Слово в день Рождества св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (проповеди)

Рождество Иоанна Предтечи

Празд­ник уста­нов­лен в па­мять рож­де­ния Иоан­на Пред­те­чи от пра­вед­ных ро­ди­те­лей – иудей­ско­го свя­щен­ни­ка За­ха­рии и его же­ны Ели­са­ве­ты. Этим Иоанн яв­но вы­де­лен из сон­ма мно­го­чис­лен­ных вет­хо­за­вет­ных и хри­сти­ан­ских свя­тых, по­то­му что кро­ме его дня рож­де­ния мы празд­ну­ем лишь День Рож­де­ния (Рож­де­ство) Иису­са Хри­ста и Его Пре­чи­стой Ма­те­ри!

За­ха­рия и Ели­са­ве­та про­ис­хо­ди­ли из ро­да Ааро­на; при этом Ели­са­ве­та бы­ла сест­рой Ан­ны, ма­те­ри Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Пра­вед­ные су­пру­ги стра­да­ли непло­ди­ем, а это счи­та­лось в вет­хо­за­вет­ные вре­ме­на Бо­жи­им на­ка­за­ни­ем. Од­на­жды во вре­мя каж­де­ния в Свя­ти­ли­ще Иеру­са­лим­ско­го хра­ма За­ха­рия по­лу­чил весть от ан­ге­ла, что его пре­ста­ре­лая же­на ро­дит ему сы­на, и он «бу­дет ве­лик пред Гос­по­дом». За­ха­рия усо­мнил­ся, и был за ма­ло­ве­рие на­ка­зан немо­той. Ко­гда у них дей­стви­тель­но ро­дил­ся сын, то мла­ден­ца на­зва­ли Йо­ха­нан, что в пе­ре­во­де с ев­рей­ско­го зна­чит «Бла­го­дать Бо­жия». (От­сю­да и про­ис­хо­дит од­но из са­мых рас­про­стра­нен­ных хри­сти­ан­ских имен – Иоанн, Йо­ган, Ху­ан, Жан, Иван и т. д. – в за­ви­си­мо­сти от стра­ны и язы­ка.)
По­сле рож­де­ния Иоан­на к За­ха­рии воз­вра­тил­ся дар ре­чи и он стал про­ро­че­ство­вать о сво­ем сыне как о Пред­те­че (Пред­ше­ствен­ни­ке) Гос­по­да.

Со­глас­но пре­да­нию (не во­шед­ше­му в Еван­гель­ское по­вест­во­ва­ние), Ирод узнал о рож­де­нии Иоан­на и на вся­кий слу­чай хо­тел убить и его (вме­сте с Виф­ле­ем­ски­ми мла­ден­ца­ми). Но Ели­са­ве­та укры­лась с мла­ден­цем в го­рах. Уви­дев пре­сле­до­ва­те­лей, она со сле­за­ми мо­ли­ла Бо­га о спа­се­нии, и рас­сту­пив­ша­я­ся го­ра скры­ла их. А За­ха­рия про­дол­жал слу­же­ние в Хра­ме. Во­и­ны Иро­да тщет­но пы­та­лись вы­ве­дать у него ме­сто­на­хож­де­ние сы­на. То­гда они уби­ли За­ха­рию меж­ду жерт­вен­ни­ком и ал­та­рем (воз­мож­но, имен­но он упо­мя­нут в Мат­фей 23:35). Ели­са­ве­та скон­ча­лась через 40 дней по­сле сво­е­го су­пру­га, а свя­той Иоанн, хра­ни­мый Гос­по­дом, пре­бы­вал в пу­стыне до дня сво­е­го яв­ле­ния из­ра­иль­ско­му на­ро­ду.

Юрий Ру­бан,
кан­д. ис­т. на­ук, кан­д. бо­го­сло­вия


Иоанн Креститель: Предшественник новой жизни

7 июня Цер­ковь празд­ну­ет рож­де­ство Иоан­на Пред­те­чи, кем был тот, ко­го еван­ге­лия на­зы­ва­ют ве­ли­чай­шим вет­хо­за­вет­ным про­ро­ком? По­след­ний пра­вед­ник Древ­не­го Из­ра­и­ля, о нем рас­ска­зы­ва­ет из­вест­ный биб­ле­ист Ан­дрей Дес­ниц­кий.

На сты­ке За­ве­тов

Это о нем Хри­стос ска­зал: «…из рож­ден­ных же­на­ми не вос­ста­вал боль­ший Иоан­на Кре­сти­те­ля; но мень­ший в Цар­стве Небес­ном боль­ше его» (Мф. 11: 11, ср.: Лк. 7: 28). Уди­ви­тель­ные сло­ва! Ока­зы­ва­ет­ся, все вет­хо­за­вет­ные про­ро­ки усту­па­ют это­му че­ло­ве­ку, ко­то­рый вро­де бы не сде­лал ни­че­го осо­бен­но­го — про­сто при­звал на­род к по­ка­я­нию, ука­зал на Иису­са… Он не вы­во­дил на­род из раб­ства, как Мо­и­сей, и не про­из­но­сил цве­ти­стых ре­чей, как Ис­айя. По­че­му же он ока­зал­ся «боль­ше» их и в ка­ком смыс­ле мож­но по­нять это «боль­ше»?

Цер­ковь то­же при­ни­ма­ет этот мас­штаб, по­свя­щая Иоан­ну це­лый ряд празд­нич­ных и пост­ных дней: за­ча­тие (6 ок­тяб­ря по но­во­му сти­лю); рож­де­ство (7 июля); усек­но­ве­ние гла­вы (11 сен­тяб­ря); пер­вое и вто­рое об­ре­те­ние гла­вы (8 мар­та); тре­тье об­ре­те­ние гла­вы (7 июня), не го­во­ря уже о пе­ре­не­се­нии дес­ни­цы с Маль­ты в Гат­чи­ну при им­пе­ра­то­ре Пав­ле (25 ок­тяб­ря, се­го­дня эта свя­ты­ня на­хо­дит­ся в чер­но­гор­ском го­ро­де Це­ти­нье, ку­да ее неве­до­мо как вы­вез­ли по­сле ре­во­лю­ции). На­ко­нец, его па­мять, т. н. «со­бор», от­ме­ча­ет­ся и в день по­сле Кре­ще­ния (20 ян­ва­ря). Под име­нем про­ро­ка Яхьи по­чи­та­ют его и му­суль­мане; осо­бую роль от­во­ди­ли ему в сво­ем бо­го­сло­вии са­мые раз­ные ре­ли­ги­оз­ные уче­ния и сек­ты древ­но­сти – на­при­мер, гно­сти­ки и ма­ни­хеи. И да­же зна­ме­ни­тое празд­не­ство Ива­на Ку­па­ла (его от­ме­ча­ют да­ле­ко не толь­ко на Ру­си) в цер­ков­ном ка­лен­да­ре не что иное, как день рож­де­ства Иоан­на, хо­тя здесь на­вер­ня­ка ста­рин­ные язы­че­ские обы­чаи в со­зна­нии на­ро­да про­сто со­еди­ни­лись с да­той хри­сти­ан­ско­го празд­ни­ка. Иоан­на счи­та­ли и счи­та­ют сво­им небес­ным по­кро­ви­те­лем мно­гие об­щи­ны, го­ро­да, про­вин­ции и кор­по­ра­ции — на­при­мер, ка­над­ский Кве­бек и Маль­тий­ский ры­цар­ский ор­ден, а с ним и все ост­ров­ное го­су­дар­ство Маль­та.

Бо­лее то­го, мы чи­та­ем в Еван­ге­лии, что и при жиз­ни Иоан­на к нему сте­ка­лись тол­пы на­ро­да, у него бы­ло мно­же­ство уче­ни­ков, и да­же ду­хов­ные во­жди иуда­из­ма спе­ци­аль­но от­прав­ля­ли к нему гон­цов, чтобы спро­сить, кем он се­бя счи­та­ет. Но в чем же при­чи­на та­кой по­пуляр­но­сти?

Он — пер­вый, ко­го мы встре­ча­ем в Но­вом За­ве­те; о его за­ча­тии и рож­де­нии рас­ска­зы­ва­ет по­дроб­но еван­ге­лист Лу­ка. Его ро­ди­те­ли, свя­щен­ник За­ха­рия и его же­на Ели­са­ве­та, дол­гое вре­мя бы­ли без­дет­ны (как, на­при­мер, ро­ди­те­ли вет­хо­за­вет­но­го про­ро­ка Са­му­и­ла), и о гря­ду­щем рож­де­нии сы­на За­ха­рия узнал непо­сред­ствен­но от ар­хан­ге­ла Гав­ри­и­ла. Во­об­ще, в его ис­то­рии мы встре­ча­ем очень мно­го де­та­лей, на­по­ми­на­ю­щих нам о Вет­хом За­ве­те, — и вме­сте с тем каж­дая из них ве­дет к но­во­за­вет­но­му От­кро­ве­нию. Со­еди­не­ние двух За­ве­тов мы ви­дим и в том, как встре­ти­лись Иисус и Иоанн, ко­гда еще каж­дый из них был во чре­ве сво­ей ма­те­ри.

Юная Ма­рия, ко­то­рой тот же ар­хан­гел Гав­ри­ил воз­ве­стил о рож­де­нии Сы­на, по­спе­ши­ла к Ели­са­ве­те, сво­ей род­ствен­ни­це пре­клон­ных лет, быв­шей уже на ше­стом ме­ся­це бе­ре­мен­но­сти. Как по­вест­ву­ет Лу­ка, «ко­гда Ели­са­ве­та услы­ша­ла при­вет­ствие Ма­рии, взыг­рал мла­де­нец во чре­ве ее» (1: 41) — кто-то счел бы это про­стым сов­па­де­ни­ем, но Ели­за­ве­та уви­де­ла в этом ра­дост­ное при­вет­ствие. Еван­ге­лист под­чер­ки­ва­ет, что это бы­ло дей­ствие еди­но­го Свя­то­го Ду­ха.

Глав­ным в Но­вом За­ве­те бы­ло слу­же­ние Иису­са, но Иоанн был тем, кто дол­жен был при­го­то­вить на­род к это­му слу­же­нию, и знак об этом был дан еще до их рож­де­ния. Имен­но по­это­му цер­ков­ная тра­ди­ция на­зы­ва­ет его Пред­те­чей, то есть «пред­ше­ствен­ни­ком».

Про­по­вед­ник но­вых смыс­лов

Да­ту на­ча­ла его про­по­ве­ди точ­но со­об­ща­ет нам Лу­ка: «пят­на­дца­тый год прав­ле­ния Ти­ве­рия ке­са­ря», то есть 28-й или 29 год н. э. Сам Иоанн жил в пу­стыне, но­сил гру­бую одеж­ду из вер­блю­жьей шер­сти и пи­тал­ся са­ран­чой и ди­ким ме­дом — то есть бук­валь­но тем, что мож­но най­ти в пу­стыне. Это, по­жа­луй, при­мер са­мо­го стро­го­го ас­ке­тиз­ма, ка­кой толь­ко мож­но най­ти во всей Биб­лии. Од­новре­мен­но это при­знак бес­пре­дель­но­го до­ве­рия Бо­гу: че­ло­век со­вер­шен­но не за­бо­тит­ся о соб­ствен­ном про­пи­та­нии, зная, что все дей­стви­тель­но нуж­ное ему по­шлет Бог.

Ас­кет и пла­мен­ный про­по­вед­ник, от осталь­ных он не тре­бо­вал ни­ка­ко­го осо­бен­но­го ас­ке­тиз­ма — толь­ко вер­но­сти Бо­гу. Од­на­жды к нему при­шли во­и­ны — а в те вре­ме­на Па­ле­сти­на бы­ла ок­ку­пи­ро­ва­на Ри­мом, так что для боль­шин­ства ев­ре­ев эти во­и­ны бы­ли кол­ла­бо­ра­ци­о­ни­ста­ми вро­де на­ших вла­сов­цев — и спро­си­ли, что им де­лать. Они, на­вер­ное, ожи­да­ли, что он по­тре­бу­ет от них немед­лен­но от­ка­зать­ся от со­труд­ни­че­ства с рим­ля­на­ми, ве­лит бе­жать в пу­сты­ню, по­стить­ся и мо­лить­ся це­лы­ми дня­ми… Иоанн ска­зал толь­ко: «…ни­ко­го не оби­жай­те, не кле­ве­щи­те, и до­воль­ствуй­тесь сво­им жа­ло­ва­ньем» (Лк. 3: 14) — и тем са­мым раз и на­все­гда оправ­дал для хри­сти­ан во­ин­ское ре­мес­ло. Ока­зы­ва­ет­ся, от сол­дат тре­бу­ет­ся чест­но вы­пол­нять свои обя­зан­но­сти, не при­бе­гая к на­си­лию и гра­бе­жу, и боль­ше­го с них не тре­бу­ет­ся.

Но ни­как нель­зя ска­зать, что Иоанн был так же мя­гок со все­ми. Боль­ше все­го от него до­ста­ва­лось как раз ду­хов­ным во­ждям иуде­ев, ко­то­рые пре­тен­до­ва­ли на об­ла­да­ние окон­ча­тель­ной ис­ти­ной, и эти их пред­став­ле­ния, как мы по­том не раз уви­дим из Еван­ге­лия, за­кры­ва­ли им гла­за на на­сто­я­щую Ис­ти­ну. Со­глас­но Мат­фею (3: 7), имен­но к ним об­ра­тил он сло­ва: «по­рож­де­ния ехид­ни­ны! кто вну­шил вам бе­жать от бу­ду­ще­го гне­ва?»

Впро­чем, Лу­ка (3: 7) го­во­рит, что эти сло­ва он го­во­рил при­хо­див­ше­му к нему на­ро­ду. Он стре­мил­ся не оскор­бить этих лю­дей, а об­ра­тить их к по­ка­я­нию, и для это­го он ука­зы­вал им на всю се­рьез­ность гре­ха и то­го по­ло­же­ния, в ко­то­ром ока­зы­ва­ет­ся греш­ник пе­ред Бо­гом. И за­тем он го­во­рил лю­дям о при­бли­зив­шем­ся Цар­ствии Бо­жи­ем и про­по­ве­до­вал «кре­ще­ние во остав­ле­ние гре­хов», но, ко­неч­но же, это бы­ло не то кре­ще­ние, ко­то­рое со­вер­ша­ет­ся се­го­дня в хри­сти­ан­ских хра­мах. Ни­кто еще ни­че­го не знал о Кре­сте — речь шла о ри­ту­аль­ном омо­ве­нии, ко­то­рое по вет­хо­за­вет­но­му за­ко­ну пред­пи­сы­ва­лось со­вер­шать по­сле раз­но­об­раз­ных осквер­не­ний (на­при­мер, по­сле при­кос­но­ве­ния к мерт­во­му те­лу).

Но Иоанн на­пол­нил ста­рый об­ряд но­вым смыс­лом. Те­перь это бы­ло не про­сто по­вто­ря­ю­ще­е­ся ри­ту­аль­ное дей­ствие, но знак под­лин­ной пе­ре­ме­ны все­го об­ра­за мыс­ли и дей­ствий, раз и на­все­гда. По­то­му омо­ве­ние бы­ло не про­сто из­бав­ле­ни­ем от ста­ро­го гре­ха, но на­ча­лом дей­стви­тель­но но­вой жиз­ни пе­ред Бо­гом. Кро­ме то­го, Иоанн учил лю­дей, что они пред­сто­ят Ему не по­оди­ноч­ке: тот, у ко­го есть лиш­нее, дол­жен по­де­лить­ся с неиму­щим. Это не бы­ла некая пе­ре­пись иму­ще­ства с его по­сле­ду­ю­щей кон­фис­ка­ци­ей и пе­ре­рас­пре­де­ле­ни­ем, во­все нет: Иоанн лишь по­ка­зы­вал лю­дям, как они на са­мом де­ле долж­ны жить, ес­ли ищут спа­се­ния. А уж как ко­му по­сту­пить, каж­дый ре­шал сам.

Про­об­раз рас­пя­тия

Немуд­ре­но, что к та­ко­му необыч­но­му про­по­вед­ни­ку, бук­валь­но в несколь­ких сло­вах вы­ра­зив­ше­му всю суть Вет­хо­го За­ве­та, сте­ка­лись тол­пы. Но сам он по­сто­ян­но го­во­рил лю­дям, что он не Мес­сия, ко­то­ро­го то­гда на­пря­жен­но ожи­да­ли, и да­же от­ка­зы­вал­ся на­зы­вать се­бя про­ро­ком. По­че­му? На са­мом де­ле его слу­же­ние бы­ло вполне про­ро­че­ским, и да­же Хри­стос го­во­рил, что его мож­но счи­тать про­ро­ком Или­ей, ко­то­рый, как ве­ри­ли евреи, дол­жен по­явить­ся пе­ред при­ше­стви­ем Мес­сии.

Ска­зать о се­бе «я про­рок» зна­чи­ло бы при­дать се­бе вы­со­кий ста­тус, по­тре­бо­вать для се­бя вы­со­ких по­че­стей. Для Иоан­на все это бы­ло со­вер­шен­но чуж­до, он был «гла­сом в пу­стыне» — глав­ным для него бы­ло то, что Гос­подь от­кры­вал через него лю­дям. И с са­мо­го на­ча­ла он го­во­рил о Том, Кто идет по­сле него, но был преж­де него. Ко­гда к Иоан­ну дей­стви­тель­но при­шел Хри­стос, тот сна­ча­ла не хо­тел кре­стить Его: да кто он та­кой, чтобы со­вер­шать об­ряд над Мес­си­ей? Но, мо­жет быть, имен­но это выс­шее сми­ре­ние Иоан­на ста­ло при­чи­ной то­го, что Хри­стос (един­ствен­ный раз во всем Еван­ге­лии!) ни­че­го не сде­лал сам и все до­ве­рил ему — и по­том на­звал его са­мым ве­ли­ким из рож­ден­ных же­на­ми лю­дей. И все-та­ки, до­ба­вил Хри­стос, каж­дый в Цар­ствии ока­жет­ся еще боль­ше его — так он со­гла­сил­ся со сми­ре­ни­ем Иоан­на, ни­ко­гда не ис­кав­шим ни по­че­стей, ни сла­вы.

Как Иоанн за­кон­чил жизнь, зна­ют все. Он об­ли­чал то­гдаш­не­го ца­ря за его без­за­кон­ный брак с же­ной бра­та — и царь по­са­дил его в тюрь­му. При этом он все же ува­жал Иоан­на и не ре­шал­ся при­чи­нить ему ни­ка­ко­го вре­да. Лишь хит­рая ин­три­га ца­ри­цы, да пляс­ка ее юной до­че­ри на пи­ру, да об­ро­нен­ное на­спех обе­ща­ние ис­пол­нить лю­бое же­ла­ние пля­су­ньи при­ве­ли к то­му, что царь как бы про­тив соб­ствен­ной во­ли по­ве­лел от­ру­бить Иоан­ну го­ло­ву. Но раз­ве не ви­ден и в этом эпи­зо­де про­об­раз рас­пя­тия Хри­ста, при­каз о ко­то­ром так же нехо­тя от­дал Пи­лат? По­гряз­ший во зле мир ста­ра­ет­ся от­верг­нуть тех, кто об­ли­ча­ет его, и на­хо­дит для то­го мно­же­ство спо­со­бов и ар­гу­мен­тов.

Ве­ли­чие сми­ре­ния, ве­ли­чие по­дви­га, ве­ли­чие жерт­вы — вот, по­жа­луй, глав­ный урок Иоан­на, сы­на За­ха­рии, са­мо­го ве­ли­ко­го в Вет­хом и са­мо­го пер­во­го в Но­вом За­ве­те че­ло­ве­ка.

Ан­дрей Дес­ниц­кий

По ма­те­ри­а­лам: http://www.nsad.ru

Подборка проповедей на портале Азбука.Ru:


Проповедь святителя Луки (Войно-Ясенецкого)

Слово в день Рождества св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Пророче и Предтече пришествия Христова, достойно восхвалити тя недоумеем мы, любовию чтущие тя. Ну как же не недоумевать нам, как нам восхвалить достойно того, о котором Сам Господь Иисус Христос сказал, что между рожденных женами не восставал больший, чем Иоанн Креститель. Как нам восхвалить того, который выше всех святых после Пресвятой Богородицы?…


Проповедь митрополита Сурожского Антония

Слово об Иоанне Предтече

Хочу, во-первых, приветствовать всех вас не только от своего имени, но также и от имени прибывших сюда со мной отца архимандрита Петра – настоятеля французского православного прихода в Париже, и отца Сергия – настоятеля одного из наших приходов в Англии, который является одновременно доцентом одного из английских университетов; а от всех нас, православных, приветствовать стоящего здесь на солее священника…


Проповедь протоиерея Александра Глебова

Проповедь о святом Пророке, Предтече и Крестителе Иоанне

Сегодня мы вспоминаем память того человека, того великого праведника, о котором Сам Господь сказал так: «Истинно говорю вам, что не было среди рожденных женами большего, чем Иоанн Креститель». Так Он сказал о Своем современнике, о Своем родственнике, о пророке Иоанне. Кем же был Иоанн Креститель…


Проповедь священномученика Фаддея (Успенского)

Слово в день Рождества Иоанна Предтечи

Светлый и радостный праздник установила, братие, святая Церковь в честь святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Светло он праздновался прежде у русского народа, светло празднуется во многих местах и ныне. Что же особенно радостного в празднуемом ныне событии рождении Предтечи и о чем оно особенно должно напомнить нам? В частности, о чем явление великого духом жителя пустыни должно напоминать современным людям…


Проповедь протоиерея Григория Дьяченко

День Рождества св. Иоанна Предтечи

День рождения великаго Предтечи Господня весьма замечателен по одному тому, что самое рождество его было необыкновенное и чудесное, что оно было плодом усердных, целожизненных молитв его родителей, наградою их веры и упования, их праведности и благочестия, их терпения и преданности воле Божией. Праведны и благочестивы были св. родители Предтечи Господня…


Проповедь преподобного Феодора Студита

Слово на рождение святого пророка Предтечи Крестителя

Если бы наше слово было подобно многогласному соловью, благозвучно поющему в весеннюю пору, то едва ли оно и в таком случае было в состоянии воспеть великий глас истины, рождающийся ныне; но так как наше слово и косноязычно и весьма незвучно, то как оно воспоет великую славу пророков, как прославит похвалу апостолов, как восхвалит чудо мучеников? И на то следует обратить внимание…


Источник: https://azbyka.ru/days/2018-07-07

(93)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *