это был самарянин, это был не иудей, а самарянин, чуждый народу израильскому.

И я в долгой жизни своей убедился давно в том, что многие из людей, чуждых миру христианскому, гораздо более благодарны, чем мы, русские и даже православные. Я видел и продолжаю видеть самую трогательную благодарность за исцеления мои врачебные от евреев и мусульман – гораздо большую, чем благодарность русских. Тяжело это.

Тяжело было и Господу Иисусу видеть, что только самарянин возвратился, чтобы благодарить Его, а девять иудеев оказались неблагодарными. Но Он только тихо и кротко укорил, сказав: «Не десять ли очистились? Где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? – а самарянину, благодарившему Его, сказал: – встань, иди; вера твоя спасла тебя»(Лк. 17, 17–19).

Он не только получил исцеление от страшной болезни, он за веру свою, за благочестие свое получил и спасение вечное.

А мы, люди нынешнего века, не так ли, не гораздо ли даже больше повинны пред Богом в неблагодарности? Я смею сказать, что если в то древнее время нашелся один из десяти благодарный, то в наше едва ли найдется один из тысячи. Ибо это одна из наших духовных язв.

И эта язва очень тяжела.

За что, за что оскорблять Господа Иисуса Христа, который Свою Божественную Кровь пролил за нас на кресте, Который Тело Свое пречистое отдал нам в снедь для спасения нашего. Оскорблять Его неблагодарностью – о как это страшно!

Древний пророк говорил о неблагодарности, говорил сильными словами, такими сильными, какими умели говорить только пророки. Вот что говорит пророк Иеремия: «О род! внемлите вы слову Господню: был ли я пустынею для Израиля? был ли я страною мрака? Зачем же народ Мой говорит: «мы сами себе господа; мы уже не придем к Тебе»?» (Иер. 2, 31).

Не придем – Ты не нужен нам. Благодарить не будем, устроим сами жизнь свою как нам хочется, закон Твой нам не нужен уже – уходи со Своим законом.

А св. пророк Исаия так говорит: «Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня. Вол знает владетеля своего, и осел – ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет. Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святаго Израилева, – повернулись назад» (Ис. 1, 2–4).

«Полевые звери прославят Меня, шакалы и страусы, потому что я в пустынях дам воду, реки в сухой степи, чтобы поить избранный народ Мой. Этот народ я образовал для себя; он будет возвещать славу Мою. А ты, Иаков, не взывал ко Мне, ты, Израиль, не трудился для меня» (Ис. 43, 20–22).

Новый народ изберет Себе Бог, народ более достойный, чем народ, не имеющий благодарности к Богу, не чтущий Бога.

В пример для подражания ставит нам пророк, к нашему величайшему стыду, вола, знающего владельца своего, шакала и страуса, которые благодарны за то, что Бог дает им воду и пищу в пустыне. Этот народ верный избрал Он Себе, а неверных и неблагодарных Он отверг.

Разве не страшно это вам слышать, что шакалов и страусов ставит вам в пример Сам Бог? Так ужаснитесь того, чем заслужили это тяжкое Божие осуждение – ужаснитесь неблагодарности!

От апостола Павла в послании его к Тимофею знаем, что чем ближе будет время Страшного Суда, тем более и более неблагодарными будут становиться люди, и не только неблагодарными, но и дурными во всех отношениях.

«Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы…» (2Тим. 3, 1–4).

Мало ли видим мы и среди нас и вокруг нас таких людей? Страшно сказать, немало видим, а так быть не должно: не должны мы навлекать на себя страшных апостольских слов о неблагодарных.

Откуда же неблагодарность в людях, в чем корни ее, что питает ее?

Вникните в это, подумайте, кто благодарен и кто неблагодарен? Не знаете ли вы, что всякий убогий, несчастный, ничего не имеющий, беззащитный и беспомощный кланяется вам низко и благодарит даже за малое подаяние, которое творите ему. Если на улице упадет слабая старушка, то разве не поблагодарит она того, кто поможет ей подняться? Непременно отблагодарит низким поклоном. Благодарят больные, страдающие, несчастные, которым мы помогаем. Они всегда благодарны, потому что в страданиях своих, в несчастьях своих они стали смиренными. А корень благодарности именно в смирении – благодарными бывают только смиренные.

А кто неблагодарен? Все гордые, лишенные смирения. Человек богатый, человек власть имущий, занимающий высокое положение в обществе всегда настроен так, что он выше всех других, а потому все низшие должны служить ему. Всякие благодеяния, оказываемые ему, считает он за должное, только за должное, ибо настроение его таково, что как высшему из всех окружающих, все должны служить ему. Такие гордые, лишенные смирения, превозносящиеся над всеми, никогда не благодарят: они страдают тяжким грехом неблагодарности. Люди богатые, а в особенности сколько-нибудь высокопоставленные, считают, что они мало имеют, а должны иметь гораздо больше и выше стоять.

Об этом так говорит великий святитель Василий Великий«Ныне многие впадают в порок людей злонравных, не уважая того, что у них есть, и желая, чего нет. Ибо, не думая о тех, которые их ниже, не изъявляют благодарности Благодателю за то, что имеют, а напротив того, при сравнении с тем, что и кто выше их, вы-считывают, чего у них недостает, и не имея принадлежащего другим, печалятся и ропщут, как бы лишились своей собственности. Раб негодует на то, что он не свободен; воспитанный на свободе – что не высокого происхождения; знатный родом жалуется, что не слишком богат; богатый скорбит и сетует, что не правитель городов и народов; военачальник, что не царствует; царь, что не обладает всей подсолнечной, но что есть еще народы, не подклонившиеся под его скипетр. Из всего этого выходит то, что Благодатель ни за что не получает благодарности».

Вот где корни неблагодарности – в человеческой ненасытности; сколько человек ни получит, всего ему мало, он не благодарит, а ропщет за то, что не получил больше.

А разве мало получаем мы от Бога? Если шакалы и страусы благодарят Бога за воду, которую дал Он им в пустыне, то разве мы получили меньше?

О, неизмеримо больше! Нас Бог почтил разумом, которого не имеют скоты; нам дал Бог закон Свой, указывающий путь жизни. О нас Бог заботится, конечно, больше чем о шакалах и страусах. Для нас произрастают плоды земные, нам дает все нужные злаки земля. Нам Он во всем содействует, во всем помогает. На нас светит солнце, на нас идет дождь, изливаясь одинаково на добрых и на злых.

Но что еще безгранично больше и важнее – то, что даже не пожалел Бог Сына Своего Единородного послать на землю, чтобы распяли Его на кресте, чтобы уничижали и оскорбляли Его.

А нам все мало! Все мы неблагодарны. О окаянство наше, о страшное окаянство!

Еще древний мудрец Иисус сын Сирахов так сказал: «Все, что ни приключится тебе, принимай охотно, и в превратностях твоего уничижения будь долготерпелив…» (Сир. 2, 4).

Принимай охотно, с благодарностью принимай все, что посылает тебе Бог, ибо все нам на благо: все наши скорби и горести посылаются нам от Бога для спасения нашего. Ими ведет нас Бог к благу, а от нас требует, чтобы мы все посылаемое от Него принимали не только безропотно, без хулы на Его святую волю, а с благодарностью.

Даже когда отнимает у нас Бог ближних наших – отца и мать, братьев и сестер, детей наших – и тогда должны смиренно склонить голову свою перед Его волей – всегда благой, всегда спасительной, и за все, за все, даже за самое тяжелое благодарить Его.

Как мало среди нас таких, которые всегда и за все благодарят Бога, которые не ропщут, когда посещает нас Бог страданиями и горестями. Но те немногие, которые всегда и за все благодарны, получат от Бога великую славу и честь, великую благодать.

Знайте и помните, что благодарность Богу, возносимая нами в молитве, вместе с покаянием, приносимым Ему, глубоко, в самом корне изменяет сердце наше. Если мы всегда благодарны, если исповедуем грехи свои, то душевный наш взор постепенно просветляется, и мы получаем способность видеть то, что в сердце нашем; научаемся следить за собой, замечать то, чего не видят люди распущенные нравственно, люди душевные, а не духовные, получаем способность более глубокого сосредоточения. Полное очищение сердца и благодарность наша Богу дает нам великую Божию благодать.

Вот почему так важно, так необходимо всегда благодарить Бога.

Вот почему апостол Павел так говорит в послании Колоссянам: «И все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа нашего Иисуса Христа, благодаря чрез Него Бога и Отца» (Кол. 3, 17).

Все дела, все помыслы должны быть направлены к Господу Иисусу Христу. Весь строй нашей жизни должен быть таким, чтобы она была сплошным непре-станным славословием Богу чрез Господа нашего Иисуса Христа.

Вот видите, как огромно значение благодарности, видите, как глубоко дурно и погибельно быть неблагодарными. Будем же поэтому всегда благодарными, будем помнить слова псалма Давидова: «Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне?» (Пс. 115, 3). Эти святые слова да будут начертаны горящими буквами на сердцах ваших! Всегда повторяйте:

– Что воздам я, несчастный, погибающий, Господу моему, так много воздавшему мне?

17 декабря 1950 г.

Проповедь священника Георгия Чистякова

Проповедь Рождественского поста

(Лк.17:12-19).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Не десять ли очистились? где же девять? – спрашивает Господь после того, как исцелились десять прокаженных, девять из них ушли, и только один понял, и только один увидел, только один осознал, что он исцелился. Но он был самарянин, и говорит Господь: как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? Девять из десяти просто не заметили, не поняли, что произошло чудо. Так и мы с вами постоянно говорим: почему в жизни не происходит чудес? А оказывается, что мы, как эти девять, просто их не видим, не замечаем и поэтому отвыкаем зачастую благодарить Бога за те чудеса, которые Он совершает среди нас.

Был такой американский психолог, по фамилии Кларк, который говорил, что очень часто люди, которые сознательно считают себя религиозными, участвуют в богослужениях, прочитывают по книге положенные молитвы, живут в установленном их церковью режиме, очень часто теряют в какой-то момент ощущение того, что Господь действует в этом мире. И даже знаменитый Юнг, один из самых больших психоаналитиков современности, говорил: иногда такая организованная религиозность строит между нами и Богом какие-то преграды.

Вот эти девять человек – они же были благочестивые иудеи, а десятый – какой-то недоверок, самарянин, толком не знавший Слова Божьего, не участвовавший в жизни народа Божьего, в его праздниках, в его паломничестве к храму и т. д.; если те девять каждый год на Пасху приходили в Иерусалим, то тот, десятый, был в это время неизвестно где и, вообще, даже не считал нужным ходить в Иерусалим, чтобы там вместе со всем народом Божьим встречать этот праздник. Но именно этот человек (а ведь в глазах иудеев самарянин еще хуже, чем язычник, потому что он как-то в Бога верит, но верит «неправильно»), вот этот человек, который верит «неправильно», осознал чудо Божьего присутствия: он почувствовал, как Бог прикоснулся к нему через волю Иисуса. Он осознал, что исцелен, возвратился, упал к ногам Иисуса, воздал славу Богу, потому что у него было открыто сердце, потому что он не загородил от себя Бога правильной ритуальной жизнью.

В этой сегодняшней евангельской истории очень много общего с притчей о мытаре и фарисее. Правильный, благочестивый, фарисей, тоже ведь своей праведностью построил какую-то баррикаду, между Богом и собою, а неправильный и, наверное, малограмотный в плане духовного чтения и образования мытарь оказался значительно больше открыт навстречу Богу и Божьему присутствию.

Наверное, не случайно буквально накануне наступления предрождественских дней мы читаем историю о десяти прокаженных, и накануне Великого поста, в такой же ключевой момент церковного года, мы особо вспоминаем о мытаре и фарисее. Конечно же, жизненная задача наша заключается в том, чтобы избегать фарисейства, высокоглаголания, чтобы убегать вот от этого, внешне правильного, пути, потому что он очень часто приводит к тому, что мы перестаем чувствовать Бога, перестаем ощущать Его живое присутствие.

А знаете, как говорит один герой у Гумилева: Бога химией не докажешь, Его чувствовать надо. Вот именно об этом сегодняшнее Евангелие. Те, кто знали о Боге, что положено знать благочестивому человеку, не почувствовали, что над ними Бог совершил чудо. А тот, кто о Боге не знал почти ничего, оказался абсолютно открытым Ему навстречу. Как Николай Александрович Бердяев говорил: надо знать не о Боге, а Бога.

И давайте и мы с вами, братья и сестры, подумаем об этом и будем учиться открывать навстречу Богу наши сердца. Давайте учиться простой и радостной личной вере. Будем учиться жить в измерении встречи с Богом. Всегда говорил митрополит Антоний: главное в нашей жизни – это встреча с Богом, которая совершается во Христе, которая совершается в личной встрече с нашим Господом и Учителем. Подумаем об этом, братья и сестры, как-то особенно в эти дни, когда, действительно, заканчивается год, когда приближается Рождество. Иногда мы слишком много друг другу говорим о Боге и этим тоже строим какие-то преграды между Богом и людьми, к которым мы обращаемся, как нам кажется, с нашей проповедью, и потому мы должны помнить, что Бог действует, что Он не через наши слова приходит в жизнь, но действует в жизни. И очень важно почувствовать Его присутствие, почувствовать Его действие, почувствовать Его силу именно сердцем нашим, вне зависимости от того, кто бы ни говорил.

Давайте подумаем, братья и сестры, над этим. И да благословит, да укрепит, да хранит вас Господь!

Проповедь протоиерея Вячеслава Резникова

О том, кого следует опасаться

Лк.21:12-19, Евр.4:1-13.

В беседе о последних временах Господь предупреждает учеников, что ничего завидного их на земле не ждет. «Возложат на вас руки, и будут гнать вас, предавая в синагоги и темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое; будет же это вам для свидетельства». Как оказалось впоследствии, самым сильным свидетельством христиан было свидетельство своей жизнью, своей кровью. А на случай, когда надо свидетельствовать и словом, Господь говорит: «Положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать; ибо Я дам вам уста и премудрость».

Но – что удивительно: хотя этой премудрости «не возмогут противоречить, ни противостоять все противящиеся вам», – это не сможет остановить гонений. Гонения будут даже со стороны самых близких, единокровных: «преданы будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят; и будете ненавидимы всеми за имя Мое». Это – для всех христиан, без исключения, на все века вперед.

Но как после этого должны мы смотреть на всех вокруг, и даже на самых близких? От всех в любой момент ждать предательства? Ну а что тут удивительного, если не только от других, но, в первую очередь, – от самих себя предостерегает слово Божие: «Будем опасаться, чтобы» «не оказался кто из вас опоздавшим». Ведь было же это: те избранные, которым было «прежде возвещено, не вошли» «за непокорность». Поэтому «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших». Потому что и наши собственные сердца могут ожесточиться, и из них может выйти злая воля, несмотря на все откровения и предостережения.

Ни о себе, ни о других – ничего мы до конца не знаем. Это только для Бога «нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто пред очами Его». И не с таким вниманием и опасением должен я смотреть вокруг себя, сколько – за самим собой, чтобы не пострадать мне, например, просто за злословие и пустословие, а не за Христа. Как писал Иоанн Лествичник: «убоимся Бога, по крайней мере так, как боимся зверей: ведь не лезем же мы в чужой сад, когда знаем, что там злая собака». И заповедь Божья говорит: «Даже в мыслях твоих не злословь царя, и в спальной комнате твоей не злословь богатого; потому что птица небесная может перенести слово твое, и крылатая – пересказать речь твою» (Еккл.10:20). И не птица будет виновата, не доноситель, но сам ты. Потому что нарушил Божье слово.


Источник: https://azbyka.ru/days/2018-12-23

(123)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *