Виталий Чеботар: Как вести себя в храме

Господь наш Отец, который бескрайно любит Своих детей – всех людей на земле. И, как любящий Отец, Он приглашает нас к Себе, посетить Божий дом.


Но, что такое храм? – спросите вы.

Это здание для общественного богослужения. Храм ещё называют церковью, что означает «собрание”. Господь везде, но чаще всего Он проявляет Свои благодатные силы в местах, посвященных Ему, то есть в храмах. Или как их определил Св. Ев. Матфей – «дома Божьи” Мат. (21:23). Церкви отличаются от других светских зданий не только по своей архитектуре, но и по своему внутреннему устройству. Устройство Божьего дома приводит православного христианина к молитвенному расположению.

Современные православные храмы построены по образцу ветхозаветных скиний и Иерусалимского храма. Они состоят из трех частей: притвора, средней части (корабля) и св. алтаря (жертвенника).

Давайте же и мы возлюбим Господа, откликнемся на Его приглашение и, когда услышим звон церковных колоколов, оставим все свои дела, ежедневные заботы и пойдем в храм – это прекрасное святое место.

Но прежде чем вы это сделаете, я хотел бы в своей статье отправить несколько замечаний о правильном поведении в храме.

Согласно церковному времяисчислению, день начинается ещë с предыдущего дня, после захода солнце. Согласно этому предписанию православный христианин начинает готовиться к праздничному богослужению после обеда предыдущего дня. Он зажигает лампадку перед домашним иконостасом, идëт в Божий дом на вечернее богослужение, на ужин ест лëгкую пищу, прочитывает определëнные главы и стихи из Библии и внимательно следит за тем, что происходит в храме на следующий день. Желательно мирянину, идущему в церковь, пораньше лечь спать, чтобы на утро он был отдохнувшим, бодрым и чтобы во время пошëл на богослужение.

Утром богобоязливый христианин не должен нечего ни есть, ни пить, для того, чтобы после Св. Божественной литургии он смог взять просфору – освященные во время Св. литургии маленькие кусочки хлеба. По дороге в храм необходимо сказать Иисусову молитву, которая звучит так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго”.(2) А услышав звон церковных колоколов, следует произнести молитву: «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою, благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших”. (3)

Не нужно идти в церковь, когда уже началась Св. литургия. Необходимо прийти в храм ещë перед началом утрени – это церковное богослужение, которое совершается перед Св. литургией. Опоздавший похож на слугу, приглашëнного на пир самим царем, и пришедшего, когда гости уже пообедали и хозяин разговаривал с ними.

Вхождение в храм должно отличаться от вхождения в светское общественное здание. Первое, что следует знать православным христианам, — это то, что входить в Божий дом нужно в приличном одеянии. Не подобает входить в церковь в шортах, шлепанцах, одежде с короткими рукавами и богохульными рисунками… Не подобает женщинам находиться в храме в джинсах или же в брюках, в коротких юбках или прозрачных блузках, в платьях с глубокими декольте. Это не одобряется Св. Православной Церковью для того, чтобы верующие не рассеивались, особенно молодые неукрепленные в вере, которые по человеческой немощи могут быть искушенные блудными мыслями и телесными страстями. Поэтому необходимо, чтобы женщины в храме были прилично одеты.

В отличие от мужчин, приходящих в церковь с не покрытыми головами, женщины должны быть в храме в косынках. Сегодня косынка вызывает много споров и стала камнем преткновения. (5) Чтобы прекратить все эти прения обратимся к Св. Евангелию: «И так, муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия: а жена есть слава мужа: и не муж создан для жены, но жена для мужа. Поэтому жена должна иметь на голове своей знак над нею, для Ангелов”. (1 Кор. 11:7-10)Поэтому, соблюдая слова Св. Ап. Павла, женщины не должны думать о том, что они станут менее современными, если оденут косынку. А с христианским смирением соблюдать слова св. ап. Павла.

Кроме приличного одеяния женщины должны и прилично выглядеть, то есть не подобает приходить в храм с помадой на губах, напарфюмиранными и с гримом на лице. Вот что об этом говорит Св. Ап. Павел: «Чтобы также и жены в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя ни плетением волос, ни золотом, ни жемчугом, ни многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию” (1 Тим. 2:9-10) Это правильно, потому что, если каждая женщина прейдет в храм одетая по последнему писку моды, то храм превратится в дом моды. И не будет домом молитвы и покаяния. (7)

Также, согласно Св. Православной Церкви, мужчины стоят в храме справа, а женщины – слева. (8)

Переступая храм, православный христианин совершает крестное знамение и лëгкий поклон, а затем произносит молитву идущего в храм. Это молитву можно найти в православном молитвослове. Она является поздравлением, отправленным к хозяину, Которого посещаем – Господа Бога в лице Св. Троицы – Отца, Сына и Св. Духа (9).

Каждый богомолец должен уметь правильно креститься. Православное крестное знамение совершается медленно и прилично следующим образом: собираются три пальца (большой, указательный и средний), а оставшиеся два пальца (безымянный и мизинец) сгибаются к ладони. Три собранных пальца являются символом двух естеств – Божественного и человеческого. Так, православный христианин совершает крестный знак, касаясь тремя пальцами правой руки на лоб, живот, и оба плеча (с правого на левое плечо). (10) После чего он делает небольшой поклон, наклоняя голову. (12) Как я уже вспоминал выше, не следует креститься быстро, махая рукой. О таком крестном знамении св. Иоанн Златоуст говорит: «Такому маханию бесы радуются” (13).

Входя в храм, прихожанин покупает свечи, подает записки, написав имена близких о здравии и за упокой душ умерших (14).

Зажигание свечей имеет глубокий и древний смысл, который берëт своë начало ëще в Ветхом Завете. Сам Иисус Христос называет Себя светом (Иоанн 8:12, 9:15). Употребление свечей было необходимо в первые три века, когда христиане были жестоко преследованы и совершали богослужение чаще всего ночью в катакомбах, где было темно (15).

После покупки свечей богомолец зажигает их. Последовательность зажжения свечей и произношение молитв перед иконами следующая: первая — икона Иисуса Христа, перед которой нужно поставить свечку и прочитать: «Господи Иисусе, приими эту маленькую жертву за все, что является добрым и полезным для меня грешнаго, для родных и друзей”. После этого надо подойти к иконе Пресвятой Богородицы. Там следует произнести молитву: «Все упование на Тя возлагаю, Мати Божия сохрани меня под кровом Твоим”. Богомолец подходит к другим иконам, находящимся в храме. Зажигая свечку об успокоении умерших, говорится следующая молитва: «Господи, упокой души твоих (перечисляются имена) усопших раб и сотвори им вечную память”. Молитвы перед иконами следует говорить очень тихо или про себя, чтобы не мешать другим (16).

Очень часто в наше время можно наблюдать следующую картину: некоторые православные христиане, молясь перед иконами, прикасаются или совершают правой рукой крест на иконе, а после этого целуют пальцы, которыми к ней прикасались. Это неправильно. Икона располагает верующего к молитве, смотря на изображения, он мысленно и сердечно устремляется к Небесному Отцу. Икона никогда не была и в никоем случае не может быть, как думают некоторые прихожане, источником «биополя” или какой-либо «ауры”, которыми он мог бы зарядиться, прикасаясь к иконам. Это вымышленный людьми предрассудок, не соответствует Христову учению. Необходимо, чтобы богомольцы с благоговением приступали к иконам и, как уже упоминалось выше, осенили себя крестным знамением, а затем поцеловали икону и зажигали свечку (17).

Неправильно поступает тот прихожанин, который разговаривает в церкви и беспричинно меняет свое место во время богослужения. Недопустимо во время Св. литургии выходить из храма, исключение можно сделать только в крайнем случае. Такие люди подобны торговцам, которых Иисус Христос выгнал из храма с бичом в руке.

Св. Православная Церковь установила, чтобы христиане не садились во время богослужения. Единственно для больных и немощных есть снисхождения. Садиться позволяется при чтении Апостола (во время Апостола читаются определенные отрывки из посланий св. Апостолов и книги Деяния св. Апостолов) (18). А также во время пении причастного стиха и во время проповеди (19).

Есть шесть моментов Св. литургии, когда все, включительно и немощные, встают. Это такие моменты, как:

Малый вход. Он символизирует явление Сына Божьего на открытую проповедь.

Чтение священником Св. Евангелия. В этом новозаветном тексте христианин получает наставления о добродетельной жизни.

Великий вход. Он изображает крестный подвиг Господа Иисуса Христа и Его погребение.

Символ веры. Он представляет краткое изложение православной веры, составленное Св. Отцами и учителями Церкви 1-го и 2-го вселенских соборов – 325 г. и 381 г., т. е. собрания церковных пастырей из всех населенных мест, в которых в 4-ом веке были христианами. (20)

Песня «Тебе поем…” Во время этого песнопения священник благодарит Бога за Его любовь к нам и призывает Св. Духа, Который сходит над приготовленными Св. Дарами.

 «Отче наш…” Это Господня молитва, которую Иисус Христос сказал Своим ученикам, когда Апостолы попросили Его научить молиться. (21)

Есть периоды, когда Православная Церковь не разрешает совершать коленопреклонения. Какие это дни? Исчерпательный ответ на этот вопрос нам дает 20-е апостольское правило, в котором говорится: «Запрещается становиться на колени в воскресение, т. к. в этот день произошло Воскресение Христово, коленопреклонение – это выражение скорби и сокрушения. По этой причине не следует становиться на колени от Пасхи до Вознесения Господня, а также во время Рождественских праздников”. Не разрешаются богомольцу стоять на одном колене. Больным и немощным разрешается не совершать коленопреклонение. (22)

Как я уже говорил выше, во время всего богослужения христианину нужно стоят на одном месте, за исключением нескольких моментов: при целовании Св. Креста, когда священнослужители совершают таинство Миропомазания и др.

Неправильно поступают некоторые прихожане, когда идут целовать Св. Евангелие после его прочтения во время Св. литургии. Или пытаются прикоснуться и поцеловать священнические одежды. Этого делать не нужно, потому что они могут разлить из Св. Потира и Св. Дискоса Св. Дары. Тому, кто хочет приблизиться к священническим одеждам, необходимо попросить батюшку, чтобы он снял фелонь (верхнюю одежду священника), которой накроет богомольца и прочитает специальную молитву о здравии. (23)

Также я хотел бы рассмотреть вопрос о том, когда надо креститься и кланяться. Креститься следует в начале и конце каждого богослужения, при окончании ектений, например: «Яко подобает всякая слава, честь и поклонение…”, а также в начале и в конце каждого церковного песнопения и каждый раз, когда услышим «Трисвятое». Поклоны следует совершать во время церковного богослужения, когда вспоминается глагол «поклонимся” и все грамматические формы, как например: «Приидите поклонимся Цареви Нашему Богу…”, а ëще когда целуем Св. Евангелие, Св. Крест, Св. мощи, иконы и т. д. (24)

Есть три вида поклонов: легкие – когда наклоняем только голову, поясные с прикосновением пола правой рукой и земные – это поклоны совершаются во время молитвы дома, дабы не соблазнялись другие христиане.

В конце Св. литургии те прихожане, которые подготовились к Св. Причастию, подходят чтобы принять Тело и Кровь Христовы. Не подобает христианину причащаться без подготовки. Еще подготовка к Св. Причастию называется говение. Эта подготовка заключатся в посте, исповеди и прочтении молитвенного правила перед причастием, которое можно найти в каждом православном молитвослове. Подробности о том, как поститься и исповедоваться, можно узнать у своего священника или исповедника. Тут важно отменить, что без вышеупомянутой подготовки в никоем случае нельзя принимать Св. Дары!

После окончании Св. литургии, те богомольцы которые не подготовились к принятию Св. Причастию идут брать просфору. Когда подойдет очередь, православный христианин складывает крестом ладони: правая поверх левой. Получив просфору, он отходит в сторону, чтобы не мешать другим, и съедает еë, не оставляя на ладонях ни одной крошки. Также прихожанин должен следить внимательно за тем, чтобы не упала с рук ни одна крошка от освященного хлеба. Если христианин подготовился принять Св. Причастие, то сначала он причащается, а затем уже съедает полученную просфору. На Богоявленские праздники пьется сначала святая вода, а после этого едят освященные частички.

После окончания обедни христианин не должен оставаться в храме для того, чтобы поговорить со своими друзьями или знакомыми, а должен поцеловать некоторые иконы, перекреститься и прочитать молитву после выхода из церкви. Эту молитву также можно найти в православном молитвослове. Затем он должен вернуться домой и принести своим близким церковное благовестие. И рассказать им прочитанные в церкви Апостол, Св. Евангелие и священническую проповедь.

В конце я хотел бы обратить ваше внимание, дорогие братья и сестры, ëще на два момента. Первый заключается в том, чтобы каждый христианин внимательно слушал и следил за богослужением, не рассеивался, думая об ежедневных житейских вещах. Так он не может духовно расположить себя к молитве и понять протекающую службу. И второй – это печальная картина, которую постоянно можно наблюдать в наших храмах, когда прихожане во время таких больших праздников, как Богоявление, Вход Господень в Иерусалим, Воскресение Христово и др. превращают Божий дом в базар со своим не богоугодным поведением, как они, желая принести домой Пасхальный огонь, забывают о благоговейном поведении в церкви. Этого не должно случаться в храме! Этим они совершают огромный грех!

Надеюсь, что после того, как прочтете эту статью, каждый из вас, посещая Божий дом, будет стараться соблюдать все вышеуказанные церковные предписания. Также хочется верить, что вы поможете и близким людям благоговейно вести себя в церкви. Этим вы внесете свою лепту не только в свое духовное усовершенствование, но и поможете своим родным, друзьям и знакомым найти путь духовного спасения. Слава Богу!

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Павлина Апостолова «Духовна светлина” (Духовный свет), г. Сливен (Болгария), 1994 г., стр. 41-42.
2. Православный молитвослов и Псалтырь. Изд. Владимирской епархии Московской патриархии 1993 г., стр. 113.
3. Там же., стр. 10
4. П. Апостолова «Духовна светлина” .(«Духовный свет”) г. Сливен (Болгария), 1994 г., стр. 1.
5. Там же, стр. 11
6. Ангел Величков «За жените откровено” («О женщинах откровенно”), «Църковен вестник” №8 (апрель) 2000 г., София (Болгария) , стр. 7.
7. П. Апостолова «Духовна светлина”…, стр. 11
8. А. Величков «За жените откровено”…, стр. 7
9. П. Апостолова «Духовна светлина”. . ., стр.1.
10. «О молитве” кн. «Полный православный молитвослов”, стр. 620.
11. П. Апостолова «Духовна светлина”. . .стр. 5.
12. Арх. Д-р Серафим Мариополски и еп. д-р Николай «Вяра. Надежда. Любов”(«Вера. Надежда. Любовь”) стр. 236, г. Враца (Болгария).
13. «О молитве”…, стр. 620.
14. П. Апостолова «Духовна светлина”…, стр. 11.
15. Свящ. И. Георгиев «Св. Православие и сектите” («Св. Православие и секты”), 1993г., стр. 23-24.
16. «Духовна светлина”…, стр. 11-12.
17. «Св. Православие и сектите”…, стр. 13-14.
18. «Вяра. Надежда. Любов”…, стр. 259.
19. И. Николов «Как да се държим в църквата” («Как вести себя в церкви”) стр. 8
20. «Вяра. Надежда. Любов”…, стр. 174.
21. Там же, стр. 262-263.
22. «Как да се държим в църквата”…, стр. 8-9.
23. «Вяра. Надежда. Любов”…, стр. 245.
24. «Духовна светлина”…, стр. 14-15.


Источник: http://www.orthedu.ru/journal/14004-vitaliya-chebotar-kak-vesti-sebya-v-hrame.html

(142)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *