Вопросы священнику

На вопросы отвечает Андрей Музольф преподаватель Киевской духовной академии.


Правда, что христианину сопутствуют два Ангела Хранителя?

Точного указания о том, сколько у человека Ангелов Хранителей, нет в Священном Писании. Мнение о том, что таких Ангелов у человека два, мы можем встретить, например, в житии преподобного Макария Великого, а также святого Василия Нового, где, в частности, говорится, что именно два Ангела сопровождают человека как в его земной жизни, так и после кончины. Но в то же время литургическая традиция Православной Церкви говорит нам лишь об одном Ангеле Хранителе, который дается каждому человеку при Крещении.

На то, что у человека только один Ангел Хранитель, косвенно указывает и тот факт, что в утренних и вечерних молитвах, а также в канонах, предваряющих последование ко Святому Причащению, мы молитвенно прибегаем к предстательству и ходатайству за нас именно одного Ангела, которого в молитвах и именуем Хранителем и «покровителем души и тела». Но, повторюсь, четко определенного учения мы не найдем, а точка зрения святых отцов по этому поводу может быть исключительно их частным богословским мнением.


Почему в Ветхом Завете предсказывается рождение Спасителя мира с именем Эммануил, а не Иисус?

Эммануил – это несобственное имя грядущего Мессии, но пророческое указание на то, что Христос восстановит утраченное человеком общение с Богом, ведь и само имя Эммануил с древнееврейского переводится «с нами Бог».

Таким образом, имя Эммануил в общих чертах объясняет смысл и цель пришествия в этот мир Сына Божия, второй Ипостаси Пресвятой Троицы.

Имя же Иисус переводится как Спаситель, чем показывает, что Христос-Мессия рождается, прежде всего, для того, чтобы, как об этом благовестил в начале Евангелия от Матфея Ангел, «спасти людей от грехов их» (см.: Мф. 1:21).

Уместно ли работать в воскресные и праздничные дни?

В сформулированных в Ветхом Завете Десяти заповедях относительно четвертой было сказано: «Помни день субботний… шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему».

Таким образом, четвертой заповедью не столько запрещается труд, сколько указывается на посвящение этого дня Господу.

Однако Творцу можно служить не только молитвой в храме: если мы совершим какое-нибудь доброе дело для ближних, связанное с физической работой, например, поможем своим пожилым родственникам или близким по хозяйству, данный труд вовсе не будет нарушением четвертой заповеди.

Помогая другим, мы тем самым, наоборот, исполним пятую заповедь Закона Божия, которая гласит: «Чти отца твоего и мать твою», чем проявим свою любовь к ближним, а через ближних – и любовь к Богу.

Можно ли обычному человеку пользоваться четками?

Четки – это предмет, который дает возможность человеку сосредоточиться на молитве: они помогают отмерять определенное количество положенных молитв (например, молитв Иисусовых) и таким образом удержать внимание на самой молитве, а не на ее счете.

Если четки используются мирянином во время молитвы – ничего предосудительного в этом нет.

Однако если вы применяете четки только как некий аксессуар, не отдавая себе отчет в том, чем они по своей сути являются – это неправильно.

И даже если верующий человек идет по улице с четками, но при этом не «молится по ним», его действие имеет признаки пренебрежительного отношения к церковным предметам.

Можно ли носить крестик, если некрещен?

Нательный крест – это не просто украшение, а символ веры и исповедания каждого христианина, верующего в спасительный подвиг Господа нашего Иисуса Христа.

Согласно православной традиции, нательный крестик положено носить только тем, кто крещен.

Если же человек носит крестик только, так сказать, для красоты, как некий красивый и элегантный кулон, но при этом в Бога не верит, пользы ему от такого ношения не будет.

И даже более того: подобное отношение к святыни (а нательный крест – это именно святыня, с которой мы сталкиваемся каждый день) многими христианскими подвижниками в свое время было расценено как кощунство.

Как понимать фразу «В чем застану, в том и сужу»?

Упомянутые слова, не являясь прямой цитатой из Священного Писания, относятся к разряду так называемых аграф, то есть изречений Христа, не вошедших в Евангелия, но дошедших до нас благодаря творениям древних христианских авторов.

Приведенную аграфу мы можем встретить в сочинении священномученика Иустина Философа «Диалог с Трифоном иудеем» (II век).

Как и прочие аграфы, данная мысль нисколько не противоречит духу самого Евангелия, но находится в полном смысловом согласии с ним.

Схожие слова мы можем найти в Евангелии от Матфея, где Спаситель говорит: «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» (Мф. 24:42).

Таким образом, Христос желает, чтобы мы не относились нерадиво к своему спасению, но непрестанно вели добродетельную жизнь, будучи всегда готовыми встретиться с Ним на Страшном суде.

Блаженный Феофилакт Болгарский поясняет: призыв к непрестанному бодрствованию – это заповедь для каждого из нас, чтобы мы всегда были готовы дать отчет пред Богом за прожитую нами жизнь, а потому следует стараться проводить жизнь добродетельную.


Источник: http://pravlife.org/

(103)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *