Денис Попович: ПОСТ КАК ПУТЬ ВСТРЕЧИ С БОГОМ

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братия и сестры! Сегодня за Божественной литургией Святая Церковь предлагает нашему вниманию отрывок Евангельского чтения от святого Апостола и Евангелиста Луки, повествующий о восхождении Христа на вольные страдания и смерть в Иерусалим. Это Евангельское чтение возвращает нас к неделе Ваий или, иначе говоря, к празднику входа Господня в Иерусалим.

Сейчас идет время Рождественского поста, когда каждый из нас, чая встречи с Богом и приближения к Нему, возносит свои молитвы о прощении грехов. Мы чаще исповедуемся и причащаемся, а также ради духовного роста постимся. Как мы будем встречать Христа? Что скажет нам Господь? Достойно ли мы достигнем этого дня? Плоды наших усилий в прохождении поприща поста кратковременны или они являются чем-то важным на пути к спасению? Именно об этом хотелось бы сказать в этот день.

Люди видели Невиданного ранее, стены Иерусалима вмещали Невместимого и как Создатель принимает вольную смерть от Своего создания

Господь наш Иисус Христос смиренно входит в город Иерусалим. Все мы знаем эту историю, как люди видели Невиданного ранее, стены Иерусалима вмещали Невместимого и как Создатель принимает вольную смерть от Своего создания. Все мы не раз слышали Евангельские чтения, посвященные входу Господню в Иерусалим, это событие описано у каждого Евангелиста. Чтение, которое мы сегодня слышали, было написано Апостолом Лукой, оно отличается краткостью описания этого эпизода жизни Христа, но содержит всё то же, что описывают и другие Евангелисты.

Давайте ещё раз вслушаемся в текст сегодняшнего Евангельского зачала:

Когда Иисус приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они, говоря: блогословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних! И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим. Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют. И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего (Лк. 19:37–44).

Блаженный Феофилакт пишет, что Евангелист имеет ввиду не только Двенадцать апостолов, но словами все множество указывает на собрание всех последователей Христа, получивших благодеяния от Него или слышавших о них: «Говоря, что все множество учеников хвалило Бога, Лука называет учениками всех вообще последователей Иисуса, не двенадцать только и не семьдесят, но весь народ, который, или нуждаясь в чудесах, или по временам увлекаясь учением, следовал за Иисусом. В том числе, естественно, замечались и дети, как передают прочие евангелисты. Движимые Богом, дети исповедуют Иисуса Царем, грядущим во имя Господне, т.е. Богом, и говорят: мир на небесах». Этим восклицанием «осанна» последователи Христа возвещали единодушие и примирение с Богом, который послал Мессию.

О каком мире на небесах идет речь?  Мир и радость на небесах от того, что прежняя вражда, которую вел человек с Богом, прекращается. «Не было на земле Царя-Бога, но теперь, когда сам Сын Божий идёт по земле, поистине мир на небесах, и поэтому слава в вышних, так как и Ангелы прославляют то единодушие и примирение, которое даровал нам едущий на осле Царь и Бог. Ибо то самое, что на земле является истинный Бог и ходит в нашей стране, стране врагов Своих, показывает, что между Им и нами заключено примирение», пишет блаженный Феофилакт.

Фарисеи и книжники видят в этих словах, в этом хвалении прямую хулу на Бога, ведь люди славили Христа как Мессию, как Царя, воздавали Ему славу как Богу, а книжники и фарисеи не видели во Христе Бога. Именно поэтому они требовали от Христа запретить ученикам говорить эти слова и это хваление, прекратить это торжество. На это Христос ответил, что если они умолкнут, то возопиют камни. Этими словами Христос говорит фарисеям, что люди славят Меня не из-за того, что хотят угодить Мне, но они произносят это славословия, так как их убедили и убеждают все те знамения и чудеса, которые были явленны Мною. Они это произносят от чистого сердца, их никто кроме их же сердца не побуждает этого делать.

Затем, когда Он приблизился к стенам города, то, посмотрев на него, заплакал о нем. Спасению Иерусалима должна была послужить вера во Христа как в Мессию. И  Иисус Христос обращается к Иерусалиму как к духовному центру всех иудеев. Он обращается ко всем иудеям и в первую очередь к живущим в Иерусалиме, говоря: О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего (Лк. 19:41–44). Христос говорит, что если бы знал Иерусалим, то сейчас же, ныне было бы спасение этому святому граду, но при настоящих отношениях твоих людей с Богом, Им сокрыто спасение твое от тебя.

Комментируя эти слова, профессор А.П. Лопухин пишет: «Ибо придут на тебя дни — Господь только что сказал, что от Иудейского народа скрыто то, что служит к его спасению. Теперь Он доказывает эту мысль, ссылаясь на несомненно ожидающую этот народ кару. Обложат тебя окопами. Это исполнилось во время осады Иерусалима римлянами, когда Тит, для того чтобы не допускать подвоза в Иерусалим съестных припасов, обложил его валом или палисадом, который был сожжен осажденными и потом заменен уже стеною. Разорят тебя — точнее: сравняют тебя с землею. Побьют детей твоих в тебе. Город в Священном  Писании часто представляется под образом матери, а поэтому под детьми нужно разуметь обитателей города. Времени посещения твоего — т.е. определенного пункта времени, когда Бог проявил о тебе особенное попечение, предлагая тебе принять через Меня мессианское спасение».

С этого момента начинаются пророчества Христа о разрушении Иерусалима и последних временах. Мы видим присущую Христу любовь к этому городу и народу Израильскому и скорбь о них.

Каждый из вопиющих «осанна» ожидал, что сейчас Христос захватит власть и избавит землю Израильскую от оккупантов. Но что они увидели? Смиренное, тихое восхождение на собственный крест

Почему через несколько дней часть этих людей жаждала смерти Христа? Каждый из вопиющих «осанна» ожидал, что сейчас Христос захватит власть, возьмет её в Свои руки, избавит землю Израильскую от оккупантов. Но что они увидели? Смиренное, тихое восхождение на собственный крест. По их человеческому разуму, они увидели только бездействие. Все увидели в Нем не того, кого хотели.

С этого дня Христос предсказывает о предстоящих наказаниях. Вот что говорит об этом митрополит Антоний Сурожский: «        Говоря народу о том, какова будет их судьба, когда они пройдут мимо Него, не узнав Его, не последовав за Ним, Спаситель Христос говорит: Се, оставляется дом ваш пуст; отныне пуст ваш храм; пуст ваш народный дом; опустела душа; опустели надежды; все превратилось в пустыню…» Они прошли мимо Того,  без которого не процветет пустыня, не очистится течение вод, не сможет преобразиться ни внешнее, ни внутреннее, они оставляют Бога.

Каждый из них ожидал земного царя, который победит Римскую империю. Где тот Иерусалим? Погиб под ударами Рима. Где Римская империя? Погибла под натиском варваров. А что Христос? Где Он? Остался ли Он в памяти людей? Принес ли благо вселенной? Каждый из здесь стоящих знает ответы на эти вопросы. Знает, что Христос принес не просто победу израильскому народу, но и всему миру. Знаем и то, что Он с нами всегда и навечно. И знаем, что память о Его делах, о Его победе, вера в Него не погибнет во веки. Уверены в том, что сейчас каждый из желающих может соединиться с Ним в святом Причастии.

Где тот Иерусалим? Погиб под ударами Рима. Где Римская империя? Погибла под натиском варваров. А что Христос? Где Он? Остался ли Он в памяти людей? Принес ли благо вселенной?

Мы видим, что иудеи думали о суетном, земном, ждали только блага на земле, но Христос говорил о небесном. Как страшно представить, что множество людей, встречавших Живого Бога, который пришел в мир для проповеди и примера любви до конца, отвернулись от Него. Только потому, что народу было не до этого, он был в суете земных желаний и стремлений и просто не поверил, что можно так любить. Ведь страшно любить так, как говорит Христос – жить для любви и умереть ради любви. Народ же предпочел земное и погиб под ударами римлян.

Каждому из нас стоит задуматься, а что мы выбираем. Не из того ли мы народа. Не встретим ли мы в день Рождества Христова младенца Христа с радостью, но после, увлеченные праздничной суетой, забудем о главном.

Именно поэтому Святая Церковь учит нас делать дела любви во время поста, учиться той любви, для проповеди которой родился в мир Христос. Вспомним в эти дни о нуждающихся, на которых мы часто не обращаем внимание, вспомним, насколько иногда трудно живущим с нами, примиримся с ними и постараемся себя изменить. Постараемся вспомнить  о родителях и родственниках наших, о которых мы так часто забываем или небрежно к ним относимся. Примиримся со всеми, примиримся с Богом за эти дни поста, и сможем достигнуть в единодушии со всем нашим окружением радости Рождества.

Давайте, дорогие братья и сестры, не будем забывать, что пост – это путь встречи с Богом. И с каждым днем будем познавать на собственном опыте истинную любовь, чтобы не только принять с радостью заповеди Христа, не просто встретить Христа Рожденного. Но давайте будем теми немногими, которые приняли Христа, взяли на себя ярем любви ко всем, а главное к Богу. Жить любовью, не бояться умереть за нее, и тогда каждый из нас получит по обетованию Божию истинную жизнь в избытке и множество даров, в которых мы нуждаемся. Будем же все как волхвы, придем с отдаленных от Бога уголков своего греха, осеняемые светом звезды – Евангелия и, последуя этой звезде, сможем достичь истинного Бога, лежащаго в яслех, презренного с самого рождения, распятого, воскресшего и пребывающего с нами во все дни до скончания века. Аминь.


Источник: http://sdsmp.ru/news/n6949/

(100)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *