Кроткие: кто они и почему Господь называет их блаженными?

Иерей Илья Никитин


В сонме святых Новомучеников и Исповедников Церкви Русской  есть человек, который стоит несколько особняком. Он выделяется тем, что стал первым иерархом, принявшим мученическую  смерть в годину гонений на православную веру в XX веке. С ним связана грустная юбилейная дата в 2018 году – 100-летие со дня кончины. Его имя – священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский и Галицкий.

Будущий Архипастырь (прозванный впоследствии  митрополитом Всероссийским, за то, что управлял тремя главными кафедрами в Русской Церкви – Московской, Санкт-Петербургской и Киевской) родился в 1848 году в Моршанском уезде Тамбовской губернии. Из различных житийных источников известно, что он с детства отличался тихим, спокойным, где-то даже застенчивым характером. Вся его насыщенная жизнь (учеба, преподавание, священство, епископство, жизнь в больших городах, приближенность к царскому двору, должность председателя Священного Синода) не изменила его. Каким же образом особенности характера священномученика Владимира сочетались со столь неспокойной жизнью начала XX века и ответственным служением во благо Церкви? И еще более важный вопрос: какие внутренние духовные силы помогли ему ночью 7 февраля 1918 года у стен Киево-Печерской Лавры не дрогнуть перед лицами солдат, пришедших его расстреливать? Одна ли только застенчивость? Об этом стоит порассуждать.

Кровь мучеников

Чтобы получить ответы на наши вопросы необходимо совершить небольшой экскурс в историю Христианской Церкви. Через некоторое время после Вознесения Господня и Сошествия Святого Духа на апостолов христианская вера стала распространяться далеко за пределы Иудеи. Одной из виднейших фигур в этом благом деле был апостол Павел. Будучи прежде рьяным гонителем на христиан, он однажды сподобился личного общения с Богом. После этого его жизнь кардинально переменилась, он осознал, что те истины, которым он следовал, должны уступить той единственной Истине, которая есть Христос. С той поры он стал активно проповедовать о Спасителе людям, большинство которых о Нем никогда не слышали. Многие принимали его слова с радостью, но были и те, кто видел в нем врага, который должен умереть. Апостол Павел несколько раз находился в смертельной опасности, но неизменно оставался цел, благодаря Бога и продолжая следовать главной цели своей жизни – проповеди Евангелия. И только когда церкви в Малой Азии были достаточно взращены им, чтобы существовать самостоятельно, он отправился в Рим, где его ожидало тюремное заключение. Прожив там несколько лет в непрестанных трудах ради блага Церкви, он был усечен мечом.

С тех пор, как почти все ближайшие ученики Христа приняли мученическую кончину, в Церкви стало распространяться мученичество за веру. Римская власть стала бороться с христианством, надеясь, что мечом и огнем сможет стереть его с лица земли. Но именно в это время общество узнает об огромном количестве людей, для которых вера в Единого Бога стала средоточием всей их жизни. И никакие уговоры, обещания всяческих земных благ или устрашения не могли поколебать их уверенности. Они помнили слова апостола Павла: «Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» (Флп.1:21), и не хотели предавать своего Творца.

Многих язычников удивляло не только то, что они были стойкими в своей вере, хотя от них требовали только бросить ладан на алтарь божества (что и для самих язычников того времени было формальностью), но и то, что они были готовы умереть, лишь бы остаться христианами. Для многих неверующих или сомневающихся это было предельно понятное свидетельство истинности христианской веры.

Так кто же они были, эти кроткие мужчины и женщины, люди разных возрастов и званий? На поверхностный взгляд это просто слабые люди, молча переносящие страдания и лишения. Но Господь, в Свою очередь, называет таких людей блаженными, «ибо они наследуют землю» (Мф.5:5). Разве их можно назвать безвольными, слабыми или трусливыми? Будь они такими, им бы не выдержать и малой толики мучений, которым их подвергали, они бы не смогли со спокойствием осознавать, что вот еще мгновение и их жизнь оборвется. Что же давало им силы? Это была уверенность в вечной жизни, уверенность, что Бог не оставит и примет их в Свое Небесное Царство.

Все усилия врагов были тщетны, ничто не смогло заставить христиан свернуть с истинного пути. Тем самым они в наивысшей степени исполнили заповедь блаженства о кротких. Сама заповедь о том, что они наследуют землю, в церковной традиции понимается двояко. С одной стороны, это, несомненно, наследие Царства небесного, с другой – христианство, несмотря на многочисленные попытки римской власти уничтожить его, со временем стало государственной религией в обширной империи, т.е. подавляющее большинство ее жителей отошло от язычества, и стало исповедовать веру в Иисуса Христа. Различные примеры истории только подтверждают правдивость заповеди о кротких.

Стойкость сквозь века

С тех пор, как христианская вера была принята нашими предками, прошло более 1000 лет. За это время в нашем отечестве было явлено множество святых, являющихся примерами, достойными подражания для нас. В XX веке сонм святых Русской Церкви обогатился Новомучениками и исповедниками, число которых, по мнению церковных историков, значительно превышает всех, прославленных до них, вместе взятых.

Одним из них и был священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский и Галицкий. Рассуждая о том, что же дало ему силы встать в ряды славных мучеников за Христа, можно с уверенностью сказать, что, будучи воспитан на примерах Евангелия и святых, он стал звеном неразрывной цепи, начинающейся в вечности у Бога, и простирающейся до нашего времени.

В чем же ценность этой цепи? В Евангелии есть замечательные слова: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15:13). До поры до времени эти слова бывают не совсем понятны, и мы нуждаемся в примере, который бы помог нам разобраться в их смысле. Таковым примером и стал священномученик Владимир вместе с другими Новомучениками. Они не только не отступились от своей веры, дабы не соблазнить неокрепших, но и показали, что христианство – не какая-то философская доктрина или человеческая идея, а, напротив, сама жизнь, имеющая продолжение в вечности. И такие примеры дорогого стоят.


Источник: http://protoinfo.ru/krotkie-kto-oni-i-pochemu-gospod-nazyivaet-ih-blazhennyimi/

(81)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *