Игу­мен Си­лу­ан (Ту­ма­нов): О праздновании христианами гражданского Нового года

С «но­вым га­дом»?

При­бли­зи­лось празд­но­ва­ние граж­дан­ско­го Но­во­го го­да, и в Церк­ви вновь ожи­ва­ют спо­ры: сто­ит ли от­ме­чать этот празд­ник и ес­ли от­ме­чать, то как это сле­ду­ет де­лать?

Ко­неч­но, пра­во­слав­но­му хри­сти­а­ни­ну чуж­до пья­ное ве­се­лье под теле­ви­зи­он­ные за­вы­ва­ния и про­слав­ле­ния но­во­го «га­да»: мы­ши, кры­сы, сви­ньи и пр. скот­ских кра­сот буд­дист­ско­го ка­лен­да­ря.

С дру­гой сто­ро­ны в на­ших се­мьях мно­го нево­цер­ко­в­лен­ных да и про­сто неве­ру­ю­щих лю­дей. Для них всё это буй­ство – празд­ник. При­чем, по­жа­луй, един­ствен­ный дей­стви­тель­но об­ще­на­род­ный празд­ник, ко­гда все рос­си­яне чув­ству­ют еди­не­ние по ней­траль­но­му по­во­ду.

Для боль­шин­ства неве­ру­ю­щих рос­си­ян все ка­лен­дар­ные во­сточ­ные «га­ды» – лишь ми­лая эк­зо­ти­ка, а празд­ник – по­вод к ве­се­ло­му об­ще­нию. При­чем да­ле­ко не все­гда ал­ко­голь­но­му: лю­ди вы­ез­жа­ют на при­ро­ду, устра­и­ва­ют экс­кур­сии, на­ве­ща­ют род­ствен­ни­ков и т. п. Да­же сло­жи­лась тра­ди­ция, иду­щая еще от до­ре­во­лю­ци­он­но­го празд­но­ва­ния Рож­де­ства Хри­сто­ва, от­ме­чать этот празд­ник в се­мей­ном кру­гу.

Пло­хо ли это? Нет. Греш­но ли нам так празд­но­вать Но­вый год: се­мей­ным за­сто­льем, лыж­ны­ми про­гул­ка­ми в зим­нем ле­су и пр.? Ду­маю, то­же нет.

Но ведь пост идёт?

Во-пер­вых, стро­гий пост, ис­клю­ча­ю­щий по мо­на­стыр­ско­му уста­ву ры­бу, елей и ви­но (от­ме­тим, что для ми­рян ду­хов­ни­ки все­гда де­ла­ли по­слаб­ле­ние пи­ще­вой стро­го­сти Уста­ва, на­пи­сан­но­го для па­ле­стин­ских ино­ков) на­чи­на­ет­ся со 2-го ян­ва­ря.

Во-вто­рых, здесь сра­зу на­до от­ме­тить, что для хри­сти­а­ни­на в дан­ном слу­чае важ­но да­же не то, что мы празд­ну­ем (по­вод ведь ней­траль­ный – ка­лен­дар­ное на­ча­ло го­да), а как мы это де­ла­ем. И не так важ­но, есть пост или нет. Мож­но ведь и на Пас­ху на­пить­ся по «со­вер­шен­но цер­ков­но­му» по­во­ду, на «за­кон­ных ос­но­ва­ни­ях» уни­что­жая ки­ло­грам­мы кол­ба­сы и са­ла­тов и всю неде­лю вме­сто ли­ко­ва­ния в хра­ме му­чить­ся от по­хме­лья и пе­ре­еда­ния. Сле­до­ва­тель­но, празд­но­ва­ние пра­во­слав­но­го хри­сти­а­ни­на все­гда бу­дет со­про­вож­дать­ся неким воз­дер­жа­ни­ем, неза­ви­си­мо от ме­ню и ка­че­ства пи­щи.

По­это­му для хри­сти­а­ни­на не во­прос, что есть и пить в Но­вый Год. Мо­ре­про­дук­ты, фрук­ты и ово­щи най­ти не труд­но. Да­же не про­бле­ма, смот­реть теле­ви­зор или нет – во мно­гих се­мьях смот­рят толь­ко об­ра­ще­ние Пре­зи­ден­та, и пер­вые несколь­ко ми­нут раз­вле­ка­тель­ных про­грамм. За­тем про­дол­жа­ет­ся жи­вое об­ще­ние, а «ящик» лишь жуж­жит фо­ном для бе­се­ды или вы­клю­ча­ет­ся во­все.

Ины­ми сло­ва­ми – мож­но от­празд­но­вать вме­сте с нево­цер­ко­в­лен­ны­ми род­ствен­ни­ка­ми Но­вый Год и не на­ру­шить Уста­ва Церк­ви.

Толь­ко на­до до­ба­вить очень важ­ную часть празд­но­ва­ния – мо­лит­ву. Ведь для хри­сти­а­ни­на празд­ник это по­вод для су­гу­бой мо­лит­вы. Освя­тить мо­лит­вой на­сту­па­ю­щий год, к ко­то­ро­му все мы, как граж­дане стра­ны, жи­ву­щей по но­во­му сти­лю, име­ем от­но­ше­ние, наш хри­сти­ан­ский долг и пе­ред со­бой, и пе­ред сво­и­ми неве­ру­ю­щи­ми со­оте­че­ствен­ни­ка­ми. По­это­му есте­ствен­но сло­жи­лась тра­ди­ция со­вер­шать Но­во­год­ний мо­ле­бен ли­бо по­сле ве­чер­ней служ­бы 31 де­каб­ря, ли­бо по­сле ли­тур­гии 1 ян­ва­ря.

Есть да­же хра­мы, где за по­след­ние го­ды сло­жи­лась тра­ди­ция слу­жить ли­тур­гию пря­мо в ночь с 31 на 1-е ян­ва­ря, за ко­то­рой же­ла­ю­щие мо­гут на­чать Но­вый Год при­ча­ще­ни­ем Свя­тых Хри­сто­вых Та­ин. По мо­им на­блю­де­ни­ям, в эту ночь бы­ва­ет до 20 при­част­ни­ков. Мно­гие при­хо­дят це­лы­ми се­мья­ми, с детьми раз­но­го воз­рас­та, а за­тем в тра­пез­ной хра­ма вку­ша­ют пост­ную тра­пе­зу с шам­пан­ским и доб­рой бе­се­дой на­чи­на­ют но­во­год­ние тор­же­ства, ко­то­рые по­том пе­ре­хо­дят из хра­ма в до­ма при­хо­жан.

Пре­об­ра­жа­ю­щая си­ла Церк­ви

Итак, для нас важ­но как мы встре­тим празд­ник: и пра­во­слав­ный, и 1-е ян­ва­ря, и дру­гие, сло­жив­ши­е­ся в нехри­сти­ан­ском об­ще­стве па­мят­ные да­ты. Не сто­ит бо­ять­ся де­лать их мис­си­о­нер­ским ору­жи­ем Хри­сто­вой Церк­ви, ина­че они ста­нут ору­ди­ем нехри­сти­ан­ских сил.

Вспом­ним, как Цер­ковь по­сте­пен­но вы­тес­ня­ла язы­че­ские обы­чаи и празд­но­ва­ния хри­сти­ан­ски­ми и так во­цер­ков­ля­ла нео­фи­тов, во мно­же­стве при­шед­ших по­сле Ми­лан­ско­го Эдик­та (IV в.). Ведь и сам празд­ник Рож­де­ства Хри­сто­ва за­ме­нил со­бой язы­че­ский день «непо­бе­ди­мо­го солн­ца», и мас­ле­ни­ца со свят­ка­ми, вой­дя в цер­ков­ный ка­лен­дарь, пе­ре­ста­ла быть про­слав­ле­ни­ем язы­че­ских бо­жеств. Для Церк­ви каж­дый день – это пол­но­цен­ный празд­ник при­шед­ше­го в мир Хри­ста Спа­си­те­ля, по­это­му лю­бой день на­пол­ня­ет­ся при необ­хо­ди­мо­сти тем или иным мис­си­о­нер­ским со­дер­жа­ни­ем для удоб­ства обу­че­ния чле­нов Церк­ви ос­но­вам ве­ры и бла­го­че­стия.

По­это­му сто­ит не раз­ра­жать­ся гнев­ны­ми об­ли­че­ни­я­ми в адрес но­во­мод­ных празд­ни­ков, от­да­ля­ясь от на­ших со­оте­че­ствен­ни­ков и за­кры­вая от них бо­гат­ство и кра­со­ту Пра­во­сла­вия, а мо­лить­ся в эти дни, пом­ня, что мы са­ми неда­ле­ко от них ушли и в во­про­сах нрав­ствен­но­сти, и в люб­ви к Бо­гу.

На­ше сви­де­тель­ство о Пра­во­сла­вии долж­но вы­ра­жать­ся в стрем­ле­нии к осмыс­лен­ной мо­лит­ве в хра­ме, хо­ро­шем зна­ком­стве со свя­то­оте­че­ским на­сле­ди­ем, зна­нии цер­ков­ных ка­но­нов и уста­нов­ле­ний и при­ме­не­нии их в по­слу­ша­нии свя­щен­но­на­ча­лию.

По мо­е­му мне­нию, на­до Ев­ха­ри­сти­че­ски пре­об­ра­жать суть но­вых празд­ни­ков, ра­зум­но празд­нуя «Но­вые Го­да», «Вось­мые Мар­та» и «Дни Свя­то­го Ва­лен­ти­на». И то­гда да­же не при­дет­ся ис­кус­ствен­но пе­ре­но­сить суть этих празд­ни­ков (на­ча­ло го­да, ува­же­ние к жен­щи­нам, ра­дость влюб­лен­ных и пр.) на дру­гие дни. Нуж­но дать воз­мож­ность ма­ло­во­цер­ко­в­лен­ным лю­дям прид­ти в эти дни в храм, услы­шать доб­ро­же­ла­тель­ную про­по­ведь, по­чув­ство­вать дух Люб­ви Хри­сто­вой и ра­до­сти. И ес­ли лю­ди по­чув­ству­ют на­шу лю­бовь, про­ник­нут­ся до­ве­ри­ем к сво­им пас­ты­рям, то и празд­ни­ки бу­дут ими празд­но­вать­ся по-дру­го­му.

Язы­че­ская и нехри­сти­ан­ская ше­лу­ха с этих празд­ни­ков спа­дет, и мы бу­дет по­здрав­лять друг дру­га не с но­вым «га­дом», а все мы встре­тим но­вый граж­дан­ский год в еди­не­нии ве­ры и мо­лит­вы.


Источник: https://azbyka.ru/days/p-o-prazdnovanii-hristianami-grazhdanskogo-novogo-goda

(84)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *