Артём Перлик: О ГЛАВНЫХ ПРИЗНАКАХ НАСТОЯЩЕЙ ВЕРЫ И ИСТИННОЙ РЕЛИГИИ

Артём Перлик

О ГЛАВНЫХ ПРИЗНАКАХ НАСТОЯЩЕЙ ВЕРЫ И ИСТИННОЙ РЕЛИГИИ

Размышления и факты

Святой Иустин Сербский: «Человек для человека – тайна наивысшая».

За всю историю мира люди по-разному думали о человеке и его предназначении. Главное, из чего люди исходят в представлении о человеке, их вера. Если атеист верит, что нет бессмертия, то человек для него – кусок мяса, покойник в отпуске. Если  современный оккультист верит, что есть высшая раса, то и к тем, кто в это меньшинство не входит, он относится соответственно. Если буддист верит, что ничего не существует и личность – это иллюзия, то нет для него и ценности людской жизни, нет и глубинного осмысления её.

Ещё в древности языческие религии, греческая, римская, китайская, японская пытались обдумать и понять тайну человека. Они дошли до того (а точнее, от Адама сохранилось это знание), что в человеке есть что-то от жизни богов. Но вообще языческий взгляд на человека и тогда и сейчас мрачен: «человек – малый мир в большом» и «люди живут во вселенной как мыши в доме – наслаждаются великолепием космоса, хотя оно предназначено не им.

Всю люди земли знают, что есть некое правильное отношение к людям, и все люди согласны с тем, что так никто не живёт.

Зачем живут люди – совершенно не могли понять язычники. Были высокие идеи, например, у викингов: «храбро противостоять предопределённому заранее роковому исходу». То есть я знаю, что погибну, но буду действовать по долгу. О том же действовании по долгу говорит Конфуций в Китае, стоики в Риме. Но ради чего всё это – ответа нет. Раввинистические школы востока проводили диспут на тему «Для чего живёт человек?». И решили – лучше бы человеку вовсе не рождаться на свет. Для язычника и древнего, и современного жизнь предстаёт как страдание во тьме.

Боги язычников также не отвечают на вопрос о смысле – они равнодушны к людям, а верховное божество, создавшее космос, в их представлении абсолютно равнодушно.

И всё же кое-где раздаются голоса, что верховный Бог добр и благ. Так учат Сократ, Гераклит, и некоторые другие с ними соглашаются. Но в то же время этот Бог далёк и к Нему никак не пробиться.

К I веку общей была тоска о Спасителе, Который бы избавил мир от бесцельности бытия, философ говорит: «Или какой-то бог нас спасёт, или всё погибнет». Чувство гибельности, бесцельности было всеобщим. По крайней мере у тех, кто задумывался о жизни.

И вот в мир пришел смысл – Воплощение Христа и Воскресение изменили всё и принесли смысл в людскую жизнь, если только человек сам захочет стать участником в жизни Бога, так как Троица – подлинная жизнь и по Богу люди тоскуют на самом деле. В Нём ответ на все вопросы, на всю тоску, объяснение всего. Смысл жизни, открытый Христом, – соединение в любви с Ним и с другими людьми, которое совершается в Церкви.

А. Лосев: «В античном мире слабее развито чувство личности. Личность не была там чем-то единственным и неповторимым».
Очевидно, так было потому, что отсутствовала конечная цель.

По слову Г. Честертона, если нет ощущения цели, то поляна цветов ничем не отличается от навозной кучи. Язычник смотрит на траву и радуется, что в мире есть трава. Христианин смотрит на траву и радуется, что в мире есть любовь.

Ценность личности может быть только в Боге, в том, который любит. Так и на земле. Лаура и Беатриче столь известны и значимы потому, что их полюбили.

Святой Кирилл Иерусалимский: «Все души равны изначально».

Но это равенство разных.

Г. Честертон: «Бог создал каждую травинку отдельно и ни разу не устал».

Что же православие говорит о человеке?

Святой Макарий Великий: «Смотри, каковы небо, земля, солнце и луна: и не в них благоволил упокоиться Господь, а только в человеке. Поэтому человек драгоценнее всех тварей, даже, осмелюсь сказать, не только видимых, но и невидимых, то есть служебных духов».

Святой Макарий Великий: «Само сердце – малый сосуд, но там есть всё».

Включая в себя всё, что есть в мире, человек несёт в себе и то, чего в мире нет – Божью благодать, Самого Бога.

Православие говорит о таинстве человеческой личности. Личность как образ Божий есть таинство, уходящее своей глубиной в Бога.

Клайв Льюис: «Когда погаснут все солнца, каждый из нас будет жить. Как поразительно жить среди богов, зная, что самый скучный, самый жалкий из тех, кого мы видим, воссияет так, что сейчас бы мы этого и не вынесли… Вы никогда не общались со смертными. Смертны нации, культуры, произведения искусства. Но шутим мы, работаем, дружим с бессмертными, на бессмертных женимся, бессмертных мучаем и унижаем».

Как человеку никогда не может надоесть богослужение, так никогда не сможет надоесть другой, любимый человек.

В вечности наше возрастание в познании Бога будет вечным, таким же будет и наше познание другого человека в любви. Всё больше и больше он сможет открываться нам, но никогда не настанет предел этому движению любви к другому, потому что бесконечен Образ Божий, бесконечен Бог в человеке.

Поэтому православие трепетно относится к человеку. Когда юный Вениамин Федченков спросил одного священника: «Как вообще относиться к человеку?» – тот ответил: «С благоговением».

Святые отцы Египта говорили: «Ты видел брата своего? Ты видел Бога своего!».

Симеон Франк: «Переживать другого как свет».

Старец Виталий Сидоренко: «Каждого человека принимать за бога после Бога».

Люди беcсмертнее мира – мир после Второго пришествия переменится и станет новым, а мы сохраним свою личность, только личность должна очиститься от зла.

Христианство открыло внутренний мир человека, указало на движения его души, засвидетельствовало, что человек ненормален без Бога, а путь к Нему – покаяние. Только покаяние может реально изменить нас.

Епископ Митрофан Никитин говорил, что Бог ничего не поставил между Царством Небесным и покаянием. Покаяние нас преображает.

Старец Паисий Афонский советовал фотографировать человека до исповеди и после, чтоб было видно, как меняется лицо. Оно реально становится светлее, пронизанным Всевышним.

Богу мы можем доверять, и Он ждёт от нас доверия. Иоанн Крестьянкин учил всю жизнь доверять Творцу. Никакая другая религия не знает доверия Богу, кроме христианства. А ещё христианство разделило добро и зло, а язычество и тогда и сейчас считает, что добро не может без зла и света без теней не бывает.

Радость – плод богообщения.

Святой Василий Великий: «Радость обитает в душе добродетельного».

Климент Александрийский: «Радость составляет главную характеристическую черту Церкви».

Радость мы обретаем в любимом другом. Любимые другие – рай. Лицо любимого – источник вечной радости.

Человек только полностью отдавая себя Богу обретает себя. Неслиянное соединение. Человек – слуга всего. Человек настоящий – слава Божия.

«Расскажи мне о видениях, которые ты видишь», – сказал однажды некий монах прп. Пахомию (286–346). «Грешник вроде меня не ждет от Бога видений, – отвечал Пахомий, – <…> но позволь сказать тебе о великом видении: святой и смиренный человек – вот великое видение. Ибо что может быть более великое, чем видеть невидимого Бога, явленного в Своем храме – видимом человеке?»

Чтоб познать человека, надо посмотреть на Бога.

Каждый человек связан со всем человечеством: «В одном конце мира тронешь, в другом отзовётся», – говорит Ф. Достоевский.

По мере своего самоотвержения, своей жизни для других человек начинает жить Христом. Тогда он воспринимает других как родных себе. Святые возрастали в святости постепенно, ступень за ступенью. Святость – наша цель, и эта цель достижима.

Люди, как правило, живут в состоянии вражды ко всем, даже к самым близким. Даже в семьях люди чаще всего одиноки и ощущают свою непонятость и ненужность никому. По мысли Ивана Ильина, преодолеть одиночество может только любовь. Люди живут в состоянии разобщённости потому, что ими правят страсти. Они не имеют настоящей любви даже к себе, любя себя в приобретениях, в вещах, в деньгах. Всё это приносит им боль. Единственным выходом может быть возвращение к другим, преодоление отчуждения.

Но в основе этого отчуждения лежит не что иное, как грех. Именно он разделяет людей, делает их неспособными принять в сердце другого.  Православие указует путь восстановления отношений с людьми через восстановление отношений с Богом. Это совершается посредством покаяния и жизни для других.

Только та вера, которая спустится с человеком в его душу и изведёт его из собственной тьмы в непридуманный свет, и будет настоящей.

Г. Честертон. «Автобиография»: «Именно потому, что зло таилось в сфере чувств и воображения, его могла победить только исповедь, с которой кончаются одиночество и тайна. И только одна религия осмелилась спуститься со мной в недра моей души».

И эта религия и есть христианство.

Святой Исаак Сирин:«Ближнему своему принуждай себя оказывать честь выше меры его. Приветствуй его лобзанием с великой честью и хвали его даже за то, чего он не имеет. А когда разлучишься с ним, говори о нём всё хорошее и самое достойное. Ибо этим и подобным этому привлечёшь его к добру».

Мы должны поверить в другого человека, ведь Бог верит в нас. Доказательством этого служит наша жизнь на земле.

Всевышний верит, что мы захотим света и пойдём к нему, что мы отвергнем тьму в себе и в мире и, по слову святого Иринея Лионского, пойдём «от новой тьмы к древнему свету». Этот Свет нас ждёт. Идёт к нам на встречу.

Один неверующий офицер спросил митрополита Антония Сурожского, «во что верит Бог?». И митрополит ответил, что Бог верит в человека, верит в тоску человека о подлинном бытии, настоящей жизни, житии праведном.

Митрополит Антоний Сурожский писал об этом:«Верьте во свет, в тот свет, который Господь зажёг в каждом из вас, и блюдите этот свет, храните его, защищайте его от всякого потемнения».

В нас не всё испорчено и извращено. Есть в нашей душе и то, что уже исцелено или ещё не повреждено. Есть в нас некая верность добру. Мы можем обнаружить её в себе. Мы должны быть верными ей, потому что то, что в нас светло, от Бога, оно есть Божья жизнь в нас. Эти искры можно погасить нерадением и невниманием, а можно и умножить.

Для Бога драгоценно всякое наше добро.

Святой Иоанн Златоуст:«Никакое добро, как бы маловажно оно ни было, не будет пренебрежено судьёю праведным».

В одном из украинских городов был одержимый человек, который не мог войти в храм, так как злая сила его не пускала. Прихожане этого храма ходят в тюрьму, чтобы помочь заключённым. Они попросили всех узников помолиться об этом человеке, и на следующий день одержимый не только смог войти в храм, но и приложился к кресту. А ведь заключённые – настоящие грешники. Но Бог всё равно услышал и помог. Эта удивительная история о силе молитвы и о том, что для Бога драгоценно всякое наше добро.

Когда Творец смотрит на нас, Он видит не наши грехи, а нашу личность, видит Свой Образ, видит красоту, которую вложил в нас. По слову Иоанна Златоуста, любящий видит даже недостатки любимого в неком неизреченном сиянии, и это сияние есть благодать.

А благодать никого не хочет видеть плохим. Благодать надеется на человека и всегда даёт ему шанс.

Протоиерей Аркадий Шатов:«Истину нужно выстрадать самому».

По слову отцов, Христос мог бы тысячу раз рождаться на земле, но это не принесёт тебе никакой пользы, пока Он один раз не родится в твоей душе.

К высоте мы всегда идём через подвиг. Вне подвига, который в конечном итоге есть жизнь для других, человек не встречает ни себя подлинного, ни Бога, ни других людей.

Помогает в этом и молитва о человеке тех, кто его любит. По мысли старца Амфилохия Патмосского, молитва меняет намерения людей. Молитва приводит Бога в обстоятельства жизни человека, о котором молятся, и приводит в его душу, хотя если человек сопротивляется, то это происходит трудно и медленно.

Маша, выпускница подразделения духовной культуры, рассказала, как молитва явила себя в её жизни. Она долго и безуспешно убеждала подругу в истинности православия, о многом говорила ей и молилась, чтобы в некоторых вопросах Господь её (подругу) просветил. И Маша заметила, что в ситуациях, когда она убеждала подругу словами, та агрессивно воспринимала её объяснения, а если молилась, но не говорила, подруге истины открывались и она их принимала сердцем.

У современных людей очень часто отсутствует способность духовного постижения мира, духовного взгляда и вникновения в происходящие события. Многие привыкли жить на поверхности событий, явлений и не замечать их основу.  Некоторые измеряют происходящее не как правильное и не правильное, по совести и не по совести, а «мне нравится, выгодно, круто, прикольно» или «мне не нравится».

Так человек делает себя маленьким богом, с его точки зрения – не таким уж и маленьким. Но, будучи тяжело больным страстями, которым удобно развиваться в постоянном самоублажении и отказе от всякого подвига, человек и вокруг себя творит ущербность, болезнь и боль. Выходом из этого могла бы быть лишь жизнь для других.

Только тот, кто любит, знает, какой это свет страдать за того, кто дорог.

Гордость и тщеславие оскверняют дело в той мере, в какой человек гордится или тщеславится. В книге Сэлинджера «Над пропастью во ржи» есть эпизод, когда главный герой говорит о знаменитом пианисте, чтотот играл на пианино очень хорошо, и знал, что очень хорошо играет, и это портило всю его игру.

Портило потому, что делало её неподлинной, не Божьим явлением в этом мире.

Для духовной жизни хорошо, когда человек выстрадал своё православие и себя в православии.

К человеку надо относиться просто, без осудительной оценки и с чувством родства. Отказ от осуждения освобождает силы души для жалости и участия в жизни другого как близкого.

Доброе доверие к себе

Добрая, заповеданная Богом любовь к себе важна ещё и потому, что в ней, в любви Бога к нам, её рождающей, корень доброго доверия к себе.

Старец Паисий Афонский говорил о важности такого доверия для человека, чтобы, например, юноша понимал, что он может справиться с какой-то работой, чтобы девушка общаясь с юношей не комплексовала по поводу того, что она некрасивая, но полагалась на Бога, Который ничего некрасивого не творит.

Один человек страдал от недоверия к себе, своим, данным ему Богом, талантам. Причины недоверия были серьёзными: до 30 лет его обижал и бил отец, а все девушки, которые ему нравились, ему отказывали. Необходимость научиться доброму доверию к себе он видел ещё и в том, что и Сам Бог посылал ему обстоятельства, укрепляющие его в таком доверии. Однако сердечное расположение не менялось. Однажды на Литургии он обратился к Богу с просьбой помочь научиться доверию себе и своим силам. И в сердце его прозвучал ответ: «Что ж ты не просишь?». Как часто бывает в случаях, когда Господь обращается к человеку, сразу стало ясно, что душевное расположение к себе не давалось потому, что он не молился об этом. А именно молитва преображает душу, ведь вводит в неё Бога. И действительно: молитва стала постепенно давать ему то, чего он хотел.

Подобные случаи говорят ещё и о том, что доброе доверие к себе есть качество важное для человека, и Бог это видит и помогает утвердиться в человеческом достоинстве тем, кто по той или иной причине склонен всё время огорчаться по поводу себя и не верить в то, что может созидательно и мудро распорядиться данными ему Богом талантами.

Очень помогает в этом, когда в жизни появляется человек, который нас любит. Ведь в любви нам легче раскрыться и жить без страха. Конечно, и Божья любовь очень помогает в этом. Но человек учится ощущать её постепенно, и, пока он этого не умеет или мало умеет, его будет поддерживать любовь людей. Тайна тут в том, что ею, этой любовью людей, Сам Христос любит и обнимает нас в глубинах сердец тех, кому мы дороги.

Доверие к себе основывается на доверии к нам Бога, Который даёт нам новый день, чтобы мы явили Его присутствие в нём.

Правильное доверие себе есть доверие Богу, идущему вместе с человеком.

Доброе доверие себе не есть самоуверенность, но доверие Богу, Божьему свету в себе.

Святой Максим Исповедник приводит пример соединения человека и Бога – раскалённый меч, и мы не видим, где сталь, а где огонь: можно жечь железом и резать огнём. Соединение человека с Богом преображает его. Доверяя Богу человек одновременно доверяет Божественному в себе и себе, исходящему от Бога. Такое доверие необходимо, чтобы человек поверил, что лично он, а не кто-то другой, может стать праведным и святым, преодолеть грех и быть сияющим для всех солнышком, где весь свет его – Божий.

Доверие себе мы можем обрести в доверии Бога к нам. А о том, что Он нам доверяет, мы узнаём через молитву к Нему. Именно обращение к Христу меняет нашу душу приводя её к доброму доверию себе.

Часто бывает так, что Творец располагает обстоятельства, чтобы человек это доверие приобрёл. Бог, всё знающий и могущий, верит в меня, и в этом корень моего доверия себе. Оно есть ещё и доверие Бога ко мне.

Дерзновение к Богу, которое делает грешного святым, невозможно без доверия. Мои силы – в Боге, а у Него много сил. Я не пройду дорогу без веры Того, Кто любит меня и верит, что я дойду. Его вера в меня есть крепость на дивном пути к Нему.


Источники:

https://pravlife.org/ru/content/o-glavnyh-priznakah-nastoyashchey-very-i-istinnoy-religii

https://pravlife.org/ru/content/vo-chto-verit-bog-o-glavnyh-priznakah-nastoyashchey-very-i-istinnoy-religii

(84)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *