Можно ли выбрать икону по дате рождения или о попытке создания «православного Зодиака»

Автор: Александр Ермолин, иерей


«Дьявол-обезьяна Бога» — обычно эту фразу приписывают святому Иринею Лионскому. Она прекрасно иллюстрирует главный принцип деятельности врага рода человеческого среди людей: извратить, совершить подмену. Ведь все мы понимаем: прямо совратить человека с пути тяжело, куда легче подменить его жизненные ориентиры и ценности. При этом назвать все это красивыми словами. Например, не «блуд», а «пробный брак», «проверка чувств бытом» и многое другое. Особенно ярко выражено это на примере со смертью: родственники готовы соблюсти все «нужные приметы» — завесить зеркала, перевернуть табуретки, подержаться за ногу покойника и так далее, но при этом совершенно забывают о главном – о молитве за усопшего.

Но сегодня мы будем говорить не о «похоронных суевериях», а о другой тенденции последнего времени. Довольно часто в храм заходят люди с желанием приобрести «мою икону». Приходит человек явно не церковного вида, типичный «захожанин» и хочет приобрести, например, икону «Державную» или «Владимирскую». Зачастую, если спросить такого человека, зачем ему именно «Владимирская», то он скажет, что это «его икона» и вообще «в Интернете написано, что надо именно ее». Оказывается, в современном медийном пространстве активно муссируется новая идея — выбрать икону по дате рождения. Вот об этой тенденции «православного Зодиака» я и предлагаю поговорить.

Найди свою икону

Сначала опишем, что же предлагают всякого рода оккультисты и эзотерики. Путем поиска в «google» практически с первых поисковых строк выходит следующее. (С Вашего позволения не буду давать ссылку на сайты дабы не делать рекламы).

«С помощью иконы человек общается с Богом, чувствуя свое единение с ним. В разных ситуациях люди обращаются к священному образу с надеждой на помощь всевышнего. Порой, даже, казалось бы, в самых безнадежных обстоятельствах человек верит в силу небес, а как известно, вера и надежда — это самое главное. Иконы поистине способны исцелять нас от тяжких недугов и даже спасать от смерти, что можно назвать настоящим чудом».

Конечно, описано все в не очень православных формулировках, но в целом можно согласиться. Лишь поправить, что все-таки от «образа к Первообразу».

Читаем далее: «все люди, верящие в Бога, имеют в своем доме иконы». Согласны? Да, согласны. И вот когда человек уже не раз сказал свое «да» и согласился со сказанным (ведь ничего страшного нет в тексте!), то следует полная подмена понятий и откровенная ложь: «каждому из нас дана икона по дате рождения, так называемая икона-защитница». Само собой, далее следует подробная инструкция, как найти «свою» икону.

Прекрасный пример той подмены, о которой было сказано выше. Человек соглашается со сказанным, так как в нем нет обмана, а в конце соглашается и с последним высказыванием, которое прямо противоречит православному вероучению, так как в Православии никаких икон по дате рождения нет! Но откуда же проистекают такие советы? Это становится понятно, когда внимательно читаешь их «рекомендации».

Для тех, кто родился в период с 23 ноября по 21 декабря подходят иконы «Знамение» и «Тихвинская». Для рожденных с 22 декабря по 20 января — икона Божией Матери «Державная» и так далее. Обратите внимание на эти даты — они совершенно не случайны. Это даты «знаков Зодиака». 22 ноября — 21 декабря – это знак Стрельца, 22 декабря — 20 января – это Козерог и так далее. То есть выбор иконы по дате рождения – это замаскированный гороскоп и не более того. А, как известно, Православная Церковь очень негативно относится к гороскопам.

Православие против Зодиака 

В основе любого астрологического прогноза лежит вера в судьбу, то есть в то, что все в жизни человека уже предрешено и известно. С точки зрения Церкви, вера в судьбу лишает человека самого главного — возможности выбора. Ведь Господь создал человека не роботом с запрограммированной системой поведения, а личностью с возможностью осмысленного выбора.

Об отношении Церкви к астрологии прекрасно сказал преподобный Максим Грек: «пусть ни ворующий не говорит, что в его воровстве виновата планета Меркурий, как будто она влечет его, и против его желания, на татьбу; ни развратник пусть не считает виновницею его разврата планету Венеру; ни убийца да не выставляет планету Сатурна или Марса виновниками совершаемого им убийства» («Беседе души и ума об астрологии»).

Православный человек не может верить ни в судьбу, ни в знаки Зодиака. Православный христианин помнит слова Спасителя: «У вас же и волосы на голове все сочтены» (Мф. 10: 30). Вся наша жизнь в руках Божиих и Господь направляет человека ко спасению, не лишая его при этом свободы выбора. А увлечение гороскопами лишает человека этой свободы и сковывает рамками судьбы и предопределения.

«От образа к Первообразу» 

Теперь вернемся в начало и поясним, как Православная Церковь понимает иконопочитание и в чем принципиальная разница между «выбрать икону по дате рождения» и позицией Церкви. Для примера приведу еще один «вредный совет» с эзотерического сайта: «правильно подобранные иконы способны отвести несчастья, гармонизировать отношения в семье и принести благополучие».

«Правильно подобранные иконы»… Что думает об этом Церковь?

Святой Иоанн Дамаскин сформулировал суть православного понимания иконопочитания: мы не поклоняемся ни доске, ни краске, ни мастерству художника. Мы видим образ и обращаем свой мысленный взор к Первообразу – к Богу. Как писал об этом святитель Филарет (Дроздов): «Глядя на иконы, следует умом видеть Бога и святых, на них изображённых».

Но и тут есть важные моменты: почитание икон не является магическим действием. Нельзя «правильно подобрать иконы», особенно по дате рождения. Господь требует от нас не «православного фэн-шуя», а сокрушенного сердца. Как сказано в «Практическом руководстве по приходскому консультированию», «ошибочно полагать, что икона является неким накопителем Божией благодати, которую можно почерпнуть при необходимости. Благодать действует не от иконы, а через икону и ниспосылается Господом верующим в Него».

Вот в таком непростом мире мы живем. В мире подмены понятий и очень тонкого и продуманного обмана. Вспоминается новозаветное «не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1 Ин. 4:1). Именно такую благую осторожность и должен проявлять православный христианин в наше непростое время, чтобы не попасться на наживку той самой «обезьяны Бога» и не уйти с истинного пути.


sob6


Источник: http://duhovhram-kzn.ru/biblioteka/stati-i-intervyu/1019-ozhno-li-vybrat-ikonu-po-date-rozhdeniya-ili-o-popytke-sozdaniya-pravoslavnogo-zodiaka

(428)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *