О КРИТЕРИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ ВЕРЫ

Слово архимандрита Маркелла (Павука), духовника Киевских духовных школ.


Первые три Недели по Пятидесятнице были посвящены святым: сначала всем святым, потом русским, затем региональным – белорусским, санкт-петербургским, галицким и т. д. Таким образом Церковь показывала нам пример и побуждала к святой жизни.

Большим препятствием на пути к святости являются не только предвзятость, что в наше время ее достичь невозможно, или агрессивная среда, которая не воспринимает любого проявления религиозности или воспринимает в искаженном виде, а еще и значительная религиозная и конфессиональная раздробленность. Чаще всего в одном городе или даже селе есть представители нашей Православной Церкви, так называемого Киевского Патриархата, Автокефальной Церкви, грекокатолики, баптисты, иеговисты, субботники, пятидесятники. И все утверждают, что правда на их стороне.

Как-то я ехал в поезде с одним достаточно образованным юношей и поинтересовался его религиозной принадлежностью. Он сказал, что крещен в Православной Церкви, но не ходит в храм, потому что его искушает именно эта религиозная раздробленность, следовательно, он не относит себя ни к одной конфессии, а верует в душе.

Сегодняшнее Евангелие тем, кто все еще находится в поисках настоящей Церкви, разъясняет, каким критериям должна соответствовать правильная вера.

Когда римский сотник просит у Спасителя об исцелении слуги, то проявляет большое смирение, ибо говорит, что он недостоин того, чтобы Христос вошел в его дом. Сотник желает, чтобы Господь сказал только слово, и верит, что так слуга его получит исцеление. Увидев такое великое смирение и веру воина, Господь хвалит его за это и сразу исцеляет слугу.

Как видим, настоящая вера должна основываться на смирении. Если его нет, тогда она становится бесполезной, потому что, как говорит апостол, «и бесы веруют, и трепещут». Именно смирение способствует тому, что в нашу душу вселяется благодать, по словам апостола: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать».

Добродетель смирения во все времена, а особенно сейчас, очень непопулярна. Обычно человек смиряется лишь под давлением обстоятельств. Кто-то смиряется, потому что боится, что его выгонят с работы. Кого-то смиряют тяжелая болезнь или строгий начальник. Однако вынужденное смирение не имеет такой большой цены, как смирение добровольное. Человек, делающий это добровольно, уподобляется Самому Христу, Который, будучи Богом, смирил себя к крестной смерти. Но не все могут сподобиться мученического венца, не у всех для этого есть твердая вера и другие добродетели. Мы можем научиться смиряться, начиная с малого. Например, уступить место пожилому человеку в общественном транспорте, помочь нашим недобрым соседям в какой-то работе, поддерживая малодушных и слабых и т. д. Когда мы это делаем,  нашим помощником становится Сам Бог.

Относительно легко смиряться младшему перед старшим. Но очень трудно смиряться старшему перед младшим. Для этого нужны большая вера и поддержка силой благодати Божией. Там, где этого нет, молодые восстают на старших. Старшие совсем не хотят прислушиваться к младшим, поэтому из-за этого случаются бунты или, например, вводятся бесконечные реформы, которые создают совершенную внешнюю форму, а дух при этом исчезает или становится лукавым.
Сейчас СМИ в качестве образца правильной жизни предлагают нам Америку и Европу. В этих местах в основном проживают католики и протестанты. Действительно, в этих странах есть много полезного, поражает относительно высокое материальное благосостояние, устоявшееся образование, существует достаточная социальная защита. Но одновременно мы сами можем видеть, что религиозность людей там очень невелика. Если у нас насильственным путем в безбожные времена уничтожали монастыри и храмы, то там культовые сооружения без всякого насилия стали почти пустыми и разрушаются или сдаются под офисы, банки, магазины.

Почему это произошло? Если вспомним ветхозаветный период жизни людей, до рождения Христа Спасителя, то увидим, что слава Господня оставила величественный Иерусалимский храм тогда, когда иудеи стали массово нарушать заповеди Божии и склоняться к идолопоклонству. Так и на Западе, несмотря на все проведенные церковные реформы, храмы пустеют, потому что люди не чувствуют в них силы благодати Божией. А она оставила эти храмы, ведь пастыри их в XI веке отпали от Православной Церкви, пошли в раскол.

В начале 90-х годов ХХ века так же, под благими патриотическими и национальными лозунгами, часть украинцев удалось втянуть в раскол и восстановленную унию.

Но на смирении и любви ли сводятся эти церковные структуры, если с их стороны постоянно ощущается агрессивная риторика против нашей Православной Церкви, руководство которой находится в Киеве, но она остается частью Русской Православной Церкви и благодаря этому соединена со всеми 14 Поместными Православными Церквами мира?

Помолимся нашему небесному покровителю, в честь которого мы крещены, и другим святым, чтобы нам стяжать в своем сердце благодать Божию и с ее помощью быть всегда победителями зла, а если впадем в какой-то грех, со смиренным и сокрушенным сердцем каяться в нем и становиться подобными святым, чтобы вместе с ними в Царстве Небесном сподобиться славить Всесвятую Троицу. Аминь!


Источник: https://pravlife.org/ru/content/o-kriterii-opredeleniya-pravilnoy-very

(90)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *