5 шагов к радости от архимандрита Маркелла (Павука), духовника Киевских духовных школ

После грехопадения Адама и Евы все их потомки и мы в том числе обречены на всевозможные жизненные тяготы и скорби, которые, в конце концов, оканчиваются смертью. Получается, что поводов для радости совсем нет. Но неужели Господь Бог создал человека, чтобы над ним так жестоко издеваться?


Это, конечно, не так. Ради спасения человека от греха, проклятия и смерти Господь Сам претерпел страшные крестные страдания и смерть. И всем, кто искренно верует в Него и старается исполнять Его святые заповеди, дарует блаженство и радость в этой жизни и в жизни будущей, вечной.

Согрешая, мы тут же сами себя наказываем: наше тело подвергается всевозможным болезням, а душа впадает в печаль и уныние. Чтобы развеять грусть, неверующие люди придумывают для себя разные увеселения, начиная с музыки, песней и танцев и заканчивая безмерным употреблением спиртного или наркотиков. Но в большинстве случаев от этого печаль ещё более умножается. Речь не идёт о том, что человеку запрещено слушать музыку, петь, танцевать и пить спиртное. Все проблемы начинаются тогда, когда человека, кроме этих вещей, ничто другое не радует: ни его родные и близкие, ни друзья, ни работа. Ты мне родня и друг, пока даёшь деньги или угощаешь вином по поводу и без, когда исполняешь все мои желания. Если же ты не хочешь меня слушать, устраивать для меня пиры или делиться материально, то ты хуже врага. Но разве можно так безрадостно и меркантильно жить?!

Как же обрести подлинную радость жизни?

Первый шагэто покаяние, то есть осознание своих грехов, неправоты перед Богом и ближними и искреннее желание исправить свою жизнь. Этот шаг любому человеку сделать труднее всего, потому что в силу каких-то достоинств почти невозможно познать и признать свои слабости. У кого-то два высших образования, кто-то занимает ответственный пост, имеет постоянный высокий заработок или очень красив собой. Иной ничем из вышеперечисленного не обладает, при этом ленив и слабоволен. Но лишь через самопознание человек может обрести подлинную радость жизни. Об этом знали еще в дохристианскую эпоху. Nosce te ipsum («Познай самого себя»), – учил древнегреческий философ Сократ. А преподобный Амвросий Оптинский в XIX веке любил говорить своим чадам, которые обращались к нему со всевозможными проблемами и нетерпеливо жаждали сразу достичь бесстрастия и высот богопознания: «Познай самого себя – и хватит с тебя!»

На самопознание нас может настроить внимательная регулярная исповедь, которую лучше всего вести по десяти заповедям Божиим. Нужно без саможаления посмотреть на себя и увидеть, чем я согрешаю против каждой из заповедей. У всякого наберется немалый букет грехов, который не благоухает, а наоборот – распространяет смертоносный запах и делает безрадостной нашу жизнь и жизнь окружающих, а иногда превращает её в кромешный ад. Помните, старцы предсказывали, что в последние времена в монастырях будут жить, как в миру, а в миру – как в аду.

Подойди к пьянице и спроси: «Неужели тебе собутыльники дороже, чем семья? Смотри, твоя жена страдает, дети хотят, чтобы ты был дома, а ты вместо этого пьешь с какими-то проходимцами, которые тебя за стакан продадут». Однако он выбирает их общество, оно ему милее, чем общество любящей жены и детей. Разве в этом есть какое-то наказание Божие? Нет, человек сам стремится в ад, ему любо там, в его жизни нет света Господнего, и он не хочет к нему прийти.

Стоит человеку повернуться лицом к Богу, и сразу, хотя иногда и с материальными потерями, все меняется – человек становится спокойным и жизнерадостным.

Второй шаг – нужно научиться искренне прощать тех, кто нас вольно или невольно обижает. Без такого прощения невозможно отпущение наших грехов, наше собственное покаяние. Господь об этом очень ясно говорит: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14–15). Обычно находится тысяча отговорок, чтобы доказать свою правоту и не простить. Но при всей нашей борьбе за правду мы теряем самое ценное в жизни – радость, и в итоге получается, что мы неправы. Как сказал одному человеку некий мудрец: «У тебя много правды, слишком много правды, но мало милости, а значит, ты неправ». А святой апостол Иаков пишет: «Милость превозносится над судом» (Иак. 2:13).

Посыплется множество возражений, что так невозможно жить; если будешь всем прощать, то останешься гол как сокол. Действительно, большинство из нас, имеющих слабую веру, вряд ли могут понести такую меру прощения. Но, по крайней мере, к этому нужно стремиться и учиться поначалу прощать хотя бы в мелочах, иначе печать обиды отразится на нашем лице и там никогда не появятся проблески радости.

Третий шаг – это приучение себя к творению добра не только по долгу профессии или службы, но к бескорыстному милосердию в свое свободное время. Это один из самых деятельных способов привлечь в свою жизнь Христа. Господь всегда дает всесильную помощь тем, кто бескорыстно помогает другим. При этом бывает двойная радость: радуются те люди, которым мы помогли, и мы сами, естественно, радуемся, что смогли их поддержать.

Ныне безвозмездная помощь постепенно становится редкостью. На первом месте у большинства находится выгода. Стоит проявить хоть немного бескорыстия и милосердия в отношении других – и сразу нашу жизнь освятит радостью Сам Христос.

Четвертый шаг к радости – отвыкнуть от недоброй привычки постоянно осуждать других людей, даже тех, которые действительно заслужили осуждение. К этому нас тоже призывает Христос Спаситель: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7:1–2). Почему еще нельзя судить других людей? На этот вопрос отвечает преподобный старец Порфирий Кавсокаливит: «Кого мы называем мытарями и блудницами, для Бога – пойманные воры, тогда как я и вы все – мы воры, но не пойманные. Задержанный и униженный вор, всем известная, покрытая позором блудница, смирившаяся и покаявшаяся, – намного выше нас, имеющих доброе имя, но живущих никому не ведомой и сомнительной жизнью».

Опять же многие возразят: «Так что, пусть зло процветает, если никого нельзя судить?» Нет, конечно, со злом надо бороться, но приемы борьбы бывают разные. Когда мы боремся с ним физически или через словесную брань, то зло, как правило, имеет тенденцию еще более распространяться. Как показывает жизнь, не всегда клин клином вышибают. Святой апостол Павел призывает: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12:18–21). Почему дается такой совет? В жизни все так Богом премудро устроено, что самую большую радость человек испытывает не тогда, когда он побеждает других, а когда побеждает самого себя, собственную лень, нерадение, грехи и страсти. Все христиане имеют возможность в этом убедиться, когда на исповеди не других обвиняют в личных проблемах, а искренне каются в своих грехах.

Пятая ступень к радости – это молитва. Некоторые идут на молитву в храм, как на каторгу. Дома нас одолевает лень, и, чтобы не молиться, мы находим себе множество всяких дел. Если же и стоим на молитве, то ум постоянно рассеивается на второстепенные предметы. У кого нет опыта молитвы, тот с недоумением спросит: «Какая на молитве может быть радость?» Но на самом деле именно она-то и дает великое утешение. Ведь молитва – это не какой-то психологический аутотренинг, как думают люди неверующие, а невидимая связь с источником нашей жизни – Богом. Лишь в беседе с Ним мы можем почерпнуть вдохновение на все наши обычные дела. С молитвой любое дело, пусть даже самое трудное, идет легко. И наоборот, без нее самое простое дело становится невыносимо сложным. Вот почему так важно читать дома утренние и вечерние молитвы, не забывать о молитве перед едой и после еды, перед началом важного дела. Особенно необходимо в каждый воскресный и праздничный день приходить в храм Божий. Здесь благодаря совместной молитве с другими людьми усиливается и наша молитва многократно. И, пожалуй, почти невозможно увидеть человека, который бы выходил из храма после богослужения со скорбным лицом. Одним из важных плодов молитвы является несказанная радость, которая несравнима с тем, что может нам дать этот мир со всеми его увеселительными учреждениями.


Источник: http://pravlife.org/content/5-shagov-k-radosti-ot-arhimandrita-markella-pavuka-duhovnika-kievskih-duhovnyh-shkol

(59)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *