Вопросы священнику

Вопросы священнику:

1.  Можно ли исповедоваться любому священнику?
2.  Что такое Предвечный Совет Пресвятой Троицы?
3.  Как правильно использовать крещенскую воду и можно ли ее пить не натощак?
4Зачем читать неусыпаемую Псалтирь и что это такое?

Отвечает:
Андрей Музольф, преподаватель Киевской духовной академии.


Можно ли исповедоваться любому священнику?

Согласно православному пониманию, исповедь – это Таинство, в котором человек, искренне исповедующий свои грехи, получает прощение (разрешение) от Самого Господа посредством священника. Таким образом, действительность нашей исповеди зависит не от священника, но от того, насколько искренне мы  каемся в своих грехах.

Если мы внимательно слушаем те молитвы, которые священник читает перед началом исповеди, то можем услышать, что исповедь – это некая «врачебница», где человек получает исцеление от собственных духовных недугов.

Святые отцы неоднократно говорили о том, что грех – это прежде всего болезнь, раны нашей души, и их мы нигде более не сможем излечить, как только в Церкви посредством Святых Таинств. Кроме того, возвращаясь к искренности нашего покаяния, следует отдавать себе отчет в том, что, согласно словам все того же последования Исповеди, если мы каемся не искренне, в таком случае Таинство не просто не совершится, но оно будет нам в осуждение, в результате мы будем иметь только «сугубый грех», как говорится об этом в молитвословиях самого Таинства.

Относительно же того, исповедоваться у одного священника или же у разных, в Уставе Православной Церкви строгих предписаний нет.

Однако приведем аналогию с больницей. Во время той или иной болезни зачастую мы стараемся выбрать для себя какого-нибудь одного опытного лечащего врача, который был бы хорошо знаком с историей нашей болезни, а потому мог бы безошибочно прописать нам необходимый курс лечения. Церковь – это та же больница, только, как мы уже сказали выше, духовная. И если мы хотим излечиться от собственных духовных болезней – грехов и страстей, к данному вопросу должны подойти очень серьезно.

В таком случае для нас полезнее было бы иметь какого-нибудь одного священника-духовника, который бы знал наши немощи, а потому мог бы дать нам актуальные и необходимые духовные советы, как лучше справиться с тем или иным грехом. Обратите внимание: к какому бы вы священнику не пошли на исповедь (главное только, чтобы это был канонический православный священник), Таинство так или иначе все равно совершится.


Что такое Предвечный Совет Пресвятой Троицы?

Какого-нибудь исчерпывающего ответа на данный вопрос в православной богословской литературе мы не найдем. Богословие – это не только «слово о Боге», но в то же время и слово Самого Бога, а потому не все в богословии может быть выражено человеческим языком и доступным человеческому пониманию. Так, святой апостол Павел, описывая один из своих духовных опытов, говорит, что, будучи восхищенным в рай, он «слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (см.: 2 Кор. 12:4). Спасение, по словам первоверховного апостола, – это «великая благочестия тайна» (1 Тим. 3:16), а потому многие истины мы должны принимать на веру и не пытаться постичь их своим ограниченным умом.

К одной из таких истин мы можем отнести и представление о Предвечном Совете Пресвятой Троицы. По мнению большинства богословов, под данным термином следует понимать некий внутритроичный предвечный (то есть существовавший еще до начала времени) Божественный замысел о сотворении мира и, в частности, о спасении человека.

Святые отцы отмечают, что Бог, будучи абсолютно всеведущим, еще до того как сотворил мир, знал о том, что некогда созданная Им же Самим тварь может отпасть от своего Творца, а потому приуготовил все возможные средства для будущего восстановления и спасения человека. Причем, по словам преподобного Максима Исповедника, для реализации этого плана единственно возможным становится Боговоплощение, то есть пришествие в этот мир Самого Бога, Который должен будет стать подобным нам человеком и принести Себя в жертву ради каждого из нас. Именно поэтому известный христианский писатель – апологет К. С. Льюис однажды сказал: «Господь видел Распятие еще тогда, когда творил первые туманности».

Однако, когда мы говорим о некоем Совете между Лицами Пресвятой Троицы, то должны понимать, что само слово «совет» не отражает всей глубины вопроса. Как уже было сказано ранее, человеческий язык недостаточен для того, чтобы максимально адекватно выражать те или иные Божественные реалии. Так, слово «совет» вызывает в нашем представлении некий спор, возможность рассмотрения различных, иногда противоречащих друг другу вариантов, относящихся к проблематике «совета». Но в данном случае никакого спора не было и быть не могло. Пресвятая Троица – это троичность Божественных Ипостасей при единстве Божественной природы, а так как воля – это свойство именно природы, а не лица, то никакого разногласия в волеизъявлении Божественных Лиц быть не может.

Исходя из этого, Предвечный Совет более уместно выразить понятием «Предвечное волеизъявление», ведь по большому счету никакого совещания между Лицами Пресвятой Троицы быть не могло. Об этом говорит, между прочим, и преподобный Иоанн Дамаскин: «Бог созерцал все прежде его бытия, но каждая вещь получает свое бытие в определенное время, согласно с Его вечной изволяющей мыслью, которая есть предопределение, и образ, и план». Именно такие «мысли», по мнению преподобного, и составляют Совет Божий.


Как правильно использовать крещенскую воду и можно ли ее пить не натощак?

Главное условие при принятии святой воды, как и другой какой-нибудь святыни, – это глубокая искренняя вера в Бога и в Его всесильную освящающую благодать. Принимая святыню, мы должны относиться к ней благоговейно и при этом молиться, чтобы она послужила для нашей телесной и духовной пользы. Именно об этом, между прочим, говорится в молитвах последования освящения воды. Например, в ектении: «О еже бытии воде сей освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела и на всякую пользу изрядную Господу помолимся».

Но в то же время мы должны помнить, что святая вода не действует на человека механически. Недостаточно выпить воду. Нужно верить в то, что она действительно поможет нам, станет тем материальным средством, через которое в нашу жизнь придет нечто нематериальное, а именно: благодать Святаго Духа, исцеляющая наши душевные и телесные немощи.

По обычаю святая вода употребляется верующими вместе с просфорой натощак, то есть перед употреблением прочей пищи. Однако данная практика не является беспрекословной. По поводу того, насколько часто, когда и в каких случаях можно пить святую воду, очень хорошо сказано в Типиконе – книге, определяющей последование и состав православного богослужения: «Да будет известно всем о святой воде: отлучающие себя от святой воды по той причине, что уже вкусили пищу, не доброе творят, ибо благодать Божия дана на освящение миру и всей твари. Так же и кропим ею всюду, и во всяких нечистых местах, и даже под ногами нашими. И где же разум у тех, кто не пиет ее по причине вкушения пищи». Подобные указания мы можем встретить и в трудах святых отцов. Так, святитель Лука Крымский советовал приходящим к нему: «Пейте святую воду, как можно чаще. Это самое лучшее и наиболее эффективное лекарство. Это говорю не только, как священник, но и как врач. Из моего опыта в медицине».

Таким образом, Православная Церковь не запрещает пить святую воду в любое время суток и при этом даже укоряет тех, кто считает, что пить ее не натощак нельзя. Осквернением же святыни может быть вовсе не ее употребление после еды, а то, с какими чувствами мы это делаем. И если в нас нет веры в силу Божию, нет благоговения перед святыней, то нам ничто и никогда не поможет.


Зачем читать неусыпаемую Псалтирь и что это такое?

Неусыпаемая Псалтирь – это практика непрестанного внебогослужебного чтения Псалтири. Чаще всего Псалтирь читается без перерыва, как днем, так и ночью, при этом чтение останавливается только на время, определенное для общественного богослужения, например, во время совершения Всенощного бдения и Божественной литургии. Обычно подобная практика осуществляется в больших монастырях, где имеется достаточное количество насельников: монахов или монахинь.

Почему для такой молитвы выбрана именно Псалтирь? Потому что, по мысли святых отцов, Псалтирь – это одна из самых важных книг Священного Писания Ветхого Завета, чтение которой настраивает человеческое сердце на молитву. Так, еще святой апостол Павел призывал христиан назидать себя «псалмами и славословиями и песнопениями духовными» (см.: Еф. 5:19). Следовательно, роль Псалтири двояка: это и молитва как общение с Богом, и некое духовное назидание, которое мы получаем всякий раз при чтении Божественного Откровения.

Очень ярко и содержательно о пользе чтения Псалтири говорит святитель Афанасий Великий: «В ней, как в раю, насаждено все, что по частям содержится в других священных книгах, и всякий читающий ее может найти в ней все, что для него нужно и полезно. В ней ясно и подробно изображена вся жизнь человеческая, все состояния духа, все движения ума, и нет ничего в человеке, чего бы не содержала она в себе. Хочешь ли ты каяться и исповедоваться, постигла ли тебя скорбь и искушения, гонят ли тебя, уныние и беспокойство овладело тобою, или что-нибудь подобное терпишь, стремишься ли к добродетели и преспеянию в ней и видишь, что враг препятствует, желаешь ли хвалить, благодарить славословить Господа? – в божественных псалмах найдешь наставление для всего этого». Кстати, именно поэтому Псалтирь – это самая употребляемая за богослужением книга.


Источник: http://pravlife.org/

(110)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *