Вопрос священнику. Отвечает иерей Василий Куценко

На вопросы посетителей портала «Православие и современность» отвечает иерей Василий Куценко.


Здравствуйте! Мне 25 лет, я живу с родителями. Уже более десяти лет у меня натянутые отношения с отцом. Отношения между родителями тоже достаточно сложные, частые споры на одни и те же темы.  Я знаю, что отец очень  переживает за меня, беспокоится о моем будущем, но от него я слышу одни нравоучения, иногда сарказм, а не слова поддержки и ободрения. Он достаточно пессимистичен во взглядах. Я и мама от него отличаемся в отношении к миру, из-за чего и конфликты. Такое ощущение, что я для отца всегда не дотягивала до образа идеальной дочери, и эту мысль он хорошо мне внушил за годы. Я росла с чувством неполноценности, с заниженной самооценкой все время. Я пробовала поговорить с ним, но мы друг друга словно не слышим. В итоге я только злюсь на него, на любую критику в мой адрес раздражаюсь, а когда пытаюсь вспомнить и понять, любила ли я его вообще когда-нибудь, в душе — пустота, ничего. Я понимаю, что он такой же человек, как и я, у всех нас свои душевные травмы, нередко с детства, но простить его и относиться к нему с теплотой пока не могу. Это меня сильно мучает, до слез больно в душе и стыдно за  такое. Я, наверное, не знаю, как это простить по-настоящему. Как простить человека, зная, что он не изменится, будет вести себя так же? Как его принять таким, какой он есть, и так, как он к тебе относится? Подскажите, пожалуйста, как мне быть. Анастасия

Анастасия, какими бы сложными ни были отношения с Вашим отцом, следует соблюдать заповедь: почитайотца твоего и мать твою (Исх. 20, 12). Поэтому главное, на мой взгляд, научиться терпению по отношению к отцу. Вы и сами пишете, что от раздражения в душе остается только пустота. Поэтому увеличение разрыва в отношениях путем ссор и обид создаст еще большее чувство опустошенности.

Но чтобы пустота ушла, нужно попытаться полюбить отца. Пусть это будет тяжело, пусть не так быстро, как хотелось бы нам. Но без любви отношения не придут в норму. А ведь чем больше разрыв, тем тяжелее его преодолевать.

Конечно, нередко родителям хочется видеть детей «идеальными», воплотить в них то, чего они сами по каким-то причинам не смогли или не успели в личной жизни. Но нам, детям, нужно постараться принять это как проявление любви и заботы (да Вы и сами об этом пишете). И пусть эти любовь и забота не всегда именно такие, какими хотим видеть их мы.

Проявляя терпение, мы будет однозначно поступать по-христиански, и это принесет нам пользу. Порой нужно время, и, возможно, не малое. Чувство настоящего, искреннего прощения можно ощутить через молитву. Молитву за родителей и за себя. Ведь без молитвенной поддержки мы очень мало можем сделать. Также большую пользу может принести общение со священником на исповеди. Не бойтесь рассказывать о Ваших сложностях. Надеюсь, что с помощью Божией семейные отношения наладятся.

Здравствуйте! Я поклялся злым силам здоровьем человека, что выполню определенные дела, но не смог этого сделать (я не желал зла человеку, которым клялся). Можно ли отменить мою клятву? И чтобы мои слова не отразились на человеке? Спасибо большое! Никита

Никита, в Евангелии Господь Иисус Христос говорит: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого (Мф. 5, 34–37). Его слова повторяет апостол Иаков в своем послании: Прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою, но да будет у вас: “да, да” и “нет, нет”, дабы вам не подпасть осуждению (Иак. 5, 12). Потому и ответ на Ваш вопрос может быть только один: клясться вообще не нужно, тем более — «злым силам». Дело даже не в том, желали Вы кому-либо зла или нет, а в самом обращении к злу. На другом человеке это никак не отразится, но Вам самому следует сходить в храм и на исповеди принести покаяние в неразумной клятве.

Здравствуйте! Я вообще не употребляю спиртное, ни в каком виде. Но мой муж может позволить себе выпить по праздникам и выходным. Я хочу, чтобы он тоже не пил, как и я. Я его уговариваю, но он не соглашается. И каждый раз, когда наступают праздничные дни или конец рабочей недели, я начинаю обижаться, и мы ссоримся. Наши взгляды на этот счет очень расходятся. Что нам делать? Посоветуйте, пожалуйста. Ольга

Дорогая Ольга, прежде всего, нужно относиться друг к другу с терпением. Особенно – к слабости Вашего супруга к спиртному. От постоянных обид и ссор Ваш супруг точно не «завяжет» с алкоголем, а вот на личных отношениях это скажется только отрицательно.  Для очень и очень многих людей бутылка-другая пива по выходным или более крепкий алкоголь по праздникам воспринимается как вполне естественная часть досуга. Хорошо это или плохо? Если алкоголь начинает вызывать зависимость, и мера пива по выходным начинает явно превышать пределы разумного, это однозначно плохо. Если человек соблюдает рамки и сохраняет здравый разум, то дай Бог, чтобы все это не превратилось в страсть к спиртному.

Ольга, постарайтесь не обижаться на супруга. Обязательно молитесь за него. Проводите с ним больше времени по выходным или праздникам. И помните замечательные слова апостола Павла: Если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов (Гал. 6, 1–2).

Здравствуйте! Понимаю, что прозвучит это странно, но как «найти и принять Бога в себе»? Мне 19, я крещеная (крестили, когда была совсем маленькой). Но в храм захожу не часто, стесняюсь этого. Когда мама предлагает пойти на службу вместе, всегда отказываюсь. Но время от времени захожу в храм одна или с верующими подругами. Есть ли какая-то литература, которая могла бы помочь мне стать тверже в вере? С уважением, Екатерина

Екатерина, ответить на Ваш вопрос довольно сложно. Потому что речь идет о личном опыте веры. Такой опыт нельзя обрести механически или автоматически: делайте то-то и то-то и через столько-то дней вы гарантированно получите духовный опыт. Найти Бога в себе — значит сказать вместе с апостолом Павлом: Уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня (Гал. 2, 20).

И путь к обретению Бога может стать путем в целую жизнь, почему христианская жизнь, жизнь в Церкви и становится ежедневным подвигом преодоления себя, своих недостатков, сомнений и страхов. Подлинный духовный опыт богообщения — это не просто интеллектуальное признание того, что Бог есть. Это живая жизнь с Богом.

Могу сказать одно: не следует отказываться от предложений мамы сходить в храм. Следующим шагом должно стать участие в Таинствах Исповеди и Причастия. Именно причащаясь Тела и Крови Христовых, мы и получаем опыт единения с нашим Господом и Спасителем Иисусом Христом.

Если говорить о книгах, то прежде всего нужно начать с чтения Евангелия. Еще я бы рекомендовал почитать «Исповедь» блаженного Августина. С одной стороны, эта книга может показаться сложной, но, с другой, блаженный Августин создал автобиографическую повесть о своем опыте обретения Бога. Поэтому «Исповедь» будет, несомненно, полезна именно для Вас.

Батюшка, простите за подобный вопрос. На причастии младенца случайно перепутала ее имя, назвала свое, а батюшка так быстро причастил, что я поправить его не успела, а потом и постеснялась уже подойти. Как теперь быть? Девочка крещеная (это ее первое причастие). Наталья

Наталья, здесь нет ни малейшего повода для беспокойства. Бывает, что мы можем перепутать имена просто случайно или от волнения. Ведь главное – для чего вы принесли ребенка в храм – произошло: девочка причастилась Святых Христовых Таин.

К сожалению, с именами связано очень много суеверий. Но суевериям верить не нужно и даже вредно. От того, что Вы перепутали имя, с ребенком ничего не случится.

Добрый день! Мы назвали дочку Евой. Почему-то многие говорили нам, что нельзя было называть ребенка таким именем. Мне и мужу имя нравилось, и ассоциации были не с грехом праматери, а с чем-то светлым, нежным и прекрасным. Еще я знаю, что есть святая Ева Павлова. Но все равно возникает вопрос, можно ли крестить ребенка таким именем или выбрать другое? Заранее благодарна! Наталья

Наталья, согласен с Вами. Имя Ева и правда очень красивое. И действительно, что кроме святой праматери Евы в церковном календаре есть еще святая преподобномученица Ева Павлова (информацию о ней можно найти вот здесь). Крестить ребенка с таким именем конечно же можно. А тех людей, которые говорят про ассоциации с грехопадением, просто не слушайте. Грехопадение прародителей Адама и Евы искуплено Господом Иисусом Христом. К сожалению, с именами связано очень много суеверий, но суеверия потому так и названы, что верить в них не нужно.

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, я очень переживаю. Мы с семьей приехали на крещение ребенка, но, пока ждали священника, в храм привезли покойника для отпевания. Ребенка крестили в отдельном помещении, и, когда мы выходили после крещения, отпевание уже закончилось. Но все равно остался испуг и страх. Что можно сделать? Ольга

Прежде всего, не нужно бояться. Ведь в храмах не только крестят и венчают, но еще и провожают «в путь всея земли». Но ни вам, ни ребенку, ни кому-либо другому такое совпадение не причинит абсолютно никакого вреда. Если случается так, что мы зашли в храм, а там совершается отпевание, то можно помолиться за умершего. Даже если вы не знаете его имя, можно просто сказать: «Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего». Это будет по-христиански.

Здравствуйте. Скажите, для чего в конце крещения совершается пострижение волос и когда появился этот чин? Виктория

Виктория, про пострижение волос святой Симеон, архиепископ Солунский, пишет, что крестообразное пострижение волос крещаемого становится знаком того, что «крестившийся главой своей имеет Христа, а также есть знак отвержения лишних помыслов, поскольку всякий верный должен удаляться от всего лишнего и не необходимого». Чин этот довольно древний, и первоначально он совершался через несколько лет после крещения, символизируя переход от младенческого возраста к юношескому. Но по крайней мере с XIV века он совершается вместе с крещением.

 Здравствуйте. Как быть, если после исповеди, непосредственно перед причастием вспомнил грех. Можно ли подходить к Святой Чаше? Ольга

Если это не какой-то тяжкий грех, то причащаться можно. Просто мысленно попросите у Господа прощения. А сказать об этом грехе на исповеди можно в другой раз.

 Здравствуйте. При изучении церковной литературы у меня возникло несколько вопросов: почему свойственность при невенчанном браке приравнивается к кровному родству? Являются ли бывшие супруги свойственниками и почему, если брак не был венчанный и они давно в разводе? Не совсем понятны эти моменты. Алексей

Алексей, рекомендую Вам ознакомиться со статьей «Брак» из Православной энциклопедии. Вопрос об отношениях «родства» и «свойства» там разобран довольно подробно. Свойственность приравнивается к кровному родству, так как муж и жена – «одна плоть» (Быт. 2, 24). Но свойственниками становятся не сами супруги, а их родственники (по отношению к ним и друг к другу). Так как Церковь признает государственный брак законным (если этот брак не противоречит нормам церковных канонов), вне зависимости от того, венчались супруги или нет, церковные правила действуют одинаково. Поэтому вступление во второй брак возможно только с благословения архиерея.

Здравствуйте! У меня давно возник вопрос: надо ли поздравлять человека неверующего, но крещеного, с христианскими праздниками. Например, если человек относится к таким поздравлениям со смехом и пренебрежением? Муж настаивает на том, чтобы я поздравляла свекровь, но мне неприятна ее реакция. Но и спорить с мужем на эту тему тоже не хочется. Спаси Господи! Фотиния

Лично я не считаю, что нужно поздравлять с христианскими праздниками всех вообще. Однажды видел в Интернете довольно занятное поздравление с неким «великим и светлым праздником всех людей, любви и весны» на фоне иконы Воскресения Христова. Как-то странно это выглядит.

Я думаю, можно попробовать объяснить мужу, что если человек не считает себя верующим, и тем более реакция на поздравления Вам не приятна, то поздравлять все же не стоит, или же он может делать это сам. Есть ведь и другие праздники – день рождения, Новый год и т.д., вот с ними и можно поздравлять.

Здравствуйте! Можно ли готовиться к покаянию только по книге святителя Игнатия (Брянчанинова) «В помощь кающемуся»? Насколько полон представленный там перечень грехов? Просто в списках грехов в основном предоставляют так называемые «основные грехи». А вдруг помимо этих грехов у меня есть такие, о существовании которых я и не догадываюсь (например, я делаю что-либо и не подозреваю, что это грех). Духовника у меня нет, поэтому не с кем поговорить на эту тему. Руслан

Руслан, думаю, что этой книги, составленной по творениям святителя, вполне достаточно. Даже более чем. Но я бы посоветовал Вам не искать самые полные перечни грехов, а просто почаще анализировать свои поступки, слова, мысли и соотносить все это с Евангелием. Если чувствуете, что какое-то дело или мысль противоречат слову Господа Иисуса Христа, то, значит, это дело или мысль – греховны. И значит, что нужно попросить у Бога прощения и постараться никогда больше не повторять греховных поступков и не допускать в душу и разум греховных мыслей.

Ведь покаяние – это не просто перечисление как можно большего количества грехов, а «перемена ума» (если дословно перевести это слово с греческого языка). Можно прийти на исповедь с усердно переписанным списком грехов из книги святителя Игнатия, или не менее известной книги отца Иоанна (Крестьянкина), или какого-то другого пособия для готовящихся к таинству Покаяния, но покаянного чувства при этом не иметь. Такие книги несомненно полезны, особенно на начальном этапе. Но со временем нужно учиться видеть свои грехи (об этом, например, мы молимся словами молитвы преподобного Ефрема Сирина – «даруй ми зрети моя прегрешения»). Конечно же, лучше всего в этом может помочь духовник. По крайней мере, начните регулярно исповедоваться в одном храме.

Почему Бог создал женщину, не умеющей дружить? Женской дружбы не существует, это доказано тысячелетиями. Почему Бог создал женщину такой ущербной? Мало того, что она зависима от мужчины, обязана ему повиноваться, как Господу, никогда ничему не учить его, молчать перед мужем, так еще Бог не дал ей способности дружить с кем-либо. Я завидую мужчинам. Они дружат всю жизнь, не предают друг друга, а женщины  это соперницы. Я тоже хочу крепкую дружбу, но Бог не дал мне такой способности. Оксана

Уважаемая Оксана, все же не следует быть столь категоричной. Тем более по отношению к Богу. Нигде в Священном Писании не сказано, что Бог создал женщину ущербной. И женщина, и мужчина в равной степени несут в себе образ и подобие Бога. Я не сомневаюсь в том, что и мне как мужчине, и Вам как женщине Господь дал одинаковую способность дружить. Вопрос в том, как мы эту способность реализуем. И между мужчинами бывают и ссоры, и разногласия, и вражда.

Да и лучшие друзья-мужчины могут разругаться так, что после этого ни о какой дружбе не может быть и речи. Очень яркий пример такой разрушенной дружбы (причем из-за сущего пустяка) изобразил Николай Васильевич Гоголь в знаменитой повести «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

Зависимость женщины от мужчины – последствие грехопадения. Ведь только после грехопадения прародителей Господь говорит  о женщине: Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою (Быт. 3, 16). Но слова осуждения слышит и Адам.

В послании апостола Павла к Ефесянам (кстати, именно этот фрагмент читается во время таинства Венчания) есть слова о том, что жены должны повиноваться своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви (Еф. 5, 22-23). Но затем апостол обращается и к мужьям со словами: Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее (Еф. 5, 25). Поэтому нельзя интерпретировать слова апостола, как указание на некое несовершенство женщины, которая только и должна подчиняться. Муж не просто господствует над женой, он прежде всего любит ее.

А если внимательно читать Евангелие, то мы увидим, что самыми верными и близкими Христу друзьями оказались именно женщины. Именно жены-мироносицы, не побоявшись иудеев (пока ученики-мужчины пребывали в страхе), отправились ко гробу Христа, чтобы помазать Его тело благовониями. И именно они первыми узнают весть о воскресении Спасителя из мертвых, и только от женщин об этом узнают сами апостолы.

Я искренне надеюсь, что Вы с Божией помощью обретете настоящую дружбу и верных, искренних друзей, готовых быть рядом и в радости, и в печали.

Здравствуйте! У меня вопрос такого плана. Есть у меня друг. Не близкий, но друг. К нему я привязался, как обычно привязываются к людям. Я понимаю, что жизнь такова, что нас может раскидать, или дружба может прекратиться. У меня и так друзей малый круг. Но как избавиться от чувства привязанности? Правила вычитываю, в церковь стараюсь ходить по мере сил. При молитвах о ближних поминаю и его о здравии. С одной стороны, хочется, чтобы у него все хорошо было, а с другой — страх потерять друга. Сейчас мало людей, которые понимают других, с которыми можно быть самим собой, не боясь быть непонятым. Спасибо за уделенное внимание! Александр

Александр, чувство привязанности к друзьям вполне естественно. Было бы даже странно, если бы такое чувство отсутствовало. Но чтобы не было беспокойства, я бы посоветовал Вам просто не думать о том, что дружеские отношения могут ослабнуть или прекратиться. Если уж такое произойдет, то тогда и нужно будет попытаться решить эту проблему. А пока нужно молиться за друзей и молиться о том, чтобы Господь помогал нам всегда сохранять добрые отношения со всеми людьми. Не только с друзьями.

Кому-то тяжело найти друзей (близких или не очень). Но если друзья есть, то нужно дорожить дружбой. Ведь не зря же Господь в Евангелии называет апостолов друзьями (см.: Ин. 15, 14).

Здравствуйте! Можно ли опускать молитву «От скверных устен, от мерзкого сердца…»? Она очень длинная и не ложится на душу. Святослав

Я бы не стал пропускать молитву только лишь потому, что она длиннее остальных. Попробуйте прочитать ее отдельно, с целью более внимательного знакомства с текстом. Бывает так, что сложные тексты не «ложатся», потому что мы не до конца понимаем их смысл. Но если разобрать непонятные места, внимательнее вчитаться, то все становится на свои места.


Источник: http://www.eparhia-saratov.ru/

(85)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *