Слово в Неделю перед Богоявлением

Апо­столь­ское чте­ние (Неде­ли пред Бо­го­яв­ле­ни­ем)
(2Тим.4:5-8. – За­ча­ло 298)

[По­след­ние на­став­ле­ния апо­сто­ла Пав­ла]

[Сын мой Ти­мо­фей,] трез­вись во всём, пе­ре­но­си стра­да­ния, со­вер­шай де­ло бла­го­вест­ни­ка (еван­ге­ли­ста), ис­пол­ни своё слу­же­ние. Ибо я уже ста­нов­люсь жерт­вою[1], и вре­мя мо­е­го от­ше­ствия на­ста­ло. По­дви­гом доб­рым я под­ви­зал­ся[2], бег за­кон­чил, ве­ру со­хра­нил. А те­перь го­то­вит­ся мне ве­нец пра­вед­но­сти, ко­то­рый в День тот даст мне Гос­подь, пра­вед­ный Су­дия; и не толь­ко мне, но и всем, воз­лю­бив­шим яв­ле­ние Его.

Еван­гель­ское чте­ние (Неде­ли пред Бо­го­яв­ле­ни­ем)
(Мк.1:1-8. – За­ча­ло 1)

[Яв­ле­ние Иоан­на Пред­те­чи]

На­ча­ло Еван­ге­лия (Бла­го­ве­стия)[3] Иису­са Хри­ста, Сы­на Бо­жия. Как на­пи­са­но у про­ро­ка Ис­айи:

«Вот, Я по­сы­лаю Вест­ни­ка (Ан­ге­ла)[4] Мо­е­го пред ли­цом Тво­им,
ко­то­рый при­го­то­вит Те­бе путь.
Го­лос во­пи­ю­ще­го в пу­стыне:
„при­го­товь­те путь Гос­по­ду,
пря­мы­ми де­лай­те до­ро­ги Его“».

Явил­ся в пу­стыне Иоанн Кре­сти­тель, воз­ве­щая кре­ще­ние по­ка­я­ния ра­ди про­ще­ния гре­хов. И вы­хо­ди­ла к нему вся стра­на Иудей­ская и все жи­те­ли Иеру­са­ли­ма, и при­ни­ма­ли от него кре­ще­ние в ре­ке Иор­дан, ис­по­ве­дуя гре­хи свои.

Иоанн же но­сил одеж­ду из вер­блю­жьей шер­сти, и по­яс из ко­жи на бед­рах, и кор­мил­ся са­ран­чой и ди­ким мё­дом. И он про­по­ве­до­вал, го­во­ря:

«Идёт за мною Тот, Кто силь­нее ме­ня, у Ко­го я недо­сто­ин, на­кло­нясь, раз­вя­зать за­вяз­ки обу­ви. Я кре­стил вас во­дою, а Он бу­дет кре­стить вас Ду­хом Свя­тым!»


[1] Точ­нее: «ибо я вот-вот про­лью свою кровь как жерт­вен­ное воз­ли­я­ние…» (пе­ре­вод ар­хим. Иан­ну­а­рия (Ив­ли­е­ва)).

[2] Букв.: «Я всту­пил в пре­крас­ное со­стя­за­ние» (греч. τὸν καλὸν ἀγῶνα ἠγώνισμαι). Здесь, как и в дру­гих но­во­за­вет­ных текстах, упо­треб­ля­ет­ся ан­тич­ная спор­тив­ная тер­ми­но­ло­гия, по­нят­ная эл­ли­ни­сти­че­ским чи­та­те­лям это­го По­сла­ния. Па­вел на­зы­ва­ет де­ло сво­ей жиз­ни «пре­крас­ным (доб­рым) аго­ном». Агон – «со­стя­за­ние», борь­ба», «об­ще­ствен­ные иг­ры» – от­ли­чи­тель­ная чер­та гре­че­ско­го бы­та – стрем­ле­ние к со­стя­за­ни­ям по­чти во всех сфе­рах жиз­ни. Глав­ную роль иг­ра­ли спор­тив­ные, ху­до­же­ствен­ные (по­э­ти­че­ские и му­зы­каль­ные) и кон­ные со­стя­за­ния (аго­ны).

[3] Гре­че­ское сло­во εὐαγγέλιον, эван­ге́ли­он бук­валь­но пе­ре­во­дит­ся как «доб­рая (ра­дост­ная) но­вость» (лю­бая по со­дер­жа­нию); в сла­вян­ском тек­сте – «бла­гая весть», «бла­го­ве­стие». В Ан­тич­ном ми­ре оно упо­треб­ля­лось во мно­гих зна­че­ни­ях: весть о по­бе­де, вос­ше­ствие на пре­стол но­во­го им­пе­ра­то­ра и др. В хри­сти­ан­ском оби­хо­де этот при­выч­ный всем тер­мин сна­ча­ла стал обо­зна­чать «ра­дост­ную весть» о на­ступ­ле­нии Мес­си­ан­ско­го Цар­ства, воз­ве­щен­ную Са­мим Мес­си­ей (Хри­стом) и Его уче­ни­ка­ми (как в дан­ном слу­чае), а позд­нее – «по­вест­во­ва­ния» о зем­ной жиз­ни и вос­кре­се­нии Хри­ста, сна­ча­ла уст­ные, а вско­ре – пись­мен­ные (см. Лк.1:1). От­сю­да – тер­мин «Еван­ге­лие» как осо­бый (не био­гра­фи­че­ский в совре­мен­ном смыс­ле!) жанр ран­не­хри­сти­ан­ской пись­мен­но­сти. В этом зна­че­нии сло­во «Еван­ге­лие» впер­вые, ви­ди­мо, упо­тре­бил (в при­ве­ден­ном вы­ше фраг­мен­те) еван­ге­лист Марк (ок. 70 н. э.): «На­ча­ло Еван­ге­лия Иису­са Хри­ста, Сы­на Бо­жия», или «На­ча­ло Ра­дост­ной Ве­сти об Иису­се Хри­сте, Сыне Бо­га» (Мк.1:1).

[4] Гре­че­ское су­ще­стви­тель­ное ἄγγελος, а́нге­лос (от гл. ἀγγέλλω, ан­ге́лло – «воз­ве­щать», «со­об­щать», «объ­яв­лять»), во­шед­шее без пе­ре­во­да и в наш язык, бук­валь­но озна­ча­ет «вест­ник», «по­сла­нец», «го­нец», но в ре­ли­ги­оз­ной пись­мен­но­сти ча­сто упо­треб­ля­ет­ся для обо­зна­че­ния бес­плот­ных ду­хов, со­тво­рен­ных Бо­гом имен­но для «воз­ве­ще­ния» лю­дям Сво­ей во­ли (это их ос­нов­ная слу­жеб­ная функ­ция). Сме­ше­ние этих по­ня­тий при­ве­ло к то­му, что Иоан­на Кре­сти­те­ля, глав­ное де­ло жиз­ни ко­то­ро­го так­же со­сто­я­ло в «воз­ве­ще­нии» гря­ду­ще­го за ним Мес­сии (Хри­ста), ста­ли изо­бра­жать с «ан­гель­ски­ми» кры­лья­ми (кры­лья­ми стре­ми­тель­но­го вест­ни­ка) и про­сто на­зы­вать «Ан­ге­лом» («Вест­ни­ком»). Так воз­ник ико­но­гра­фи­че­ский тип «Иоанн Кре­сти­тель – Ан­гел Пу­сты­ни».

Ком­мен­та­рии Юрия Ру­ба­на, канд. ист. на­ук, канд. бо­го­сло­вия.

Зачем был обрезан Младенец?

«А когда исполнилось восемь дней и надлежало обрезать Младенца, Ему дали имя Иисус, которое было наречено ангелом прежде Его зачатия», – так предельно лаконично сообщает евангелист Лука о важнейшем для каждого иудея религиозном обряде (Лк. 2:21). Это произошло в Вифлееме, где Святое Семейство пребывало в течение примерно полутора лет до прихода персидских магов (волхвов) и последовавшего за этим бегства в Египет.

Необходимость совершения над Иисусом Христом этого ветхозаветного «таинства» с позиций христианского богословия обосновывается тем, что Он пришел не нарушить Моисеев Закон, но исполнить его (Мф. 5:17; Гал. 4:4), доведя тем самым до логического завершения («конец Закона – Христос», – скажет ап. Павел, – Рим. 10:4). Кроме того, «если бы Он не принял обрезания, то никто бы не признал в Нём обетованного Мессию, потомка Авраамова. Обрезание притом предуказывало на ту кровь, какую Христос должен был пролить со временем на Голгофе» [7. С. 137–138]. Св. Епифаний Кипрский († 403), полемизируя с еретиками (гностиками), отрицавшими реальное (то есть по плоти) боговоплощение, указывал, что «Христос Бог, сшедший с неба и пребывавший в утробе Девы Марии обычное для чревоносимых младенцев время, обрезан в восьмой день действительно, а не в призраке [плоти]» (Панарий, ересь 30, 27. – [21. С. 258]).

В Новом Завете, согласно ап. Павлу, «не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью» (Гал. 5:6). Знамением спасительного вступления в Церковь Христову (как «Новый Израиль», – Гал. 6:16; Рим. 9:6) становится таинство крещения, заменяющее собой обрезание, хотя последнее и сохраняется у народов, имевших его до принятия христианства, – коптов, эфиопов, яковитов. Православный Требник предписывает нарекать младенцу имя в восьмой день от рождения (при этом читается «Молитва во е́же назна́менати отроча́, прие́млющее имя в осмы́й день от рождения своего»), основываясь в этом на сообщении евангелиста Луки (см. об этом выше).

Праздник Обрезания Господня, логично входящий в цикл рождественских праздников (раскрывающих догмат Боговоплощения), впервые упоминается уже во второй половине IV века. На Востоке он долго входил в число важнейших влады́чных праздников (позднее названных двунадесятыми) наряду с Пасхой, Рождеством, Богоявлением и другими. Только в списке двенадцати праздников византийского историка Никифора Каллиста († ок. 1335) Обрезание Господне заменено Успением Девы, первым собственно богородичным двунадесятым праздником. В современном русском Православном календаре Обрезание Господне имеет статус великого праздника (как день Петра и Павла, Покров и др.) и совмещается с памятью св. Василия Великого, потому что он скончался в этот день (1 января 379 года).

В Римской Церкви день Обрезания Господня является одновременно праздником Имени Иисусова (установлен в 1444 году по предложению Богословского факультета Сорбонны) и Октавой Рождества Христова (отдание Рождества). Кроме того, Обрезание Господне значится здесь первой из «Семи скорбей Божией Матери».

Из богослужения праздника

Тропарь Обрезанию

Ты, Иисус, сидящий в небесах на огневидном престоле с Безначальным Отцом и Божественным Твоим Духом, благоволил родиться на земле от Девы, не познавшей мужа, Матери Твоей; поэтому и был обрезан, как человек, на восьмой день. Слава всемилостивой воле Твоей, слава промышлению Твоему, слава снисхождению Твоему, Единый Человеколюбец!

Кондак Обрезанию и святителю Василию

Господь всех (т. е. всего существующего. – Ю. Р.) терпит обрезание и, будучи Благодетелем, обрезывает человеческие прегрешения, дарует сегодня спасение миру. Радуется же на Небесах и божественный таинник (греч. мист) Христа Василий, светоносный иерарх [нашего] Создателя.

Апостольское чтение на Литургии
(Кол. 2:8–12. — Зачало 254)

[Во Христе – полнота Божества телесно]

8Смотри́те, чтобы кто-либо не увлёк вас философией и пустым обманом по преданию людей, по стихиям мира, а не по Христу, – 9потому что в Нём обитает вся полнота Божества телесно. 10И вы нашли своё полное осуществление в Нём, так как Он – глава всякого начала и власти. 11В Нём и вы были обрезаны обрезанием нерукотворным через совлече́ние тела плоти, обрезанием Христовым. 12Вы, погребённые с Ним в крещении, в Нём же и совоскрешены были [с Ним] через веру в силу Бога, воскресившего Его из мёртвых.


Замечание к апостольскому чтению

«…Через совлечение тела плоти…» (ст. 11). – В Textus Receptus (с которого сделан Синодальный перевод): «…совлечением греховного тела плоти»; в переводе еп. Кассиана (Безобразова): «в совлечении тела плоти» [5. С. 400]. Буквально: «…в снятии тела плоти» [6. С. 1182]. Речь идет о совлечении этого тела, находящегося в рабстве у грехов плоти. Следует помнить, что тело (греч. σω̃μα, со́ма) в библейской антропологии – это человек в его цельности: никакой «души с крылышками» вне тела, как у платоников, библейское богословие не знает! Здесь противопоставлены понятия сома и саркс (плоть) (см.: [62. Кол. 802–807, 1163–1165]). Апостол Павел говорит о совлече́нии ветхозаветного плотско́го человека, раба грехов, и об облече́нии в нового человека, искуплённого Христом.

(Замечание архим. Ианнуария.)

Евангельское чтение на Литургии
(Лк. 2:20–21, 40–52. — Зачало 6)

[Обрезание Христа. Его первая Пасха в Иерусалиме]

20И вернулись пастухи домой, славя и восхваляя Бога за всё, что́ им довелось увидеть и услышать так, ка́к им было обещано.

21А когда исполнилось восемь дней и надлежало обрезать Младенца, Ему дали имя Иисус, которое было наречено ангелом прежде Его зачатия.

40А Дитя росло и укреплялось, исполнялось мудрости, и благодать Божия была на Нём.

41И ходили каждый год родители Его в Иерусалим на праздник Пасхи. 42И когда исполнилось Ему двенадцать лет, совершали они обычное паломничество в Иерусалим на праздник, 43и после положенного числа дней пошли назад; а Отрок Иисус остался в Иерусалиме. Родители этого не заметили, 44думая, что Он идёт с другими, и прошли дневной путь, а тогда стали искать Его среди родичей и знакомых. 45Не найдя Его, они вернулись для розысков в Иерусалим. 46И вот, через три дня нашли они Его в Храме. Он сидел посреди учителей, слушал их и задавал им вопросы, 47и все, кто слышал Его, дивились Его уму и ответам. 48И увидев Его, родители были изумлены, и Матерь Его сказала Ему:

«Сын, зачем Ты так поступил с нами? Посмотри, как отец Твой и Я в скорби искали Тебя?»

49И сказал Он им: «Что же вы искали Меня? Разве вы не знали, что Мне до́лжно быть в доме Отца Моего?»

50Но они не поняли сказанных Им слов. 51И Он пошёл с ними, и пришёл в Назарет, и во всём их слушался; а Матерь Его сохраняла всё это в сердце Своём. 52Меж тем Иисус возрастал, и возрастали Его мудрость и любовь к Нему от Бога и от людей.


Замечания к евангельскому чтению

«И вернулись пастухи домой…» (ст. 20). – Этот стих завершает литургийное евангельское чтения На́вечерия Рождества: о рождения Иисуса ночью на окраине Вифлеема, о ликовании ангелов и поклонении Ему пастухов, в чьём «хлеву» Он появился на свет Божий (см. выше в главе о Навечерии).

Поскольку об обрезании Лука говорит одной фразой, то составители нашего круга богослужебных чтений включили в евангельское чтение праздника Обрезания рассказ о первом посещении двенадцатилетним Иисусом Иерусалимского храма (с этого возраста мужчина принимал на себя «иго» Моисеева закона). Не имеющий буквального отношения к восьмому дню земной жизни Христа, этот рассказ полностью вписывается в богословие праздников рождественского цикла, поскольку подчёркивает возрастание и развитие Иисуса как человека, сознающего в то же время Своё Богосыновство.

«…Мне до́лжно быть в доме Отца Моего» (ст. 49); можно перевести: «…Мне надлежит быть во владениях Отца Моего» [5. С. 119]. – Здесь Иисус впервые являет Своё богочеловеческое сознание, заявляя в присутствии Своего «юридического» отца Иосифа, что Его Отец – Бог, «и Он должен прежде всего исполнять Свой сыновний долг по отношению к Нему… Это первое свидетельство того, что Он осознаёт Себя Богочеловеком» ([2. С. 2110]; а тж.:[12].

Мит­ро­по­лит Су­рож­ский Ан­то­ний (Блум)

Про­по­ведь в Неде­лю пред Бо­го­яв­ле­ни­ем

Во имя От­ца и Сы­на и Свя­то­го Ду­ха!

В од­ном из сво­их По­сла­ний апо­стол Па­вел го­во­рит, что всё, со­дер­жа­ще­е­ся в Свя­щен­ном Пи­са­нии, по­лез­но и на­пи­са­но для на­ше­го на­уче­ния и про­све­ще­ния (см. 2Тим.3:16). И се­го­дняш­нее Еван­ге­лие вме­сте с по­сла­ни­ем апо­сто­ла к Ти­мо­фею да­ёт нам об­раз то­го, как мож­но вчи­ты­вать­ся в Свя­щен­ное Пи­са­ние, как мож­но его осу­ществ­лять и жить им. Об­раз ве­ли­ко­го Иоан­на Кре­сти­те­ля здесь пе­ре­пле­та­ет­ся с об­ра­зом уче­ни­ка Пав­ла. И тот и дру­гой услы­ша­ли сло­во Бо­жие не ухом, а серд­цем, не толь­ко слу­хом, но всей спо­соб­но­стью вос­при­я­тия, и оба вы­шли на про­по­ведь. И каж­дый из них при­нёс это сло­во лю­дям в его чи­сто­те, не опо­ро­чен­ным недо­стой­ной жиз­нью, а в си­я­нии кра­со­ты соб­ствен­ной жиз­ни, в ко­то­рой это сло­во бы­ло осу­ществ­ле­но. В чи­сто­те ещё и по­то­му, что сло­во бы­ло пе­ре­да­но та­ким, ка­ким и по­лу­че­но. Это и за­по­ве­ду­ет Па­вел сво­е­му уче­ни­ку. Всё это осу­ще­стви­лось и в ли­це Иоан­на Кре­сти­те­ля (о ко­то­ром мы сей­час вспо­ми­на­ем, по­то­му что гря­дет на нас день Кре­ще­ния Гос­под­ня), и в ли­це Ти­мо­фея, и в ли­це са­мо­го апо­сто­ла Пав­ла. Сло­во, ко­то­рое они про­по­ве­до­ва­ли, бы­ло так зна­чи­тель­но, про­по­ведь их бы­ла так ве­ли­ка, что са­ми они как бы ис­чез­ли в её си­я­нии: сло­во за­сло­ни­ло го­во­ря­ще­го. Жизнь, по­лу­чен­ная людь­ми через сло­во, за­ста­ви­ла их про­сто жить и на пер­вых по­рах слов­но бы за­быть тех, кто её при­нес; и лишь впо­след­ствии ока­за­лось воз­мож­ным вспом­нить о них с бла­го­дар­ным бла­го­го­ве­ни­ем.

Об­раз Иоан­на ве­лик тем, что сло­во, ко­то­рое ему ко­гда-то ска­зал Гос­подь, он вос­при­нял в ду­шу и в жизнь. Он так его при­нял, что стал толь­ко гла­сом, толь­ко го­ло­сом, через ко­то­рый это сло­во про­зву­ча­ло и до­стиг­ло до слу­ха всех. Па­вел то­же услы­шал сло­во и по­лу­чил ви­де­ние, и весь ушёл в это сло­во и в это ви­де­ние. У него уже не оста­лось ни­ка­кой жиз­ни, кро­ме про­по­ве­ди, кро­ме ра­до­сти да­вать дру­гим то, что он по­лу­чил. Бла­го­да­ря это­му он сам воз­ро­дил­ся к веч­ной жиз­ни; и к то­му же он при­зы­ва­ет Ти­мо­фея. Я, – го­во­рит он, – сей­час уми­раю, а ты жи­вешь; иди и про­по­ве­дуй сло­во, чтобы дру­гие то­же жи­ли…

И всё, что слу­чи­лось то­гда, неко­гда, что по­вто­ря­лось в те­че­ние всей хри­сти­ан­ской ис­то­рии, от­но­сит­ся непо­сред­ствен­но и к нам. Мы то­же слы­ша­ли это сло­во про­по­ве­ди, сло­во Еван­гель­ское, сло­во апо­столь­ское, сло­во мо­лит­вен­ное; и мы все ко­гда-то от это­го сло­ва дрог­ну­ли, ожи­ли, за­тре­пе­та­ли ра­до­стью, на­деж­дой. И все мы при­зва­ны вне­сти это сло­во в жизнь и про­не­сти через всю на­шу жизнь. Сна­ча­ла – са­мой жиз­нью, жи­вя до­стой­но то­го, что от­кры­лось в на­шей ду­ше, жи­вя до­стой­но той глу­би­ны на­шей ду­ши, в ко­то­рой мо­жет го­во­рить Гос­подь. За­тем – про­не­сти это сло­во так, чтобы его услы­ша­ли дру­гие лю­ди и то­же воз­ра­до­ва­лись и востре­пе­та­ли.

Но на этом пу­ти, как на пу­ти Пав­ла и Ти­мо­фея, как на пу­ти ве­ли­ко­го Иоан­на и всех, сто­ит нечто, пу­га­ю­щее мно­гих. По ме­ре то­го, как вы­рас­та­ет об­раз Хри­ста, по ме­ре то­го, как сло­во ста­но­вит­ся жиз­нью, мы, го­во­ря­щие это сло­во, долж­ны отой­ти в сто­ро­ну. Мы долж­ны ума­лять­ся, долж­ны стать про­зрач­ны­ми до та­кой сте­пе­ни, чтобы через нас лил­ся Бо­же­ствен­ный свет, и при этом ни­кто не за­ме­тил бы нас, – тех, через ко­го этот свет про­хо­дит. Но – увы! – мы слиш­ком за­мет­ны. Мы со­бой за­сло­ня­ем этот свет, мы его за­тем­ня­ем, мы при­да­ем ему свои от­тен­ки – блед­ные, се­рые, туск­лые, – ко­то­рых нет в этом лу­че­зар­ном си­я­нии. Мы все­гда за­мет­ны в этой про­по­ве­ди сло­ва и жиз­ни. Нам – каж­до­му из нас – преж­де все­го на­до учить­ся жить так, чтобы на­ша жизнь не от­ри­ца­ла прав­ди­во­сти Сло­ва Бо­жия; жить так, чтобы стать про­зрач­ны­ми, чтобы это сло­во би­лось в че­ло­ве­че­ской ду­ше од­ной сво­ей си­лой и осве­ща­ло че­ло­ве­че­скую жизнь толь­ко сво­им си­я­ни­ем. И то­гда эти боль­шие, див­ные об­ра­зы, ко­то­рые мы на­хо­дим в Но­вом и Вет­хом За­ве­те, ста­нут для нас при­ме­ром и ста­нут для нас ме­рой, по ко­то­рой мы мо­жем жить.

Дай Бог, чтобы мы сво­ей жиз­нью хоть для ко­го-ни­будь – а сколь­ко та­ких нуж­да­ю­щих­ся! – ока­за­лись пред­воз­вест­ни­ка­ми Хри­ста, гря­ду­ще­го к ним лич­но встре­тить ду­шу жи­вую, жаж­ду­щую веч­ной жиз­ни. Да­вай­те отой­дём и не бу­дем за­сло­нять со­бой иду­ще­го Хри­ста.

Вот че­му нас учит вся про­по­ведь древ­но­сти и ве­ли­кий об­раз Иоан­на Кре­сти­те­ля, ко­то­ро­го мы сей­час вспо­ми­на­ем в ка­нун гря­ду­ще­го празд­ни­ка. Аминь.

16 ян­ва­ря 1966 г.

Подборка проповедей в Неделю перед Богоявлением на портале Азбука.Ru:

Прот. Димитрий Смирнов.Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова. Всенощное бдение под Обрезание Господне и память святителя Василия Великого.

Сегодня Святая Церковь празднует память святителя Василия Великого и великий праздник Обрезания Господня. Вообще каждое событие в жизни Спасителя важно для Церкви, потому что в них раскрывается для нас спасительный смысл. Вот на Обрезание в восьмой день по закону израильскому Матерь Божия принесла Спасителя в храм, чтобы совершить этот древний обряд… ►

Игумен Никон (Воробьев).Проповедь игумена Никона (Воробьева). Слово в Неделю перед Богоявлением.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Ныне Святая Церковь начинает подготавливать верующих к новому великому празднику – Крещению Господа нашего Иисуса Христа. Сегодня читалось Евангелие Недели перед Просвещением в котором говорилось, что Господь послал Ангела Своего пред лицем Спасителя, чтобы приготовить путь Ему. О каком пути идет речь? О приготовлении сердец человеческих… ►

Игумен Никон (Воробьев).Проповедь игумена Никона (Воробьева). Слово на Обрезание Господне.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! По закону Моисееву, закону, данному Самим Господом еще Аврааму, всякий, кто хотел быть членом народа Израильского, избранного Богом народа, должен был подвергнуться особой кровавой операции. Это распространялось на все лица мужского пола. Совершалось так называемое обрезание. Знак обрезования оставался на всю жизнь. Он был напоминанием… ►

Сщмч. Фаддей (Успенский).Проповедь священномученика Фаддея (Успенского). Слово в день Обрезания Господня и памяти святителя Василия Великого.

«Всех Господь обрезание терпит, и человеческая прегрешения яко благ обрезует» — вот смысл нынешнего церковного праздника. Обрезание было установлено Богом и заповедано чрез Авраама всему избранному народу еврейскому. Оно было знаком вступления в завет с Богом, печатью обещания быть в неизменном послушании Ему с дней детства, быть Ему верным до пролития… ►

Прот. Валериан Кречетов.Проповедь протоиерея Валериана Кречетова. Память святителя Василия Великого, Мк. 1 зач., I, 1-8, Лк., 6 зач., II, 20-21, 40-52, Лк., 24 зач., VI, 17-23.

Сегодня день особенный – сочетание таких празднеств знаменательных. Прежде всего, идут Святки – дни святые. С одной стороны – светится праздник Рождества Христова, с другой – уже светится праздник Крещения, или Просвещения. И сегодня же совершается празднование святителя Василия Великого. Святая Православная Церковь установила на восьмой день… ►

Свт. Лука (Войно-Ясенецкий). Проповедь святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Слово в день Обрезания Господня.

Я уже не раз проповедовал вам в этот великий праздник о значении обрезания Господня, не раз проповедовал и о величайшем святителе Василии Великом, память которого Церковь празднует с этим великим Господским праздником. Обратили ли вы внимание на то, что это единственный случай соединения прославления Христа с прославлением святого… ►

Прот. Вячеслав Резников.Проповедь протоиерея Вячеслава Резникова.  О смысле ветхозаветного обрезания, Кол.2:8-12, Лк.2:20-21.

Для христианина полноценная жизнь начинается с крещения. Чем-то подобным было обрезание в Церкви ветхозаветной. Еще Аврааму было сказано: «Сей завет Мой»: «да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами» (Быт.17:10-14)… ►

Прот. Вячеслав Резников.Проповедь протоиерея Вячеслава Резникова.  О понижении гор и наполнении рвов. Неделя пред Богоявлением, Мк.1:1-82, Тим.4:5-8.

Иоанн Креститель призывал к покаянию. Он исполнял пророчество Исаии: «Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему». Лука это пророчество продолжает далее: «Всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся, и неровные пути станут гладкими» (Лк.3:5). Лука приводит… ►

Прот. Родион Путятин.Проповедь протоиерея Родиона Путятина. В Новый год и в день Обрезания Господня.

Ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа (1Кор.2:2). Ныне у нас Новый год; это, без сомнения, все вы знаете, слушатели. Ныне память иже во святых отца нашего Василия Великого; и это тоже редкие не знают. Но какой еще ныне праздник? Едва ли все из вас это знают. Да, многие, как мне известно, не знают, что ныне еще по плоти обрезание… ►

Свт. Димитрий Ростовский. Проповедь святителя Димитрия Ростовского.  Поучение в неделю 32-ю по Пятидесятнице, Лк.19:5-6.

Возлюбленные мои слушатели! Не всякий богатый человек бывает рад гостю, особенно же странствующему и убогому человеку, когда тот придет в его дом. Много есть и таких богатых людей, которые, когда увидят, что к ним в дом идет какой-либо почтенный гость, то незаметно убегают из своего дома. Когда же увидят они убогого, пришедшего из-за нужды своей, то повелевают своим… ►

Проповедь протоиерея Григория Дьяченко.  Обрезание Господне.

Обрезание, это священнодействие ветхозаветной церкви, бывшее прообразованием христианскаго таинства св. крещения (Кол.2:11–12), совершалось у иудеев над осьмидневными младенцами мужескаго пола и служило знамением вступления в ветхий завет с Богом со времени Авраама, отца верующих, котораго Господь со всем многочисленным его потомством избрал для сохранения… ►

Свт. Андрей Критский. Проповедь святителя Андрея Критского.  Слово в день обрезания Господа нашего Иисуса Христа и в похвалу святому Василию.

Приятно и полезно прославлять все то, что Спаситель наш Христос, как Богочеловек, совершил ради нас, поелику все сие исполнено чуда и изумления. И как-же может быть иначе? Бог является среди людей и познается ими, всему подчиняется, как человек, исполняет заповеди закона и возвещает о сем исполнении… ►

Прот. Василий Михайловский.Проповедь протоиерея Василия Михайловского. Неделя тридцать вторая по Пятидесятнице.

Еще одно последнее сказанье, и летопись окончена моя. Заканчивать приходится мне такими увещаниями св. апостола, которые равно относятся и к учителям, и к ученикам, к самому проповеднику и к слушателям его. Послушайте же, что говорит апостол на закате своей жизни еще только начавшему епископское служение молодому Тимофею. «Негодных и бабьих басней отвращайся, а упражняй себя»… ►

Прот. Василий Михайловский.Проповедь протоиерея Василия Михайловского. Неделя перед Просвещением.

Видали ли вы благочестивого старца, убеленного сединою, умащенного благодатию и преукрашенного добродетелью в предсмертные минуты его? Лик его спокоен; душа его радостно презирает в загробную жизнь. Он со всем и со всеми в мире отходит ко Господу. Присных своих он поручает воле Божией и не оставляет без своего опытного и отеческого совета и завещания. Посторонним и близким умилительно видеть его предсмертное лицо и слышать его предсмертные поучения… ►

Еп. Митрофан (Зноско-Боровский).Проповедь епископа Митрофана (Зноско-Боровского). Неделя перед Просвещением.

Вступили мы в Новый год. Все эти дни звучала в сердцах наших дивная песнь: «Слава в вышних Богу» и мы всем существом нашим прославляли Промыслителя Бога, во Христе Иисусе открывшего нам Свою любовь к человеку. Но за прославлением Всевышнего следуют слова: «и на земли мир, в человецех благоволение». Вот сегодня, когда стоим мы на пороге дня Просвещения… ►

Свящ. Иоанн Павлов.Проповедь священника Иоанна Павлова. Новый год.

В Библии сказано, что Бог, создавая наш мир, устроил его премудро и расположил все в нем «мерою, числом и весом». Это означает, что во всем творении от начала Им установлен совершенный Божественный порядок. Все, что было сотворено, не смешано в одну кучу, но расположено разумно и упорядоченно. Относится это и к такой категории мироздания, как время. Время, как и все прочее… ►

Митр. Сурожский Антоний.Проповедь митрополита Сурожского Антония. Слепой Вартимей.

Слепой человек, который сидел у врат Иерихонских, знал, что он слеп. Мы тоже слепы — и мы не знаем этого. Он знал, что слеп, потому что все вокруг него могли свидетельствовать, что они видят, а он не видит, могли ему описать, что они видят, и он мог понять, чего он лишен. Мы слепы, и если сравнивать нас со святыми — такими же, как мы, людьми, но которые просветлели душой, прозрели сердцем, умом, — то ясно делается, как многого…

Сщмч. Фаддей (Успенский).Проповедь священномученика Фаддея (Успенского). Слово на Новый год.

Празднование Нового года совпадает с празднованием в честь обрезания Господня и памяти святителя Василия Великого. Все эти праздничные воспоминания, будучи внешне совершенно различны по своему значению, однако, могут быть сближаемы между собою по внутреннему смыслу. Уясним кратко смысл каждого. Обряд обрезания установлен был в Ветхом Завете как знак завета с Богом; он напоминал, что для общения с Богом необходимо духовное обрезание… ►

Источник: https://azbyka.ru/days/2018-01-14

(188)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *