Слово о святой великомученице Екатерине

Память вмц. Екатерины (305–313)
24 ноября / 7 декабря


Екатерина  значит «чистая»

7 де­каб­ря (24 но­яб­ря по ста­ро­му сти­лю), – па­мять ве­ли­ко­му­че­ни­цы Ека­те­ри­ны. Это неж­ное и лас­ка­ю­щее слух гре­че­ское имя озна­ча­ет в пе­ре­во­де «Все­гда чи­стая». Что же нам из­вест­но о свя­той, в честь ко­то­рой хри­сти­ане Во­сто­ка и За­па­да на про­тя­же­нии мно­гих сто­ле­тий на­зы­ва­ют сво­их до­че­рей? К со­жа­ле­нию, очень ма­ло.

Цер­ков­ный ис­то­рик Ев­се­вий Ке­са­рий­ский (†339) крат­ко опи­сал ис­то­рию совре­мен­ной ему мо­ло­дой де­вуш­ки, чьей бла­го­склон­но­сти на­прас­но до­мо­гал­ся рас­пут­ный рим­ский им­пе­ра­тор Мак­си­ми­ан (286–305). Она сла­ви­лась кра­со­той и ро­до­ви­то­стью, бо­гат­ством и об­ра­зо­ва­ни­ем, но всё это со­чла вто­ро­сте­пен­ным пе­ред це­ло­муд­ри­ем. Им­пе­ра­тор умо­лял и упра­ши­вал её, но был не в си­лах убить го­то­вую к смер­ти. По­беж­да­е­мый бо­лее стра­стью, неже­ли гне­вом, он на­ка­зал Ека­те­ри­ну ссыл­кой, за­брав всё её иму­ще­ство.

Со­глас­но позд­ней­ше­му, иде­а­ли­зи­ро­ван­но­му «жи­тий­но­му», по­вест­во­ва­нию (об­на­ру­жи­ва­ю­ще­му сю­жет­ное сход­ство с жи­ти­я­ми дру­гих хри­сти­ан­ских дев-му­че­ниц), бу­ду­щая свя­тая ро­ди­лась в Алек­сан­дрии Еги­пет­ской в се­мье бо­га­то­го языч­ни­ка. Необык­но­вен­ная кра­со­та Ека­те­ри­ны со­че­та­лась с бле­стя­щей об­ра­зо­ван­но­стью: она раз­би­ра­лась в по­э­зии и фило­со­фии, за­ни­ма­лась ма­те­ма­ти­кой и му­зы­кой, вла­де­ла ис­кус­ством вра­че­ва­ния. В хри­сти­ан­ство её об­ра­тил некий мо­нах-пу­стын­ник (здесь мож­но вспом­нить, что св. Ека­те­ри­на бы­ла совре­мен­ни­цей зна­ме­ни­то­го еги­пет­ско­го ав­вы Ан­то­ния, «от­ца хри­сти­ан­ско­го мо­на­ше­ства»). По пре­да­нию, ей бы­ло ви­де­ние, в ко­то­ром Иисус Хри­стос на­звал её Сво­ей неве­стой и, в знак об­ру­че­ния, по­дал пер­стень. (Этот мо­тив «ми­сти­че­ско­го бра­ка» весь­ма по­пуля­рен в за­пад­ной ре­ли­ги­оз­ной жи­во­пи­си.)

От­верг­нув все ис­ку­ше­ния раз­гне­ван­но­го им­пе­ра­то­ра, да­же пред­ло­же­ние стать им­пе­ра­три­цей, она вы­дер­жа­ла учё­ный дис­пут об ис­тин­но­сти хри­сти­ан­ства с пя­тью­де­ся­тью фило­со­фа­ми, при­вер­жен­ца­ми гре­ко-рим­ской язы­че­ской ре­ли­гии. Вый­дя из спо­ра по­бе­ди­тель­ни­цей, муд­рая де­ва об­ра­ти­ла в хри­сти­ан­ство всех сво­их оп­по­нен­тов. Раз­до­са­до­ван­ный Мак­си­ми­ан пре­дал их смер­ти, а Ека­те­ри­ну за­то­чил в тем­ни­цу. Но и на­хо­дясь в узах, она мно­гих су­ме­ла об­ра­тить ко Хри­сту. Страш­ное ко­ле­со с ост­ры­ми иг­ла­ми, при­го­тов­лен­ное для му­че­ний Ека­те­ри­ны, чу­дес­ным об­ра­зом раз­ва­ли­лось, и то­гда разъ­ярён­ный им­пе­ра­тор при­ка­зал ее обез­гла­вить. Ве­ро­ят­но, это про­изо­шло око­ло 303 го­да, в пе­ри­од по­след­них и са­мых же­сто­ких го­не­ний на хри­сти­ан в Рим­ской им­пе­рии (то­гда же по­гиб св. Ге­ор­гий По­бе­до­но­сец и мно­гие дру­гие). Мо­щи Ека­те­ри­ны бы­ли от­кры­ты в VIII ве­ке еги­пет­ски­ми хри­сти­а­на­ми и пе­ре­не­се­ны в зна­ме­ни­тый мо­на­стырь у под­но­жия свя­щен­ной го­ры Си­най, ко­то­рый и но­сит её имя. Ка­то­ли­че­ская Цер­ковь счи­та­ет св. Ека­те­ри­ну, сла­вив­шу­ю­ся муд­ро­стью, по­кро­ви­тель­ни­цей уча­ще­го­ся юно­ше­ства.

В Рос­сии су­ще­ство­вал дам­ский Ор­ден св. Ве­ли­ко­му­че­ни­цы Ека­те­ри­ны (ина­че – Ор­ден Осво­бож­де­ния), учре­ждён­ный им­пе­ра­то­ром Пет­ром Ве­ли­ким 24 но­яб­ря 1714 го­да в па­мять неудач­но­го по­хо­да про­тив ту­рок (1711 г.). В нём при­ни­ма­ла уча­стие его же­на, Ека­те­ри­на Алек­се­ев­на, и сво­ей на­ход­чи­во­стью в кри­ти­че­скую ми­ну­ту «ока­за­ла не толь­ко му­жу, но и всей Рос­сии ве­ли­кую услу­гу» – она по­жерт­во­ва­ла для «по­дар­ка» ве­ли­ко­му ви­зи­рю все свои дра­го­цен­но­сти, что зна­чи­тель­но об­лег­чи­ло пе­ре­го­во­ры с ту­рец­кой сто­ро­ной. Это спас­ло ца­ря и его вой­ско от ги­бе­ли или пле­на. Знак Ор­де­на – бе­лый  крест в ру­ке св. Ека­те­ри­ны в пур­пур­ном по­ле, а в цен­тре – дру­гой, мень­ший крест, укра­шен­ный лу­ча­ми. Меж­ду спи­ца­ми кре­ста – на­чаль­ные бук­вы ла­тин­ской фра­зы: «Гос­по­ди, спа­си Ца­ря». Ор­ден имел две сте­пе­ни – боль­шо­го кре­ста и мень­ше­го (ка­ва­лер­ствен­но­го). Боль­шой крест, кро­ме цар­ствен­ных особ, жа­ло­вал­ся толь­ко две­на­дца­ти рус­ским да­мам. Пер­вой да­мой Ор­де­на не цар­ствен­ной кро­ви ста­ла же­на кня­зя А. Мен­ши­ко­ва. Де­виз Ор­де­на – «За лю­бовь и Оте­че­ство». Пыш­ный празд­ник Ор­де­на про­ис­хо­дил в день па­мя­ти св. Ве­ли­ко­му­че­ни­цы Ека­те­ри­ны (24 но­яб­ря по ста­ро­му сти­лю) в Та­ври­че­ском двор­це.

Поль­зу­ясь слу­ча­ем, хо­чу по­здра­вить с Днём ан­ге­ла всех но­си­тель­ниц это­го ко мно­го­му обя­зы­ва­ю­ще­го име­ни.

Юрий Ру­бан,
канд. ист. на­ук, канд. бо­го­сло­вия


Ли­те­ра­ту­ра

Жи­тие и стра­да­ния свя­той ве­ли­ко­му­че­ни­цы Ека­те­ри­ны (24 но­яб­ря / 7 де­каб­ря). М., 1992;

Пят­ниц­кий Ю. А. Ико­на «Свя­тая Ека­те­ри­на» из со­бра­ния Го­судар­ствен­но­го Эр­ми­та­жа // Па­ле­стин­ский сбор­ник. Вып. 32 (95). СПб., 1993, с. 49–56.

 

Проповедь святителя Луки (Войно-Ясенецкого)

Слово о святой великомученице Екатерине

В нынешнем году Святая Церковь празднует память святой великомученицы Екатерины в неделю двадцать седьмую по Пятидесятнице. Поэтому считаю уместным остановить ваше внимание на великом житии этой святой.

Почему именуется она великомученицей? Потому ли, как многие думают, что этим наименованием Святая Церковь награждает тех святых мучеников и мучениц, которые претерпели особенно тяжкие и ужасные истязания и пытки и лютейшую смерть за Господа нашего Иисуса Христа? Нет, не потому.

Святая Екатерина была только усечена мечом, как десятки тысяч других мучеников и не переносила невообразимо лютых пыток и истязаний, какие были уделом тех великих страдальцев за Христа, которые названия великомучеников не получили, а только имя рядовых мучеников. Правда, для святой Екатерины мучитель император Максимин назначил ужасную казнь колесования, при которой тело ее должно было быть привязано к страшному колесу, вращающемуся над острыми ножами, но Ангел Господень сокрушил это дьявольское колесо. Она была брошена в темницу, испытала многодневное мучение голодом, после чего была отрублена святая голова Екатерины, получившей от Самого Господа Иисуса Христа название Его невесты.

Кто же получает святое имя великомучеников и великомучениц? Прежде всего те великие христиане, о которых Господь Иисус Христос сказал: «…кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Мф. 5, 19).

Пламенная вера во Христа святой Екатерины и исповедание Его имени пред всем народом послужили спасительным примером для двухсот римских солдат и их начальника Порфирия и даже для супруги императора Максимина Августы, которые все были усечены мечом вместе с великомученицей Екатериной.

Приведу еще один-два примера в подтверждение моей мысли, что имена святых великомучеников получали те герои духа, которые своим примером научили язычников веровать в Господа Иисуса Христа и жизнь свою отдавать за Него.

Таковы были великомученики Димитрий Солунский и Феодор Стратилат Гераклейский.

Димитрий был начальником великого города Солуни или Фессалоник, назначенным на эту должность по выбору императора Максимилиана с приказанием истребить всех христиан этого великого города, ибо император считал Димитрия язычником. Но своей пламенной проповедью о Христе Димитрий обратил к вере в Него большинство жителей Фессалоник. Он сотворил и научил по слову Христову и получил за то великое воздаяние на небесах. Ужасных страданий, как и святая Екатерина, он не испытал, а был только заколот копьями.

Подобным великомученику Димитрию был и святой великомученик Феодор Стратилат, правитель города Гераклеи, своею проповедью о Христе обративший к Нему сердца не только жителей Гераклеи, но и своего родного города Евхаиты. И он также сам сотворил и других научил.

Не только это слово Христово исполнила великомученица Екатерина, но и другую великую заповедь Его: «…кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее»(Мк 8, 35).

Что значит душу свою оберечь? Что значит душу свою погубить?

Своя душа – это все желания, стремления, достижения собственной воли. Сберечь свою душу это значит все в жизни своей устраивать соответственно своим собственным желаниям.

У Екатерины были необыкновенно велики такие возможности. Жизнь ее была устроена как нельзя более благоприятно. Она была дочерью богатейшего князя, была необыкновенно красива и очень умна.

В восемнадцатилетнем возрасте она в совершенстве знала несколько иностранных языков, основательно изучила все науки и философию своего времени, и не только очень многие богатые и знатные люди хотели жениться на ней, но ее красотой и умом пленился сам император Римский Максимин, когда приехал в столицу Египта Александрию, на родину Екатерины, и сам хотел жениться на ней. И велика была для Екатерины опасность возлюбить свою богатейшую и счастливейшую, казалось бы, душу.

Но Господь наш Иисус Всеведущий, глубоко знавший тайники ее сердца, такие же глубокие, как и ум ее, сохранил ее от погибели в соблазнах мира через ее собственную мать, тайную христианку, и духовника матери, неведомого нам святого пустынножителя.

Они сумели в очень короткое время открыть пред умом и сердцем Екатерины неизмеримо большие богатства познания Сына Божия и даров Святого Духа, чем все сокровища и наслаждения земной жизни.

Возненавидела и погубила она свою самодовлеющую душу и спасла ее, пламенно возлюбив Христа и путь, указанный Им в Евангелии.

Возлюбил ее и Сам Христос и назвал Своей невестой.

Будем же и все мы, грешные, всегда помнить те слова Господа Иисуса Христа, исполнением которых стяжала святая Екатерина славное имя великомученицы.

Аминь.

1958 г.

Проповедь протоиерея Григория Дьяченко

Св. великомученица Екатерина

(Уроки из ее жизни: а) внешния достоинства не имеют значения и б) необходимость терпения)

I.

Св. великомученица Екатерина, память коей совершается ныне, происходила из царского рода и жила в Александрии; она отличалась мудростию и красотою. Когда наступило время замужества и многие желали вступить с нею брак, она говорила близким своим: «если вы найдете мне юношу, который равнялся бы со мною в благородстве, богатстве, красоте и учености, то я выйду за него». Но такой юноша не отыскивался. Однажды мать привела ее к одному пустыннику, христианскому священнику, своему духовному отцу, прося его дать ей благие советы. Пустынник, видя ее мудрость, сказал ей: «я знаю одного юношу, который во всем превосходит тебя: Его красота светлее солнца; премудрость Его управляет всем миром; Его богатство неистощимо, благородство – неизреченно. У Него нет земного отца; Он родился чудесным образом от Пресвятой Девы, Которая, будучи безсмертна душой, вознесена была после Своей смерти и воскрешения из мертвых с душею и телом на небо, где ангелы поклоняются Ей, как Царице. Если ты хочешь видеть этого Юношу, то исполни мои повеления». Пустынник дал Екатерине икону Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем и велел ей провести всю ночь в молитве пред иконою: «помолись с верою, прибавил он – и ты увидишь лице Сына этой Пресвятой Матери». Когда она, пришедши домой и проведя всю ночь в молитве, от утомления заснула, ей приснилось, что Царица небесная стоит пред ней и держит Младенца, от Котораго исходят солнечные лучи. Но Екатерина не могла видеть лица Младенца – Он отворачивал от нея Свой светлый лик. Когда Мать просила Сына взглянуть на девицу, восхваляя ее красоту, Младенец говорил, что она безобразна, безумна и убога, что она должна итти к старцу, который научит ее, как она должна поступить, чтобы увидеть лице Младенца. Утром Екатерина пошла к старцу и просила его помощи и совета. Старец просветил ее истинною верою и сподобил св. крещения. Возвратившись домой и став на молитву пред иконою, она заснула и увидела, что Младенец смотрел на нее милостиво и сказал Матери: «теперь она столь же богата и премудра, сколько прежде была бедна и неразумна. Хочу, чтобы она была Моя нетленная и вечная невеста». Потом Младенец надел на ее руку чудный перстен. Проснувшись, Екатерина увидела перстень на руке своей и воспламенилась любовию к небесному Жениху. В это время в Александрию прибыл царь Максентий, жестокий гонитель церкви, и устроил всенародное языческое торжество. Святая Екатерина, явясь на это празднество, обличала царя в служении бездушным идолам и увещевала его познать истинного Бога. Царь позвал философов, чтобы они защитили язычество. Екатерина победила их в споре, убедительно доказав превосходство христианства пред язычеством. Разгневанный царь приказнл казнить философов, а Екатерину предать жесточайшим мучениям, которыя она перенесла с дивным «терпением», и заключить в темницу. Здесь Сам Господь явился к ней с ликами св. ангелов и сказал: «Я всегда с тобою! Терпением своим ты многих обратиш ко Мне». В отсутствии Максентия, жена его Августа (Василисса), в сопровождении стратилата Порфирия и 200 воинов, посетили Екатерину в темнице, и мученица своею беседою всех их обратила ко Христу. Возвратившийся царь приказал казнить сперва обращенных Екатериною а потом и ее. Она была обезглавлена в 310 году.

II.

а) Из повествования о жизни св. великомученицы Екатерины вы, братие, видите, прежде всего, что внешния достоинства наши, как-то: ум, красота, богатство, без внутренних достоинств – твердой христианской веры и любви, мало имеют значения у Бога. Научитесь же из сего, братие, ценить достоинства человека не по внешности, красоте, богатству и другим отличиям, но по внутренним – вере, любви и благочестию. Научитесь из сего и вы, христианския девицы, украшать себя твердою верою, преданностию Богу и любовию к Нему. Скромность и целомудрие да будет всегда с вами. Св. апостол говорит: да будет украшением вашим не плетение волос, не золотые уборы, или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливаго духа, что драгоценно пред Богом (1 Петр. III, 3–4). Ходите всегда в приличном одеянии со стыдливостию и целомудрием, украшайте себя не плетением волос, ни золотом, ни жемчугом, ни многоценною одеждою, но добрыми делами (1 Тимоф. II, 9–10). Внешния украшения ваши, равно и красота ваша тогда только будут ценны у Господа Бога, когда вы будете украшать себя твердою верою в Бога, любовию и страхом Божиим. Без этого вам никогда не снискать себе милости и благословения Божия, и украшении ваши и красота ваша, чрез которыя могут быть прельщены ко греху многия души, послужат вам еще в большее осуждение.

б) Из истории страданий св. великомученицы Екатерины, перенесшей с изумительным терпением самые ужасные и разнообразные виды безчеловечных мучений и потому удостоенной от церкви имени «великомученицы», вы, братие, видите, далее, всю необходимость христианского терпения, без нотораго самыя малыя страдания нельзя перенесть. «Так блажен муж, иже претерпит искушение: зане искусен быв приимет венец жизни, егоже обеща Бог любящим Его» (Иак. 1,12). «Тако долготерпев, Авраам получи обетование» (Евр. 6, 15); так благоугодили Богу и все святые мученики, пустынножители и др. подвижники благочестия.

Да не подумает, впрочем, кто либо, что терпение нам нужно только в редких, исключительных случаях, как врачевство и оружие или для борьбы с плотскими страстями, или для перенесения скорбей и страданий или для побеждения искушений. Конечно, применение его особенно нужно и спасительно в этих случаях, – конечно, в особыя времена оно особенно потребно; но в смысле обязательной для всех христианской добродетели оно необходимо на всех поприщах жизни, с утра ее и до конца, во всех обстоятельствах, как радостных, так и печальных. «Область терпения, по выражению мудраго учителя отечественной церкви (митрополита Филарета) должна простираться на всю жизнь человека и на все судьбы человечества во всем мире… Минута нетерпения может разстроить годы и века».

Только при обладании терпением возможен успех во всякого рода деятельности.

Возьмем ли область научных открытий и изобретений? Что достигается здесь без терпения? «Гений есть терпение», сказал один знаменитый ученый.

Возьмем ли область житейских занятий? И здесь, что удается без терпения? «Величайший секрет успеха в достижении цели заключается в уменьи ждать», сказал другой ученый, и следовательно – в терпении.

Если в делах житейских ценится известная выдержка, не скорый, но верный способ действования, неослабное стремление к достижению известной цели, одним словом – терпение, то так же или еще более требуется оно в применении ко всем христианским добродетелям. «Терпение – это та плодовитая земля, на которой растет всякая добродетель», говорит святитель Димитрий ростовский. «Без терпения, говорит другой, более близкий к нашему времени учитель церкви (митрополит Филарет), нет подвига: а без подвига нет добродетели, ни дарования духовнаго, ни спасения. Ибо «царствие небесное нудится» (Матф. 11, 12)». (См. «Церк. Вед.» изд. при Св. Синоде 1890 г.).

Хотители видеть безчисленные тому примеры?

Кто будет иметь успех в молитве без терпения? Сам Господь повелел «молитися и не стужати» (Лук. 18,1). Святый пророк Давид собственным опытом уверяет в действенности такой молитвы, говоря: «терпя потерпех Господа, и внят ми и услыша молитву мою» (Пс. 39, 1).

Кто может усовершиться в любви к ближним и в подвигах истинной благотворительности без терпения? Иметь дело с нуждающимися немощными братиями, иногда порочными, трудно исправимыми, неблагодарными, платящими злом за добро, – для всего этого нужен, как всякий согласится, большой запас терпения.

Можно ли научиться совершенному повиновению без терпения? Напрасно, впрочем, мы стали бы перечислять разныя христианския добродетели чтобы показать их тесный союз с терпением: ни одна из них невозможна без терпения. Знали это хорошо святые Божии люди и не только всю жизнь сами подвизались в этой добродетели, но и смиренно молили Бога о даровании им духа терпения, дабы он постоянно и неотступно пребывал в них и руководил их на пути ко спасению.
Можно ли без терпения по-христиански переносить, наконец, часто постигающия каждаго из нас разного рода болезни с душевною пользою для болящаго? Без сомнения нельзя.

Вот несколько примеров истинно христианского терпения, с каким святые переносили свои болезни, – примеров, которые и нас должны научать этой необходимой и спасительной добродетели.

«Феодор, ученик препод. Пахомия Великаго», сильно страдал головою, и просил авву Пахомия, чтобы он своими молитвами облегчил его болезнь. Авва Пахомий говорил ему: «ужели ты думаешь, сын мой, что кому-нибудь приключается болезнь или страдание без попущения Божия? Потому переноси болезнь, и имей терпение в смирении. Когда Бог захочет, подаст тебе здравие; а если захочет дальше испытать тебя, будь благодарен, как Иов благословлял Бога, и получишь от Христа большое успокоение. Хорошо воздержание и пребывание в молитве; но недугующий получит большую награду, если пребудет великодушен и терпелив; и не надейся на лекарства больше, нежели на Бога, будто Он не может даровать здравие».
«Св. Афанасий Великий», пришедши к св. Нифонту, лежавшему на смертном одре, и сев возле него, спросил его: «отче! есть ли какая польза человеку от болезни?» Св. Нифонт отвечал: «как золото, разжигаемое огнем, очищается от ржавчины: так и человек, терпящий болезни, очищается от своих грехов». («Чет.-Мин.» 23 дек.).

«Св. Иоанн лествичник» говорит: «болезнь посылается иногда для очищения согрешений, а иногда для того, чтобы смирить возношение. Благий Господь, видя, что кто-нибудь весьма ленив к подвигам, смиряет плоть его недугом, как отраднейшим подвижничеством; а иногда очищает и душу от лукавых страстей и помыслов». («Леств.» сл. 26, § 55).
Мирской брат великого старца Варсонофия, будучи и сам уже стар, пришедши к нему в монастырь, отрекся от мира и, впадши в водяную болезнь, просил великого старца помолиться о его болезни. Св. Варсонофий отвечал ему так: «болезнь эта постигла тебя для того, чтобы ты не отошел к Богу безплодным. Итак, если потерпишь и будешь благодарить Бога, то она вменится тебе вместо подвигов, так как ты недолго пробыл в иноческом образе. Отчасти же скорбь эта постигла тебя и за то, что ты счел меня ничтожного и себя значущими нечто, – меня, как великого человека, себя, как брата такому человеку, а не знаешь того, что мы чада преступления Адамова, земля и пепел. Благодари же Бога, приведшаго тебя в такое состояние». («Отв.» 345).

Да, все мы, возлюбленные братие, призваны приобретать боголюбезную добродетель терпения, и тем спасительнее будет ее действие на нас, чем раньше мы озаботимся обучиться ей. «Благо есть мужу», говорит пророк Иеремия, «егда возьмет ярем в юности своей» (Пл. Иер. 3, 27).

III.

Итак, «терпением да течем на предлежащий нам подвиг, взирающе на начальника веры и совершителя Иисуса» (Евр. 12, 1. 2), и да послужит нам терпение ко спасению душ наших! Аминь.

(Сост. свящ. Г. Д-ко по указ. в поучении источн.).


Источник: https://azbyka.ru/days/2017-12-07

(68)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *