НАСТАВЛЕНИЯ ЕЗНИКА КОХБСКОГО

Езник Кохбаци (ок. 380–450) – армянский философ и богослов, один из основоположников армянской патристики. Он родился в деревне Кохб центральной Армении, отсюда его прозвище – Кохбский (на арм. – Кохбаци). Став учеником святого Месропа Маштоца, создателя армянского алфавита (405), Езник вместе с Иосифом (Овсепом) Пахнаци в 428 году был отправлен в Едессу: ученики Маштоца здесь занялись переводом святоотеческих писаний с сирийского на армянский. В 431 году Езник и Иосиф переехали в Константинополь, где к ним присоединились другие ученики Маштоца. После 434 года переводчики вернулись в Армению, принеся с собой переводы, а также точные оригиналы Священного Писания и постановления III Вселенского Собора. Впоследствии Езник стал епископом провинции Багреванд и участвовал в Арташатском Соборе 449 года, отвергнувшем приказ персидского царя о принятии армянами зороастризма. Скончался Езник вскоре после этого Собора.

Езник Кохбский широко известен как автор полемического трактата «Опровержение лжеучений», однако ему приписываются и несколько мелких произведений, среди них – «Наставления» – собрание апофтегм. «Наставления Езника Кохбаци» – замечательный памятник V века, созданный в монашеской среде того времени, – будут поучительны и душеполезны и нашим современникам.

Перевод на русский язык с древнеармянского оригинала сделан по изданию: Езник Кохбаци. Опровержение лжеучений / Пер., введение и примеч. А.А. Абраамяна. Ереван, 1970 (на арм. яз.).


Боголюбец должен остерегаться своей воли, как врага.

Лучше с чистыми помыслами уснуть, нежели со скверными помыслами молиться, мзду не получить и зря трудиться.

Тело свое закаляй теснотою и сердце – страхом Божиим, чтобы тебе не бояться смертоносных стрел сатаны.

Кто любит благочестивого, тот возводит статую любви Богу и (показывает) непримиримую вражду сатане.

Любовь и страх соделай своим характером, чтобы тебе не страдать ложью.

Бываешь лишен, страдаешь, скорбишь, но терпишь – на небесах готовишь себе нетленное сокровище; но если ропщешь и раздражаешься – зря трудишься, останешься без мзды.

Мужайся страданиями Христовыми и терпи для того, чтобы тебе наслаждаться непреходящими благами.

Тот, кто весной отдыхает, зимой гибнет от голода и морозов.

Кто в сей жизни утучняет тело, тот не войдет в покой.

Повинуйся с любовью, молись с надеждой, трудись с верою – и украсишься на небесной свадьбе.

Блага, что Бог дает тебе, используй на нужды бедствующих, чтобы блага, подобно источнику, умножились и ты прославился.

Плотолюбивый монах подобен свинье – задохнется от скопившихся грехов.

Слезы – омовение грехов, воздыхание – покаяние, а кто, как монах, все время проводит в скорби и печали, тот какую блаженную славу наследует!

Монах-лицемер – прикрытие сатаны: пряча под собою сатану, нечистоту плоти прикрывает и живописными личинами обманывает видящих. Сии – волки в овечьей шкуре, которых Христос пригрозил осудить вместе с неверующими.

Тот, кто видит брата своего и остается грустным, побежден лицемерием; тот, кто сидит в одиночестве и остается весел, пленен сатаною.

Наши рты сгнили от постничества, языки онемели от псалмопения, но того, чего требует Бог, – любви и смирения, – не имеем. Устами любим Бога и зря трудимся.

Мяса животного в рот не берут, но брата с жадностью едят; вина не пьют, а душу обваливают в крови; женатых ненавидят, но скверными помыслами непрестанно блудят; одеваются в непригодную одежду, но от жадности горят. От таковых следует бежать и не общаться с ними.

Дым помрачает ясность очей, а привычка к худому житию – славу монаха. Если (такой монах) откроет небо – не входи, если покажет житие ангела – не верь!

Юный монах, если не находится под наблюдением старцев, – легкая добыча для сатаны.

Слишком юному монаху не доверяй своих тайн, ибо сие смерть для него.

Монах-весельчак – гадаринский бесноватый.

Не люби насыщения яствами и питием, иначе тело свое превратишь в город блуда и твердыню сатаны.

Вино разжигает многочисленные пороки и гонит страх Божий.

Не люби брата своего с нежными яствами, напитками или драгоценными одеждами, но – без этого, чтобы тебе не унаследовать кару Каина.

Никого не обижай и ни на кого не обижайся.

Не гневайся на ученика, который ошибся, ибо больной не по своей воле заболевает.

Боголюбие – обличение наедине.

Под предлогом наставления не изливай яда на брата своего.

Рану лечит мягкое лекарство, а страсти – благодеяние.

Работа с благодарностью без венца не останется.

Монах-франт – гостеприимец бесов.

Кто стремится к материальному богатству, тот блудит.

Не бойся, если ты терпишь гонение ради Бога.

Когда молишься, сперва уточни свою цель и (только) после (этого) пой псалмы.

Если за врага не молишься (так), как за себя, – лучше не молиться.

Если от кого-либо получаешь что-либо, помяни в простой молитве.

Бесы собираются при (накоплении) богатства, а ангелы – при (его) раздаче.

Стяжательство – дух идолопоклонства.

Молитва от чистого сердца соделывает спасение, подобно Литургии.

Не ищи вкусных яств.

Христа увидит тот, кто ненавидит богатство.

Тихость – крепкая твердыня монаха.

Братолюбивый монах – родич Христа.

Миролюбивый монах – яркий светильник братии.

Тот, кто имеет месть на брата, – союзник сатаны; тот, кто засыпает с подозрением, гневит Бога.

Когда вечером ложишься в постель, считай, что сошел в могилу.

Оставь пустые, скоропреходящие мысли и слова, прилепись ко страху Божию и вспомни судный день.

Тот, кто брата лишает телесной пищи, не желает Христовой трапезы.

Тот, кто старается отнять что-либо у кого-либо, не надеется на Христа.

Если кто-то просит у тебя и ты даешь, будь благодарен Богу, ибо ты выиграл больше, чем он (просящий).

Не будь шутом и скоморохом, чтобы тебе не унаследовать бесконечный плач.

Повиновение со смирением и надеждой и сознательное страдание – совершенство.

Иное добродетели, и иное – их приобретение.

Тебе приказано насущный хлеб есть в поте (лица), а ты хочешь вечную жизнь получить сном; для твоей жизни определено семьдесят лет и то – с болью и стоном, (в то время как) «тысячелетний» срок ты хочешь унаследовать без боли.

Покой (Бог) предложил для утомленных, а не для плотолюбцев, которые будут утучнять червя.

Язвительный нрав свой обуздай сухоядением, и строгость сердца своего умягчи усердием, похотливость тела своего иссуши трудом, и тогда сможешь поднять крест Христов. Научи сердце свое любить брата своего, и тело свое люби так, как полюбил бы коварного человека.

Кто не любит благочестивого и любит нечестивого, тот творит одинаковое зло.

Если брата своего не любишь с состраданием, то не оставайся с ним.

Тело свое притесняй знанием и свидетельством Писания.

Есть добродетели, которые не угодны Богу, и то – обман лукавого.

Ненавидь изнеженность и покой.

Тому давай из людей, кто имеет нужду.

Когда молишься, знай, с Кем говоришь и чего просишь; и помыслы свои собери в себе.

Когда Бог тебе посылает мягкую еду, или чистый хлеб, или фрукт, прежде нежели есть, Христову долю давай нуждающемуся человеку, чтобы Христос был твоим сотрапезником.

Когда садишься за стол, опусти голову свою, ни на что не смотри, но только – на себя, и ешь с благодарностью.

Не ищи сладости яств и насыщения ими, но только того, что упразднит голод.

Пусть одежда твоя не будет во украшение, но лишь для нужд тела, как та (одежда), что покрывает мертвого. А если возлюбишь лишнее и неприличное, лишишься небесного украшения.

Если ты болен или утомлен, то не управляй.

Если к тебе будут питать любовь, возблагодари Бога, а если не будут любить, не ропщи и другого не печаль, но себя утруждай небольшим терпением, ибо тот, кто воюет, нуждается в терпении.

Вспомни судный день, который уготовил Бог.

Сия жизнь – война!

Тот, кто в порядке (внутренне), выглядит веселым и (внешне).

Будем просить того, чего Христос пообещал дать, именно – «Где Я, там и слуга Мой будет» (Ин. 12: 26).

Старость и болезнь – временная война, ибо сил тела не хватает, опасность умножена, а покоя мало или вовсе нет; и сатана разжигает пламя гнева, дает ненавидеть порядок, ругать игумена, роптать на братьев. Здесь есть нужда в любви и милосердии, (в том, чтобы) быть долготерпеливым и получить мученический венец.

Кто гневается на брата и сие – не ради Бога, того встретит немилосердный ангел.

Кто во время псалмопения засмеется или выставит плотское слово, тот пусть будет вне Святынь, пока не выздоровеет.

Весьма хорошо во время молитвы воздеть руки к Богу, но более важно служить людям.

Когда во время молитвы воздеваешь руки, то держи (их) перед лицом своим и остерегайся посторонних помыслов.

Если веришь брату, повинуйся ему, а если нет – не выходи за пределы обычного.

Монах должен ценою крови противостоять плотским похотям и так посвятить себя Богу.

Христос сказал: «Я есть путь и истина и жизнь» (Ин. 14: 6) – (и): «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк. 9: 23). А кто не отвержется себя, тот не сможет поднять крест Христов и не есть правдолюбец; а кто не есть правдолюбец, тот не сможет унаследовать вечную жизнь, но пребывает в тени и ходит во тьме.

Кто служит своей воле, тот не сможет устроить мирское дело, уж не говоря о духовном; даже если великими трудами проведет жизнь свою, не сможет достичь монашеского чина, а послушный, хотя и будет нерадивым и ленивым монахом, служением находится в доме Божием.

Праздная пчела лучше усердной осы.

Кто отрекся себя и вошел под иго заповеди, взяв крест Христов, тот не должен выбирать повеления игумена, но должен подчиняться с благоговением, ибо Петр также ничего не выиграл своим выбором. А если ты игуменом недоволен, то не оставайся с ним, ибо потеряешь душу свою, иногда будешь роптать, иногда – проклинать, иногда – противоречить, злословить при других, любовь и послушание упразднишь в братии, всех приучишь к злобе. Для такового братия – осуждение.

Непросвещенный и непредусмотрительный игумен при лечении ранит, при исправлении крушит, вместо любви выражает ненависть, вместо ненависти – любовь, и, путая братию, выводит без заслуг.

То, что стало столпом и все строение утвердило на себе, если разрушится, то все погубит, ниспровергнет. Также и игумен: если не будет руководствоваться волей Божией, то всю братию предаст сатане и вместо игуменства станет причиною гибели. Такое игуменство – великое заблуждение и неисцельное зло, ибо люди более следуют примеру, нежели истине.

Тот, кто соблазняет одного из малых (сих), недостоин могилы; а если кто бывает причиною гибели многих, что скажешь о таком? Разве не стал он сотрудником сатаны и не будет вместе с ним мучиться в геенне?

Духовный игумен – божественное пламя: тлетворную болезнь сжигает, сладострастие упраздняет, монашеским собором испытывает, как золото в горниле, и монахов с непорочной чистотой посвящает Богу и сам, подобно верному слуге, властвует над десятью городами.

Жадный и идолопослужащий игумен – глава разбойников. В мире много разбойников, не все они – человекоубийцы, а он каждый день совершает убийство. Не только тело убивает, подобно разбойнику, но, становясь сотрудником сатаны, губит вверенную ему душу. Всякое зло он творит с легкостью, благо же – никогда.

Если недуг всей братии не причиняет тебе боль, то не будь игуменом.

Если недостойного не обличаешь как следует, то не будь наставником.

Наставника святое житие делает храбрым.

Мед сладок, но недужному телу причиняет вред; наставление и обличение полезны, но бесполезны для того, кто лицо обратил к западу (к сатане).

Предисловие и перевод с древнеармянского Геворг Казарян


Апофе́гма, апофте́гма — краткое и меткое наставительное изречение, нравоучительная сентенция, синоним максимы или афоризма. Сборник апофегм называется апофегма́та.


Источник: http://www.pravoslavie.ru/106836.html

(266)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *