Артём Перлик: Рассказы о старцах и добрых людях (продолжение)

Артём Перлик: Рассказы о старцах и добрых людях (начало)


О Ефреме Аризонском

Старец Ефрем Аризонский навсегда приехал в США и основал там монастыри, увидев, что многие нуждаются в духовном руководстве, а найти его негде… Старец открыл 19 монастырей по всей Америке и Канаде, чтобы в любой части страны люди могли исповедаться и получить духовный совет. Игуменами и духовниками он поставил своих учеников. Тысячи и десятки тысяч людей со всего мира посещают эти обители. Некоторые из учеников Ефрема и сами стали старцами, как, например, Паисий Аризонский. Однажды Ефрему явился его почивший афонский наставник – святой Иосиф Исихаст и, высыпав Ефрему на колени 20 апельсинов, сказал, что столько обителей тот должен основать в США и Канаде. Сами монахи этих обителей и паломники говорят, что Ефрем насытил духовный голод людей в США, открыв им дорогу к подлинности и красоте, которую может открыть лишь только праведник, при жизни имеющий опыт райского блаженства.

Один из его монахов как-то ехал со старцем на машине и подумал, что семидесятилетнему Ефрему тяжело постоянно ездить из города в город. От жалости он стал молиться мысленно о старце, а Ефрем тотчас стал молиться о нём вслух. Монах был поражен и на следующий день спросил:

– Старец, когда кто-то молится о тебя, ты знаешь об этом?
– Да, дитя моё, я всегда это знаю и благодарен за это, – сказал он.

Однажды некий молодой человек в Нью-Йорке попал в реанимацию. Родители мучились и боялись, но, приехав к сыну, увидели, что тот выздоравливает. Он рассказал им, что всю ночь рядом с ним сидел и молился старец Ефрем. Медсестра подтвердила, что у него всю ночь был православный священник. Хотя в то же время все точно знали, что старец не покидал монастырь Святого Антония.

Каждое утро Ефрем выезжает из обители в окрестные селения. Он везёт с собой продукты и кормит встречных бедных. Про него говорят: «Он очень любит помогать людям».

Старец – это человек, который являет людям реальность Бога и мира духовного.

Старец открывает жизнь как чудо, как красоты Промысла Божьего, как несомненность грядущей радости для всех, кто стремился к свету. Что же дают миру старцы? Они дают возможность людям пережить ликующее прикосновение Святого Духа.

***

Чтоб понять, от чего старец избавляет души, нужно вспомнить фрагмент из толкиновского «Сильмариллиона» о доблестном воине Хурине, который попал в плен к всеобщему врагу. Не сумев сломить воина пытками, противник прибегнул к иному оружию.

«Все, что Моргот знал о деяниях своей злобы, Хурин знал тоже; но к правде была примешана ложь, а все хорошее было утаено или искажено. Тот, кто смотрит на мир глазами врага, неизбежно видит все криво, желает он того или нет».

Единственный способ обрести правильный взгляд – это посмотреть на ситуацию с Неба и увидеть свою боль в русле Промысла, ведущего человека к радости. Тогда мы поймём, что нам сейчас нужно делать.

Старец Дионисий Каламбокас как-то сказал монахине, что не боится жить только тот, кто доверяет любви Господней. И старцы дают нам возможность взглянуть на всё, что бывает с нами, сквозь любовь Божию.

Одна американка, приехавшая к старцу Ефрему Аризонскому с мужем, говорила, как супруг потом удивлённо восклицал: «Мы были у психологов и врачей, но никто не смог разрешить нашу проблему. А старец решил её всего лишь за один час!».

***

Старец Серафим Барадель (ученик Софрония Сахарова) говорил: «Без покаяния не может быть милующего сердца. А без милующего сердца он не может увидеть Бога как Он есть». Старец Софроний отвечал: «Самое главное – увидеть в человеке его боль».

Серафим утверждал: «Фарисеи распяли Христа потому, что у них не было и следа милосердия, а была только огромная, тяжеленная и всесокрушающая буква».

Он учил: «Послушание – это когда мы по любви стараемся воплотить волю любимого человека. Это – самый короткий путь к милующему сердцу. Чудо послушания – когда двое становятся одним».

***

Как-то старцу Гавриилу рассказали о молодом человеке, который ухаживал за родителями, посещал все службы в храме, строго постился и искал постоянной молитвы. Услышав всё это, старец спросил:

– А не слишком ли он правильный?

Старец хотел предостеречь людей от христианства формы, которое далеко и от радуги святоотеческого сознания и от творческой верности Преданию, когда ты живёшь созвучно всей неповторимости Духа в себе самом.

***

Ольга Данченкова пишет: «Я заметила, что благодатное слово нельзя предсказать. Оно всегда ново, внешне нелогично, всегда за каждым поворотом тебя ждет прозрение с восхищением, как будто плывешь по живописной реке. А безблагодатные, сухие, схоластичные исследования и т. п., романы и стихи всегда логичны, последовательны, всегда вытекают сами из себя, идеально спроектированы, но плаванье по таким произведениям похоже на передвижение корабля по речным шлюзам».

***

Святой Амвросий Оптинский говорит: «В жизни сей нужен сочувственный взор, ласковое слово, нужно сознание, что нас любят и нам верят, нужно то, что в мире самое редкое и самое великое сокровище – сердце внимательное». Всё это встретишь нечасто, но только когда встретишь, сможешь сказать, что, наконец, общаешься с христианином.

***

Настоящий  наставник, да и настоящий христианин, таков, что он открывает другим доступ к Небу. И общаясь с ним другие с удивлением чувствуют, что в их жизни ощутимо действует Бог. Быть христианином в подлинном смысле – это давать другим возможность коснуться Святого Духа.

Иоанн Крестьянкин

5 февраля – день памяти чудесного старца Иоанна Крестьянкина. Людям часто кажется, что жизнь есть боль, а он открыл многим, что жизнь есть свет. Старец видел, что людям плохо и тяжело потому, что они, даже много лет посещая церковь, не умеют доверять Богу и не принимают сердцем ту истину, что Христос есть любовь, а любовь не может попустить зла любимому.

Прозорливо предвещая несомненность счастливых концов всех историй, старец хотел, чтобы люди, даже не зная будущего, доверились Христу, Который во всём хочет нам только радости. Да и само спасение – это обретение радости ещё на земле.

Но людям, приходящим к старцу, казалось, что «дальше» в их ситуации и их боли всё может быть только хуже. Старец же открывал им, что у Бога есть одно желание – миловать и миловать, а потому Он всегда на нашей стороне.

Глядя на старца Иоанна, удивляешься, с какой простотой и мудростью он открывал для всех, что Господь сотворил нас в мире лишь для того, чтобы мы обрели радость и стали сильными, чтоб самим умножить её.

И теперь, спустя годы заочного знакомства с ним, я вовсе не желаю подвергать разбору его жизнь. Я лишь хочу поблагодарить святого…

***

Старец Эмилиан Вафидис всегда учил, что человек пришел в этот мир для радости. У него есть слова: «Если монах не имеет радости в своей душе, уже с этим нужно идти на исповедь».

Где бы мы ни были, жизнь должна приносить нам радость, либо мы ещё не обрели свой путь и место на этом пути.

***

Старец Эмилиан всегда поощрял высшее образование монахов, хотя бы для того, чтобы они могли ответить на многие сложные вопросы тех, кто приходит в монастырь за советом.

Амфилохий Патмосский

Красота и истина проявляют себя как нежность по отношению к людям. Каллист Уэр приводит такую историю о своём старце Амфилохии Патмосском. Уже отходя к Богу старец, «прощаясь с монахинями, которых окормлял, просил настоятельницу не быть слишком строгой с ними: ‟Они оставили всё, чтоб прийти сюда, и они не должны быть несчастныˮ».
А один европейский писатель, почитавший старца Амфилохия, зная об этой просьбе к игуменье, говорил знакомым мужьям об их женах: «Помни, что она всё бросила и пришла к тебе потому, что верила – ты сделаешь её счастливой…»

Случай со старцем Кириллом

Старец – это человек, который парадоксальным для обычной логики способом открывает пришедшим к нему, что они сотворены для радости. Часто старец говорит не какие-то особые пророчества, но напоминает о заповедях. И в его устах заповеди Евангелия звучат как пережитые лично им и ему же в его жизни открывшиеся как подлинный путь к радости и ликованию о мире Господнем и твоём месте в нём.

Один мой знакомый священник несколько лет страдал от несправедливостей и обид со стороны неких людей. Когда ему показалось, что этого больше терпеть нельзя, он поехал к старцу Кириллу Павлову. Тот выслушал пришедшего и сказал в ответ всего три слова: «А ты смирись». И священник вышел от старца окрылённый, потому что впервые пережил евангельскую заповедь не как поучение, но как дверь в радость и красоту.

Но это не конец истории. Спустя несколько лет один  христианин, знакомый того священника, вспомнил об этом случае в тот момент, когда сильно обиделся на свою жену. Ему казалось, что супруга должна поступить так, как он хочет, а та настаивала на другом решении, и это с её стороны был не каприз, а верность своему устроению души. Кто знает, может быть, они бы повздорили, но его остановили эти самые слова старца, сказанные не ему, но и для него открывающие, что мы бываем счастливы не тогда, когда настоим на своём, но когда по любви исполним волю любимого.

– Да, дорогая, – сказал он ей. – Пусть будет по-твоему.

И над ними всеми было тогда светлое благословение Божие, которым Господь так хочет наградить всех нас, а старец – это тот, кто знает, что путь к Небу как блаженство совершается для нас на земле…

Въезд старца Софрония в Англию

Господь действует через всех людей, но желает действовать через тех, кто открывается Его мудрости и красоте.

В 1958 году, за день до того, как старец Софроний Сахаров и его духовные чада подали документы о переезде из Франции в Англию, в английском парламенте рассматривался закон об эмигрантах. Консервативная партия требовала полностью запретить допуск в страну бедняков, чтобы те не мешали своим присутствием росту экономики. Тогда кто-то из парламентариев сказал, что если бы завтра в Англию хотели въехать 12 апостолов, то из них это смог бы сделать только Иуда Искариот, потому что у него был денежный ящик.

А на следующий день министр внутренних дел и вправду получил прошение на въезд… от старца Софрония. Памятуя вчерашний разговор в парламенте, министр разрешил старцу с общиной поселиться в Англии…

«Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся». И мы никогда не знаем, сколько добрых деревьев прорастает из посеянных нам семян доброты… Колоссальная мудрость Божия каждый раз проявляется победоносно и просто. И эта простота бы очень пригодилась в доверии людей Господу. По Пастернаку, такая простота доверия Небу «всего нужнее людям, но сложное понятней им…»

(93)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *