Проповеди во 2-ю неделю по Пасхе Апостола Фомы

АНТИПÁСХА (греч.) – вместо Пасхи, вторая, новая Пасха – первое воскресенье после Пасхи, иначе называемая Неделя о Фоме, или Фомино воскресенье. Служба этого дня посвящена воспоминанию осязания апостолом Фомою ран Воскресшего Христа. А., как обновленное воспоминание о Пасхе в восьмой день, знаменует вечную радость христиан о Воскресении Христовом. Число 8 с древнейших времен символизировало вечность, «восьмой день», «новый эон», Царство Божие.

Богословско-литургический словарь


Антипасха, Неделя апостола Фомы

Юрий Ру­бан

Вче­ра за­вер­ши­лась Свет­лая сед­ми­ца, за­кры­лись вра­та ико­но­ста­са и нам раз­да­ва­ли арт­ос. Но празд­но­ва­ние Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва не за­кон­чи­лось: че­ство­ва­ние это­го ве­ли­чай­ше­го в ми­ро­вой ис­то­рии со­бы­тия про­дол­жа­ет­ся, хо­тя и с мень­шей тор­же­ствен­но­стью, еще 32 дня, т. е. до празд­ни­ка Воз­не­се­ния Гос­под­ня. Каж­дая неде­ля от Пас­хи до Пя­ти­де­сят­ни­цы (Дня Свя­той Тро­и­цы) по­свя­ще­на вос­по­ми­на­нию опре­де­лен­но­го со­бы­тия еван­гель­ской и древ­не­хри­сти­ан­ской ис­то­рии, – со­бы­тия, ко­то­рое и со­об­ща­ет этой неде­ле осо­бое на­име­но­ва­ние в цер­ков­ном ка­лен­да­ре. Раз­мыш­ляя над их со­дер­жа­ни­ем, мы глуб­же осо­зна­ем весь про­ти­во­ре­чи­вый и тра­ги­че­ский смысл тех да­ле­ких лет, дней и ча­сов, – вер­ность и со­мне­ние, лю­бовь и нена­висть, умуд­рен­ность и про­сто­ду­шие. Эти те­мы веч­ны, как ве­чен тра­гизм че­ло­ве­че­ско­го бы­тия, пре­одоле­ва­е­мый, – по сло­ву апо­сто­ла Пав­ла, – «толь­ко ве­рой».

Две бли­жай­шие от Пас­хи неде­ли по­свя­ще­ны вос­по­ми­на­нию со­бы­тий, непо­сред­ствен­но с ней свя­зан­ных; те­мы же трех по­сле­ду­ю­щих воз­вра­ща­ют нас к трем важ­ным эпи­зо­дам еван­гель­ской ис­то­рии, от­но­ся­щим­ся еще ко вре­ме­ни об­ще­ствен­но­го слу­же­ния Иису­са Хри­ста. В этих спа­си­тель­ных де­я­ни­ях – под­го­то­ви­тель­ных сту­пе­нях к бу­ду­ще­му Вос­кре­се­нию! – Он яв­ствен­но от­крыл Свое Бо­же­ствен­ное до­сто­ин­ство и си­лу, но лишь со­ше­ствие Свя­то­го Ду­ха в День Пя­ти­де­сят­ни­цы поз­во­ли­ло Его «невер­ным» уче­ни­кам уяс­нить их ис­тин­ный смысл. Этим и опре­де­ля­ет­ся их ме­сто в бо­го­слу­жеб­ном ка­лен­да­ре.

Вто­рая «неде­ля» (вос­кре­се­нье) по Па­схе име­ну­ет­ся Неде­лей Фо­ми­ной[1] (пер­вой «неде­лей» счи­та­ет­ся сам День Пас­халь­но­го Вос­кре­се­ния). На Ли­тур­гии чи­та­ет­ся Еван­ге­лие от Иоан­на (20 гла­ва). Первую часть это­го чте­ния мы уже слы­ша­ли во вре­мя Пас­халь­ной ве­чер­ни[2], и в нем про­зву­ча­ли сло­ва недо­ве­рия и со­мне­ния. Се­го­дня они еще раз по­вто­ря­ют­ся, а за­тем сле­ду­ет на них «от­вет» и уко­риз­нен­ные сло­ва Иису­са Хри­ста апо­сто­лу Фо­ме: «Ты по­ве­рил по­то­му, что Ме­ня уви­дел? Бла­жен­ны (счаст­ли­вы) не ви­дев­шие и по­ве­рив­шие!»

Ра­зу­ме­ет­ся, эти сло­ва об­ра­ще­ны не толь­ко к апо­сто­лу, но и ко всем нам. Они на­по­ми­на­ют, что на­сто­я­щая ве­ра об­ла­да­ет ду­хов­ным зре­ни­ем, про­ни­ка­ю­щим через за­ве­су ви­ди­мо­го и ося­за­е­мо­го.

В Древ­ней Церк­ви бы­ло при­ня­то, чтобы лю­ди[3], кре­стив­ши­е­ся в Ве­ли­кую Суб­бо­ту, в Фо­ми­но вос­кре­се­нье сни­ма­ли с се­бя все­на­род­но ту бе­лую одеж­ду (сим­вол ду­хов­но­го рож­де­ния и чи­сто­ты), ко­то­рую они но­си­ли всю Свет­лую сед­ми­цу, и от­да­ва­ли на хра­не­ние в цер­ков­ную риз­ни­цу. По­это­му и сам этот день на­зы­вал­ся на За­па­де «Вос­кре­се­ньем в бе­лых (одеж­дах)», Dominica in albis; а на Во­сто­ке «Но­вым Вос­кре­се­ньем», – в знак то­го, что празд­ник но­во­кре­щен­ных за­вер­ша­ет­ся, и на­чи­на­ет­ся их но­вая и мно­го­труд­ная жизнь в хри­сти­ан­ском зва­нии.

Во втор­ник Фо­ми­ной сед­ми­цы (де­вя­тый день по Па­схе)[4] со­вер­ша­ет­ся пас­халь­ное по­ми­но­ве­ние усоп­ших, ко­то­рым Хри­сти­ан­ская Цер­ковь воз­гла­ша­ет ра­дост­ную весть о Вос­кре­се­нии Гос­по­да, по­бе­див­ше­го смерть и тле­ние. Ис­тин­ный Бог – «Бог не мерт­вых, а жи­вых. Для Него все жи­вы», – на­по­ми­на­ет Хри­стос не толь­ко Сво­им совре­мен­ни­кам, но и всем нам (Лу­ка 20:38). По­то­му и день этот име­ну­ет­ся в цер­ков­ном ка­лен­да­ре «Ра­до­ни­цей».


При­ме­ча­ния

[1] Фо­ми­но вос­кре­се­нье име­ну­ет­ся так­же «неде­лей Ан­ти­пас­хи» (гре­че­ское сло­во Ан­ти­пас­ха озна­ча­ет «вме­сто Пас­хи»), «по­то­му что этот день – пер­вый из вос­крес­ных дней все­го го­да, в ко­то­рый со­бы­тие Вос­кре­се­ния по­вто­ря­ет­ся» (Ни­коль­ский К., прот. По­со­бие к изу­че­нию уста­ва бо­го­слу­же­ния Пра­во­слав­ной Церк­ви. СПб., 1907, с. 639-640).

[2] Ру­бан. Ю. Пас­ха: ис­то­рия, бо­го­слу­же­ние, тра­ди­ции. СПб., 2007. (Эту бро­шю­ру мож­но при­об­ре­сти в цер­ков­ной лав­ке на­ше­го хра­ма).

[3] В древ­но­сти кре­сти­ли взрос­лых, а так­же под­рос­ших де­тей, спо­соб­ных со­зна­тель­но участ­во­вать в Та­ин­стве.

[4] В неко­то­рых об­ла­стях по­ми­но­ве­ние усоп­ших бы­ва­ет в «Фо­мин по­не­дель­ник» (Ни­коль­ский К., прот. По­со­бие к изу­че­нию уста­ва… с. 641-642).

Мысли свт. Феофана Затворника

(Деян.5:12–20; Ин.20:19–31)

«Господь мой и Бог мой!» – воззвал св. апостол Фома (Ин.20:28). Ощущаете ли, с какою силою ухватился он за Господа и как крепко держит Его? Не крепче держит утопающий доску, на которой чает спасенным быть от потопления. Прибавим, что, кто не имеет таким Господа для себя и себя в отношении к Господу, тот еще не верует в Господа, как следует.

Мы говорим: «Господь Спаситель», – разумея, что Он Спаситель всех, а этот говорит: «Господь Спаситель мой». Кто говорит: «мой Спаситель», тот ощущает свое спасение, исходящее от Него. Ощущению же спасения сопредельно ощущение пагубы, из которой извлек спасенного Спасающий. Чувство пагубы жизнелюбивого по природе человека, знающего, что не может он сам себя спасти, заставляет искать Спасителя. Когда обретет Его и ощутит силу спасения, от Него исходящую, хватается за Него крепко и оторваться от Него не захочет, хоть бы лишали его за то самой жизни.

Такого рода события в духовной жизни христианина не воображаются только умом, а переживаются самым делом. Затем, как вера его, так и сочетание со Христом становятся крепки, как жизнь или смерть. Такой только искренно взывает: «кто меня разлучит!» (Рим.8:35).

Избранные проповеди на портале Азбука.Ru:

Митр. Макарий (Булгаков).Проповедь митрополита Макария (Булгакова). Слово в неделю Антипасхи или Фомину.

Истина воскресения Христова так важна, что на ней основывается все христианство: «аще Христос не воста, суетна вера наша» (1Кор.15:17). А потому не удивительно, если св. Фома, не бывший свидетелем первого явления воскресшого Жизнодавца ученикам своим, до того желал убедиться в этой истине со всею очевидностию, что не поверил даже своим соученикам… ►

Прот. Василий Михайловский.Проповедь протоиерея Василия Михайловского. Неделя о Фоме.

Пред Своею смертию в прощальной беседе Своей Господь наш Иисус Христос говорил апостолам: Верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду. И если чего попросит у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне… И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, т. е. Духа Святого, да пребудет с вами во век… ►

Св. праведный Алексий Мечев.Проповедь св. праведного Алексия Мечева. Слово в Неделю о Фоме.

После проведенной нами Четыредесятницы Великого Поста мы вступили в новую четыредесятницу, но совсем другого свойства. Там мы оплакивали свои грехи, исповедывали свои немощи, смиряли себя постом и воздержанием – по всему были как виновные и просящие милости, отпущения грехов. Новая четыредесятница, начавшись славным Воскресением Иисуса… ►

Свт. Димитрий Ростовский. Проповедь святителя Димитрия Ростовского.  Поучение в неделю Фомину. «Показа им руце и нозе, и ребра Своя» (Ин.20:20)

Возлюбленные слушатели мои! Ныне Христос Господь открыл нам все Свои сокровища, когда апостолам, а вместе с ними и всем нам показал руки, ноги и ребра Свои. Он показал руки, те руки, которые насквозь были прободены гвоздным уязвлением; в них-то и заключаются бесценные и бесчисленные сокровища… ►

Митр. Сурожский Антоний.Проповедь митрополита Сурожского Антония. Фомино Воскресенье.

Мы сегодня совершаем память святого Апостола Фомы; о нем все вспоминают как о том, который усомнился в воскресении Христовом, когда другие ученики рассказали, поведали ему о нем; и мы редко задаем себе вопрос о том, кто же он был, какой он был человек, почему он мог усомниться? Кроме того места, где вспоминается о его избрании Спасителем… ►

Свт. Лука (Войно-Ясенецкий). Проповедь святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Слово в Неделю о Фоме.

Трудно, трудно, до крайности трудно было святым апостолам поверить тому, что воскрес Господь Иисус Христос. Слова мироносиц, принесших им эту весть, они сочли ложью. Когда пошли они в Галилею, в гору, как повелел им Иисус, и увидели Его, то некоторые поклонились Ему, а другие стояли как окаменевшие и не верили глазам своим… ►

Прот. Вячеслав Резников.Проповедь протоиерея Вячеслава Резникова.  О блаженном неверии, Ин.20:19-31.

Первое воскресение после Пасхи носит название: «Неделя о Фоме». Через семь дней после явления всем Апостолам Господь явился еще раз — ради одного Фомы, которого тогда не было со всеми. «Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю»… ►

Протопресвит. Александр Шмеман.Проповедь протопресвитера Александра Шмемана. В неделю Антипасхи.

Не поверил ученик Христа Фома, когда сказали ему другие ученики, что они видели воскресшего Учителя. «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20:25). И, конечно, то же самое вот уже веками повторяет человечество. Разве не на этом — увижу, прикоснусь, проверю — основана вся наука, все знание? Разве не на этом строят люди все свои теории и идеологии?… ►

Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев).Проповедь архимандрита Ианнуария (Ивлиева).  2-я Неделя по Пасхе, Деян.5:12-20.

Из Книги Деяний мы узнаём, что первохристианская Церковь была поразительно действенной. Апостолы совершали знамения и чудеса. Да, в те далекие времена, в отличие от нашей современности, действия Церкви проявлялись не только в проповеди Слова Господня, но также в физическом и душевном исцелении больных… ►

Еп. Митрофан (Зноско-Боровский).Проповедь епископа Митрофана (Зноско-Боровского). Фомино воскресенье.

Христос Воскресе! «Не горело ли сердце наше, когда Он говорил нам», — говорили друг другу Лука и Клеопа, переживавшие радость встречи с Воскресшим Христом на пути в Эммаус. Ликующие, они поспешили вернуться в Иерусалим, чтобы поделиться пережитой радостью с остальными учениками. Но те уже и сами свидетельствовали о необыкновенном Событии, ибо Воскресший явился Симону-Петру… ►

Прот. Георгий Митрофанов.Проповедь протоиерея Георгия Митрофанова. Проповедь во 2 неделю по Пасхе Апостола Фомы, Ин.20:19-31.

Сегодняшний воскресный день, дорогие братья и сестры, называется Антипасхой или же Фоминым воскресеньем. Есть нечто очень глубокое в том, что в этот воскресный день, который последует за Светлой седмицей, за временем, когда мы просто праздновали, просто искали себе отдохновения… ►


Источник: https://azbyka.ru/

(143)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *