Неделя 33-я по Пятидесятнице, по Богоявлении. Неделя о Закхее

8\21 января 2018г.

Апо­столь­ское чте­ние

(1Тим.4:9-15. – За­ча­ло 285)

[Обя­зан­но­сти и об­раз жиз­ни пас­ты­рей]

[Сын мой Ти­мо­фей,] вер­но это сло­во и вся­ко­го при­ня­тия до­стой­но. Ибо для то­го мы тру­дим­ся и бо­рем­ся (под­ви­за­ем­ся), что воз­ло­жи­ли на­деж­ду на Бо­га Жи­во­го: Он Спа­си­тель всех лю­дей, осо­бен­но вер­ных.

Пред­пи­сы­вай это и это­му учи. Пусть ни­кто не пре­зи­ра­ет твою юность; но стань об­раз­цом для вер­ных в сло­ве, в по­ве­де­нии, в люб­ви, [в ду­хе,] в ве­ре, в чи­сто­те. По­ка я не при­ду, за­ни­май­ся чте­ни­ем, уве­ща­ни­ем, уче­ни­ем. Не остав­ляй в пре­не­бре­же­нии свое да­ро­ва­ние (греч. ха­риз­му[*]), ко­то­рое по­лу­че­но то­бой через про­ро­че­ство с воз­ло­же­ни­ем рук пре­сви­те­ров. Об этом за­боть­ся и это­го не остав­ляй, чтобы твой успех (букв. про­дви­же­ние) был яв­лен всем.

Еван­гель­ское чте­ние

(Лк.19:1-10. – За­ча­ло 94)

[Об­ра­ще­ние Зак­хея]

[В то вре­мя] Иисус, вой­дя в Иери­хон, про­хо­дил через го­род. И один че­ло­век, по име­ни Зак­хей, на­чаль­ник мыта­рей (сбор­щи­ков по­да­тей) и бо­гач, хо­тел по­смот­реть, кто же это Иисус, но не мог из-за мно­го­люд­ства, по­то­му что был низ­ко­го ро­ста. И вот он, за­бе­жав впе­ред, за­лез на си­ко­мо­ру (смо­ков­ни­цу), чтобы по­смот­реть на Него, ко­гда Он бу­дет про­хо­дить ми­мо.

Ко­гда Иисус при­шел на это ме­сто, Он под­нял гла­за Свои на него и ска­зал ему: «Зак­хей! Сле­зай ско­рее! Мне на­доб­но се­го­дня оста­но­вить­ся в тво­ем до­ме».

И тот по­спеш­но спу­стил­ся и с ра­до­стью при­нял Его. И все, кто это ви­дел, ста­ли него­до­вать, рас­суж­дая, что вот-де, к та­ко­му греш­ни­ку, и Он во­шел под кров. А Зак­хей встал и ска­зал Гос­по­ду: «Гос­по­ди! По­ло­ви­ну все­го, что у ме­ня есть, я от­де­ляю для ни­щих, а, что от­нял вы­мо­га­тель­ством, воз­ме­щаю вчет­ве­ро».

И ска­зал ему Иисус: «Се­го­дня при­шло спа­се­ние до­му это­му, по­то­му что и этот че­ло­век – сын Ав­ра­ама. Ведь Сын Че­ло­ве­че­ский при­шел, чтобы отыс­кать и спа­сти  по­гиб­шее».


Юрий Ру­ба­н, канд. ист. на­ук, канд. бо­го­сло­вия

Прот. Димитрий Сизоненко

Неделя о Закхее

Спа­сти по­гиб­шее

Уди­ви­тель­ная ис­то­рия об­ра­ще­ния Зак­хея в ре­зуль­та­те встре­чи со Спа­си­те­лем яв­ля­ет нам при­мер под­лин­но­го ду­хов­но­го пе­ре­рож­де­ния. Все его счи­та­ли греш­ни­ком и пар­ши­вой ов­цой. С осо­бой мно­го­зна­чи­тель­но­стью мы­та­рей и блуд­ниц на­зы­ва­ли сло­вом «греш­ни­ки». Имя Зак­хей озна­ча­ет «чи­стый» и зву­чит как-то осо­бен­но неле­по в со­че­та­нии с са­мой омер­зи­тель­ной про­фес­си­ей в иудей­ском ми­ре то­го вре­ме­ни.

Же­ла­ние Зак­хея

Еван­ге­лие со­об­ща­ет: «Зак­хей хо­тел по­смот­реть, кто же это Иисус…» Про­стое лю­бо­пыт­ство? Но, от­верг­ну­тый все­ми, он, несо­мнен­но, ис­пы­ты­вал бо­лее силь­ное чув­ство: его ду­ша стра­да­ла от жаж­ды, ко­то­рую ни­кто не мог уто­лить. К ко­му пой­ти? Книж­ни­ки и фа­ри­сеи от­но­си­лись к нему с пре­зре­ни­ем, лю­ди по­во­ра­чи­ва­лись к нему спи­ной, как толь­ко он при­бли­жал­ся. На­вер­ня­ка он мно­го слы­шал об Иису­се из На­за­ре­та, на­при­мер, от та­ких же об­ра­тив­ших­ся греш­ни­ков: «Этот че­ло­век – друг мы­та­рей и блуд­ниц, бо­лее то­го ска­жу те­бе: Он – их Спа­си­тель. В Нем есть си­ла, спо­соб­ная вер­нуть к жиз­ни и на­ста­вить на пря­мой путь. Он сде­лал это со мной». Та­кие сви­де­тель­ства мог­ли на­столь­ко по­ра­зить Зак­хея, что ему хо­те­лось во что бы то ни ста­ло уви­деть Иису­са.

При­ро­да не ви­но­ва­та, но для же­лан­ной встре­чи име­ет­ся се­рьез­ное пре­пят­ствие. Зак­хей был важ­ным че­ло­ве­ком в кор­по­ра­ции мы­та­рей, но не вы­шел ро­стом, и ему ни­как не под­нять­ся над тол­пой, ко­то­рая со всех сто­рон тес­нит Иису­са. За­ду­ма­ем­ся при этом: раз­ве мы са­ми не яв­ля­ем­ся ду­хов­ны­ми кар­ли­ка­ми в те мо­мен­ты, ко­гда нам не хва­та­ет си­лы ха­рак­те­ра, ис­крен­но­сти, ве­ры для то­го, чтобы сле­до­вать за Хри­стом?

Дру­гое пре­пят­ствие, ко­то­рое не поз­во­ля­ло Зак­хею вой­ти в Цар­ство Бо­жие, бы­ло свя­за­но с его слу­жеб­ным по­ло­же­ни­ем. Лю­ди нена­ви­де­ли мы­та­рей. Во-пер­вых, те со­сто­я­ли на служ­бе у рим­ских ок­ку­па­ци­он­ных вла­стей, то есть счи­та­лись пре­да­те­ля­ми, а Зак­хей был глав­ным из них. Во-вто­рых, как и боль­шин­ство его кол­лег, он на­вер­ня­ка за­ни­мал­ся ма­хи­на­ци­я­ми, за­ме­тал сле­ды, не гну­шал­ся на­си­ли­ем, чтобы вы­тря­сти день­ги из бед­ных, и не стес­нял­ся за­брать то, что ему при­гля­ну­лось. Для лю­дей эти вы­мо­га­тель­ства бы­ли му­чи­тель­нее са­мих на­ло­гов, по­это­му его нена­ви­де­ли как во­ра и раз­бой­ни­ка. На­ко­нец, он был бо­гат: а, как из­вест­но, невоз­мож­но од­новре­мен­но лю­бить Бо­га и маммону.

Но его жаж­да уви­деть Иису­са бы­ла силь­нее всех пре­пят­ствий. Пре­не­бре­гая сво­им ав­то­ри­те­том, на­чаль­ник на­ло­го­вой служ­бы Иери­хо­на, как маль­чиш­ка, за­ле­за­ет на де­ре­во в ожи­да­нии Спа­си­те­ля. Кто во­ис­ти­ну же­ла­ет быть со Хри­стом, ра­но или позд­но пре­одоле­ва­ет всё и на­хо­дит свою смо­ков­ни­цу, чтобы воз­вы­сить­ся над тол­пой и уви­деть Бо­га.

Спа­си­тель Зак­хея

Ни­ка­кие уси­лия не оста­ют­ся тщет­ны­ми. Гос­подь уме­ет най­ти тех, кто ищет Его, да­же в са­мых неожи­дан­ных ме­стах: Он на­шел Мат­фея на мыт­ни­це, На­фа­наи­ла под смо­ков­ни­цей, са­ма­рян­ку у ко­лод­ца, раз­бой­ни­ка на кре­сте.

В гу­стой лист­ве смо­ков­ни­цы Зак­хей устро­ил­ся как в за­са­де: он ви­дит Иису­са, но уви­дит ли Он его? Несо­мнен­но! Очи Гос­по­да обо­зре­ва­ют всю зем­лю, чтобы укре­пить тех, чье серд­це все­це­ло при­над­ле­жит Ему (2Пар.16:9).

Зак­хей при­вык к то­му, что все смот­рят на него с от­вра­ще­ни­ем, – он на­все­гда от­лу­чен от на­ро­да Бо­жия… Во взгля­де Иису­са он впер­вые уви­дел нечто со­вер­шен­но иное. В нем не бы­ло ни те­ни осуж­де­ния, ни те­ни озлоб­ле­ния. Этот взгляд был ис­пол­нен лас­ки, изум­ле­ния и све­та. Зак­хей оста­ет­ся по­ка са­мим со­бой: по­те­рян­ный че­ло­век, жал­кий пре­да­тель. Пусть так, но от это­го Бог его не лю­бит мень­ше, ибо Отец Небес­ный оди­на­ко­во при­ни­ма­ет и пра­вед­ни­ка, и зло­дея.

Вне­зап­но неизъ­яс­ни­мый мир и ли­ко­ва­ние на­пол­ня­ют ду­шу Зак­хея. Он не ве­рит сво­им гла­зам. Все про­ис­хо­дит на­столь­ко стре­ми­тель­но, что он не успе­ва­ет да­же про­из­не­сти сло­ва са­мо­об­ли­че­ния или рас­ка­я­ния. Тол­па то­же не ве­рит сво­им гла­зам; окру­жа­ю­щие изум­ле­ны еще боль­ше, чем сам Зак­хей. Что же про­изой­дет те­перь? Иисус не бо­ит­ся ском­про­ме­ти­ро­вать Се­бя об­ще­ни­ем с от­вер­жен­ным. Бо­лее то­го, Он зо­вет его по име­ни, как буд­то не Зак­хей ис­кал ви­деть Иису­са, а Гос­подь ис­кал встре­чи с этим че­ло­ве­ком, взгро­моз­див­шим­ся на смо­ков­ни­цу.

Спа­си­тель то­ро­пит: «Сле­зай ско­рее!» Наш грех – как вы­со­кое де­ре­во. Гос­подь зо­вет каж­до­го, кто пря­чет­ся сре­ди за­ро­с­лей обид, со­мне­ний, гор­ды­ни и лю­бо­го нече­стия. Греш­ник, по­доб­но Зак­хею, дол­жен спу­стить­ся для то­го, чтобы Бог его смог воз­вы­сить до пра­вед­но­сти. Сво­ей лю­бо­вью Гос­подь сми­ря­ет, не уни­жая, и воз­но­сит, не ис­ку­шая гор­ды­ней. Под­лин­ное по­ка­я­ние про­ис­хо­дит от встре­чи с этой вне­зап­ной лю­бо­вью, ко­то­рая вы­зы­ва­ет со­жа­ле­ние об ошиб­ках про­шлой жиз­ни и воз­вы­ша­ет к жиз­ни но­вой. Ко­гда Свя­той вхо­дит в дом мы­та­ря, грех от­ту­да вы­хо­дит на­все­гда.

Об­ра­ще­ние Зак­хея

Не оста­ет­ся ни­ка­ких со­мне­ний от­но­си­тель­но ве­ли­чай­шей пе­ре­ме­ны, ко­то­рая про­изо­шла в этот ве­чер в ду­ше и в жиз­ни Зак­хея. Еван­ге­лие от­ме­ча­ет эта­пы это­го пу­ти: по­слу­ша­ние – ра­дость – щед­рость. Преж­де все­го Зак­хей по­слу­шал­ся и «по­спеш­но спу­стил­ся». Как со­зрев­ший плод па­да­ет с де­ре­ва при ма­лей­шем ду­но­ве­нии вет­ра, он упал к но­гам Иису­са при пер­вых сло­вах, об­ра­щен­ных к нему. За­тем он с ра­до­стью при­нял в сво­ем до­ме Спа­си­те­ля.  Ни­ка­кое чув­ство не срав­нит­ся с ра­до­стью о спа­се­нии. До это­го он был же­сто­ким и ску­пым че­ло­ве­ком, но в мо­мент встре­чи он окон­ча­тель­но ис­це­лен от гре­ха. «Гос­по­ди! По­ло­ви­ну все­го, что у ме­ня есть, я от­де­ляю для ни­щих». Он по­сту­па­ет так не для то­го, чтобы спа­стись, а по­то­му, что уже спа­сен.

Ро­пот тол­пы

Ра­зу­ме­ет­ся, тут же на­хо­дят­ся лю­ди, ко­то­рые не упус­ка­ют слу­чая омра­чить празд­ник. «К та­ко­му греш­ни­ку и Он во­шел под кров?» – слы­шит­ся ро­пот него­до­ва­ния в за­вист­ли­вой тол­пе, ко­то­рая в этот мо­мент слов­но вто­рит сло­вам стар­ше­го бра­та из прит­чи о блуд­ном сыне.

Пусть Зак­хей греш­ник, но от это­го Бог его не лю­бит мень­ше: «…и этот че­ло­век – сын Ав­ра­мов». В каж­дом греш­ни­ке, как бы низ­ко он ни пал, Гос­подь ви­дит сы­на и на­след­ни­ка обе­то­ва­ний.

Чем объ­яс­нить столь вне­зап­ное об­ра­ще­ние?

В от­ве­те Зак­хея ча­ще все­го усмат­ри­ва­ют ре­ше­ние по­ка­ять­ся и да­же от­ку­пить­ся. Но в дей­стви­тель­но­сти он не го­во­рит «я от­дам»; он ско­рее объ­яс­ня­ет Иису­су, что уже по­сту­па­ет имен­но так. Неда­ром еван­ге­лист Лу­ка рас­ска­зы­ва­ет, как мы­та­ри при­хо­ди­ли к Иоан­ну Кре­сти­те­лю с во­про­сом: «Учи­тель, что де­лать нам?» (Лк.3:12). Мы не зна­ем, при­нял ли то­гда Зак­хей кре­ще­ние по­ка­я­ния, но это вполне ве­ро­ят­но, учи­ты­вая стро­гость, с ко­то­рой он го­тов ис­ку­пить при­чи­нен­ные оби­ды. Иисус на­зы­ва­ет его сы­ном Ав­ра­ама уже не по при­чине кров­ной при­над­леж­но­сти к на­ро­ду Бо­жию, но за его ве­ру. Поз­же апо­стол Па­вел ска­жет: «Знай­те же, что сы­на­ми Ав­ра­ама яв­ля­ют­ся те, кто име­ет ве­ру» (Гал.3:7).

Но для то­го, чтобы спа­стись, од­них че­ло­ве­че­ских уси­лий Зак­хею недо­ста­точ­но. Для это­го необ­хо­ди­ма встре­ча с Хри­стом-Спа­си­те­лем, Ко­то­рый при­шел «взыс­кать и спа­сти по­те­рян­ное». В без­вод­ной пу­стыне ду­ши это­го мы­та­ря од­на­жды все-та­ки про­зву­чал го­лос Пред­те­чи: «Уго­товь­те пу­ти Гос­по­ду, вы­прям­ляй­те тро­пы Его!» (Мф.3:3). И те­перь дол­го­ждан­ная встре­ча с Тем Един­ствен­ным, Ко­то­рый мог его спа­сти, со­вер­ши­лась.

И, под­твер­ждая это, Иисус тор­же­ствен­но воз­гла­ша­ет: «Се­го­дня при­шло спа­се­ние это­му до­му, по­то­му что и этот че­ло­век – сын Ав­ра­мов. Ведь Сын Че­ло­ве­че­ский при­шел, чтобы отыс­кать и спа­сти то, что про­па­ло» (Лк.19:9-10).

Яз­вы гре­ха мо­жет увра­че­вать толь­ко спа­си­тель­ная лю­бовь Бо­жия, ко­то­рая спо­соб­на на­пол­нить све­том са­мые со­кро­вен­ные глу­би­ны че­ло­ве­че­ско­го серд­ца. Во­пре­ки все­му там, где ча­ша гре­ха на­пол­не­на до кра­ев, бла­го­дать в изоби­лии из­ли­ва­ет­ся через край.


(Во­да жи­вая: Санкт-Пе­тер­бург­ский цер­ков­ный вест­ник. 2008. № 2, с. 12–13.)

Подборка проповедей в Неделю о Закхее на портале Азбука.Ru:

Еп. Митрофан (Зноско-Боровский).Проповедь епископа Митрофана (Зноско-Боровского). Неделя о Закхее.

Евангельским чтением о Закхее предваряются подготовительные недели к Великому Посту. Ободряя нас, грешников, говорит Господь: «Сын Человеческий пришел призвать и спасти погибших». Направляясь в г. Иерусалим, Иисус Христос задержался на отдых в г. Иерихоне. Двумя наиболее выдающимися классами в населении г. Иерихона были священники и мытари… ►

Еп. Митрофан (Зноско-Боровский).Проповедь епископа Митрофана (Зноско-Боровского). Неделя по Просвещении.

«Сей есть Сын Мой возлюбленный». Сам Бог Отец засвидетельствовал Своим гласом Израилю, что давно ожидаемый им Мессия пришел в лице Иисуса Христа. А Самому Иисусу этот голос указывал, что настало время начать Ему Свое служение Мессии. И Он, Богочеловек, принял на Себя это величайшее служение, в котором Ему предстояло совершить дело возрождения падшего человечества, выдержать страшную борьбу с темными силами… ►

 

Прот. Вячеслав Резников.Проповедь протоиерея Вячеслава Резникова.  О Закхее, 1 Тим.4:9-15, Лк.19:1-10.

Однажды Господь Иисус Христос проходил через Иерихон. «И вот, некто именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом; и, забежав вперед, влез на смоковницу, чтобы увидеть Его». Закхей «искал» только «видеть Иисуса». И он не постыдился… ►

Прот. Вячеслав Резников.Проповедь протоиерея Вячеслава Резникова.  Неделя по Богоявлении, Еф.4:7-13, Мф.4:12-17.

В неделю пред Богоявлением мы читали, как Иоанн Креститель «понижал горы и наполнял долы» и как он отвечал на вопросы: «что нам делать»? Несомненно, ему приходилось отвечать и на множество вопросов: «что мне делать»? Но Евангелисты не приводят таких случаев… ►

Игумен Никон (Воробьев).Проповедь игумена Никона (Воробьева). Слово в Неделю о Закхее.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня в Евангелии вы слышали слова Самого Господа Иисуса Христа, пришедшего на землю, о том, что Сын Человеческий (так называл Себя Господь) пришел взыскать и спасти погибшего. Все вы читаете Евангелие и подумайте, что значит: «взыскать и спасти погибшего?» Каждому бросается в глаза страшное… ►

Игумен Никон (Воробьев).Проповедь игумена Никона (Воробьева). Слово в Неделю по Богоявлению и собор св. Иоанна Крестителя.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Вы сегодня в Евангелии слышали, что Господь, когда после Крещения вышел на проповедь, то первыми же словами, которые и в дальнейшем повторялись, всех призывал к чему? – к покаянию. «Покайтесь, говорил Он, ибо приблизилось Царствие Божие». Вы уже слышали, что и величайшего из рожденных женами, Иоанна Крестителя, Своего Предтечу воздвиг Господь для того… ►

Митр. Сурожский Антоний.Проповедь митрополита Сурожского Антония. Закхей-мытарь (Лк.19:1-10).

Наступила вторая подготовительная неделя к Посту; мы вспоминаем сегодня Закхея-мытаря. Имя “Закхей” значит “праведность”, “справедливость”; как несуразно это имя в контексте его жизни, с какой горькой насмешкой, должно быть, люди думали о том, «как» этот человек назван и как он живет. Все люди, которые были им унижены, обездолены, окрадены, притесняемы… ►

Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев).Проповедь архимандрита Ианнуария (Ивлиева).  33-я Неделя по Пятидесятнице.

Павел, апостол языков, возвестил людям Евангелие. Этим утверждением начинается сегодняшнее чтение из Послания к Галатам. Слово «евангелие» означает «благая, добрая весть». И время от времени народам Римской империи власти возвещали «добрые вести». Например, о какой-нибудь очередной победе над варварскими племенами или о других событиях… ►

Свт. Лука (Войно-Ясенецкий). Проповедь святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Слово в неделю по Богоявлении.

На вечерне великих праздников читаются так называемые паремии, представляющие собой обычно выдержки из книг Ветхого Завета. В них излагаются события прежних времен, напоминающие и даже разъясняющие то, что празднует в данный день Святая Церковь. В самые великие праздники число паремий, обычно не превышающее трех, очень… ►

 

Прот. Василий Михайловский.Проповедь протоиерея Василия Михайловского. Неделя по Просвещении.

Святой апостол Павел в словах, предшествовавших нынешнему чтению из его послания, умоляет нас всех ходить достойно своего звания, со всяким смиренномудрием и кротостью. Смиренномудрие-то и кротость всего реже встречаются в людях всех званий и состояний, потому что почти каждый, ценя свое звание не столько христианское, сколько гражданское, и общественное… ►

Митр. Трифон (Туркестанов).Проповедь митрополита Трифона (Туркестанова). Внебогослужебная беседа в Неделю по Просвещении.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. В сегодняшнем Апостольском чтении святой апостол говорит нам, что Господь наш Иисус Христос, претерпев смертные страдания, сойдя во ад, воскреснув и вознесен на Небо, даровал нам благодатные дары Духа, наделил особой благодатью известных лиц, которые должны руководить нами, чтобы мы пользовались… ►

Еп. Виссарион (Нечаев).Проповедь епископа Виссариона (Нечаева). О благочестии. Поучение в неделю о Закхее.

Сегоднешнее апостольское чтение начинается словами: «верно слово и всякаго приятия достойно» (1Тим.4:9). Какое это слово или учение, здесь не сказано, а сказано в ближайших предшествующих двух стихах. Это – слово о благочестии: «обучай себе ко благочестию; телесное бо обучение» (упражнение) «вмале есть полезно, а благочестие на все полезно есть, обетование… ►

Свт. Иоанн (Максимович), архиеп. Шанхайский и Сан-Францисский.Проповедь святителя Иоанна (Максимовича), архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского. Закхей.

Иисус вошел в Иерихон, и проходил чрез него. И вот некто Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он. Но не мог за народом, потому что мал был ростом. И забежав вперед, влез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нея. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал: «Закхей, сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме». И он поспешно сошел и принял Его с радостию… ►

Проповедь протоиерея Григория Дьяченко.  Преподобный Григорий Печерский.

Прославляемый в нынешний день преподобный Григорий печерский, живший в X веке, отличавшийся смирением, послушанием и нестяжательностью, известен также как дивный обличитель и каратель воров. У преподобнаго, отличавшагося нищелюбием, ничего не было кроме книг, по которым он молился и поучал себя и других. Но некоторым злым людям вообразилось, что у монаха, который… ►

Сщмч. Фаддей (Успенский).Проповедь священномученика Фаддея (Успенского). Слово в Неделю о Закхее и в день перенесения мощей святителя Иоанна Златоуста.

Никтоже о юности твоей да нерадит, но образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою (1Тим.4:12). В нынешний день, когда евангельские и апостольские чтения представляют нам, с одной стороны, Пастыреначальника Христа, пришедшего взыскати и спасти погибшаго (Лк.19:10), с другой, архиерея «преподобнаго, незлобиваго, безсквернаго… ►

Источник: https://azbyka.ru/days/2018-01-21

(445)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *