Андрей Музольф: Страстная седмица. Великий Понедельник: что важно знать?

Страстная седмица по большому счету не имеет отношения к Великому посту. Цель Великого поста заключается в том, чтобы подготовить человека к достойной встрече Светлого Христова Воскресения. Пост же Страстной седмицы – это пост особый, приуроченный к воспоминанию последних дней земной жизни Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, Его страданий, смерти и погребения. Именно отсюда, между прочим, и происходит само название этой недели – «Страстная», так как слово «страсть» с церковно-славянского языка переводится как «страдание». И поэтому многие святые отцы, рассуждая о Святой Четыредесятнице, практически никогда не включали в нее последнюю неделю перед Пасхой – Страстную седмицу.

От того, насколько важны были для нашего спасения события, произошедшие со Христом в последние дни Его жизни, в богослужебной традиции все дни Страстной седмицы именуются Великими. Так, в Синаксаре (поучении) Постной Триоди о Страстной седмице говорится следующее: «Все дни превосходит Святая и Великая Четыредесятница, но больше Святой Четыредесятницы Святая и Великая седмица (страстная). Называется же эта седмица великою не потому, что ее дни или часы больше (других), но потому, что в эту седмицу совершились великие и преестественные чудеса и чрезвычайные дела нашего Спасителя».

Ввиду важности всего того, что Господь говорил и что Он совершал в указанные дни, стоит остановить свое внимание на каждом из них в отдельности.

Великий Понедельник

В Великий Понедельник Святая Церковь предлагает нам вспомнить историю с проклятием Христом бесплодной смоковницы, а также повествование о ветхозаветном патриархе Иосифе, проданном в рабство из-за зависти его же родными братьями. У этих двух сюжетов, казалось бы, на первый взгляд, нет ничего общего, но это абсолютно не так. Бесплодная смоковница, по мысли святых отцов, это образ человеческой души, не приносящей главного духовного плода – покаяния и дел благочестия. А если нет покаяния и добрых дел, существование становится бессмысленным, подобно тому, как бессмысленно всякое растение, не приносящее своевременно соответствующих плодов.

История с Иосифом Прекрасным – это также история, показывающая бесплодность и бессмысленность человеческой жизни вне добродетели. Родные братья Иосифа, завидуя тому, что их младший брат более любим родителями, доходят до такой степени духовного закоснения, что решаются даже на его убийство, но все же со временем несколько смягчившись, соглашаются продать его в рабство. В результате Иосиф оказывается в Египте, но Господь не оставляет его: изгнанный брат становится благодетелем всего семейства Иакова, в том числе – и своих братьев, которые поступили с ним несправедливо. Данный сюжет, кроме того, что показывает разницу между добродетелью и грехом, является неким прообразом спасительного дела Христа.

Точно так же, как Иосиф, будучи преданным своими братьями, впоследствии оказался их спасителем (прежде всего от голодной смерти, как об этом повествует книга Бытия), Христос, будучи отданным на смертную казнь Своим народом, в итоге спасет все человечество от власти греха и смерти. Об этом говорит нам и само богослужение Великого Понедельника. В Синаксаре этого дня сказано: «Иосиф есть прообраз Христов, потому что и Христос становится предметом зависти для Своих единоплеменников – иудеев, продается учеником за тридцать сребреников, заключается в мрачный и тесный ров – гроб и, восстав из него собственною силою, воцаряется над Египтом, то есть над всяким грехом, и вконец побеждает его, владычествует над всем миром, человеколюбиво искупляет нас и питает небесным хлебом – Своею живоносною плотию».


Источник: http://pravlife.org/ru/content/strastnaya-sedmica-velikiy-ponedelnik-chto-vazhno-znat

(62)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *