Слово в Неделю 9-ю по Пятидесятнице (проповеди)

Подборка проповедей в Неделю 9-ю по Пятидесятнице на портале Азбука.Ru


6 ав­гу­ста в 2017 го­ду

1Кор.3:9-17. – За­ча­ло 128

[Ис­пы­ту­ю­щий огонь по­след­не­го Дня]

Бра­тья, мы – Бо­жии со­труд­ни­ки, а вы – Бо­жия паш­ня, Бо­жие стро­е­ние. (10) Я, по дан­ной мне от Бо­га бла­го­да­ти, как муд­рый зод­чий, по­ло­жил фун­да­мент (ос­но­ва­ние), а дру­гой на нем над­стра­и­ва­ет. Но каж­дый пусть смот­рит, как он стро­ит. (11) Ибо ни­кто не мо­жет по­ло­жить дру­го­го фун­да­мен­та, кро­ме уже по­ло­жен­но­го, ко­то­рый есть Иисус Хри­стос.

(12) Стро­ит ли кто на этом ос­но­ва­нии из зо­ло­та, се­реб­ра, дра­го­цен­ных кам­ней, де­ре­ва, тра­вы, трост­ни­ка, – (13) ра­бо­та каж­до­го станет яв­ной; ведь День [всё] про­яс­нит, по­то­му что в огне от­кры­ва­ет­ся; и огонь ис­пы­та­ет ра­бо­ту каж­до­го, ка­ко­ва она есть. (14) У ко­го де­ло, ко­то­рое он стро­ил, устоит, – тот по­лу­чит на­гра­ду. (15) А у ко­го де­ло бу­дет со­жже­но, тот по­тер­пит убы­ток; сам же бу­дет спа­сё­ен, но так же, как сквозь огонь.

(16) Раз­ве не зна­е­те, что вы – храм Бо­жий, и Дух Бо­жий жи­вёт в вас? (17) Ес­ли кто храм Бо­жий разо­ря­ет, ра­зо­рит то­го Бог: ибо храм Бо­жий свят, а этот храм – вы.

Мф.14:22-34. – За­ча­ло 59

[Хож­де­ние по во­дам. Ис­пы­та­ние ве­ры Пет­ра]

[В то вре­мя] за­ста­вил Он (Иисус) уче­ни­ков вой­ти в лод­ку и плыть на дру­гую сто­ро­ну, не до­жи­да­ясь, по­ка Он от­пу­стит на­род. А от­пу­стив на­род, взо­шёл Он на го­ру, чтобы по­мо­лить­ся в уеди­не­нии. Ко­гда же на­сту­пил ве­чер, Он был там один. А лод­ка бы­ла уже во мно­гих ста­ди­ях от бе­ре­га[1] на сре­дине мо­ря, и её би­ло вол­на­ми, по­то­му что ве­тер был про­тив­ный.

В чет­вер­тую же стра­жу но­чи[2] Он при­шел к ним, сту­пая по мо­рю. А уче­ни­ки, ви­дя Его иду­щим по мо­рю, ужас­ну­лись (букв. бы­ли по­тря­се­ны) и ста­ли го­во­рить, что это-де при­зрак; и со стра­ха за­кри­ча­ли. Но тот­час за­го­во­рил с ни­ми Иисус и ска­зал: «Му­жай­тесь, это Я! Не бой­тесь». А Петр ска­зал Ему в от­вет: «Гос­по­ди! Ес­ли это Ты, по­ве­ли мне прид­ти к Те­бе по во­дам!». Он же ска­зал: «При­ди!»

И Петр, вый­дя из лод­ки, сту­пал по во­дам и шел к Иису­су; но, уви­дев, ка­кой [силь­ный] ве­тер, он устра­шил­ся и на­чал то­нуть и за­кри­чал: «Гос­по­ди, спа­си ме­ня!». И тот­час Иисус, про­тя­нув ру­ку, под­хва­тил (под­дер­жал) его, и го­во­рит ему: «Ма­ло­вер­ный! За­чем ты стал со­мне­вать­ся?»

И ко­гда под­ня­лись они в лод­ку, ве­тер утих. А те, что бы­ли в лод­ке, па­ли ниц пе­ред Ним, го­во­ря: «Ты во­ис­ти­ну – Сын Бо­жий!» И пе­ре­плыв на дру­гую сто­ро­ну, вы­шли они на бе­рег в Ген­ни­са­рет.

Про­то­и­е­рей Алек­сандр Мень

Во имя От­ца и Сы­на и Свя­то­го Ду­ха!

Мы все с ва­ми зна­ем, что в на­шей жиз­ни и се­го­дня, и каж­дый день при­сут­ству­ет Гос­подь. Он жи­вет сре­ди нас, про­по­ве­ду­ет сре­ди нас, ис­це­ля­ет сре­ди нас. Он жи­вет в Сво­ей Церк­ви. По­это­му мы го­во­рим, что жизнь Церк­ви Хри­сто­вой – это про­дол­же­ние Еван­гель­ской ис­то­рии, про­дол­же­ние тай­ны по­се­ще­ния Бо­гом ми­ра.

Ко­гда мы с ва­ми идем к Свя­той Ча­ше – вновь со­вер­ша­ет­ся Тай­ная Ве­че­ря. Ко­гда мы слы­шим Сло­во Бо­жие – мы вновь слов­но бы по­па­да­ем в те дни, ко­гда Гос­подь воз­ве­щал Свою Бла­гую Весть. Ко­гда мы мо­лим­ся Ему, то вновь ста­но­вим­ся те­ми са­мы­ми людь­ми – сле­пы­ми, хро­мы­ми, жаж­ду­щи­ми ис­ти­ны и ал­чу­щи­ми прав­ды, – ко­то­рые при­хо­ди­ли к Нему. И вме­сте с апо­сто­ла­ми мы по­вто­ря­ем: «Гос­по­ди, к ко­му нам ид­ти, Ты име­ешь гла­го­лы жиз­ни веч­ной». <…>

И сно­ва еван­ге­лист вос­кре­ша­ет пе­ред на­ми ту ночь, ко­гда уче­ни­ки плы­ли по озе­ру, и ве­тер был про­тив­ный, а Гос­подь по во­дам по­шел к ним на­встре­чу. Уви­дев в тем­но­те фигу­ру Иду­ще­го, они за­кри­ча­ли от ужа­са. Это бы­ло уди­ви­тель­ное со­бы­тие, и уче­ни­ки вплоть до са­мо­го утра не мог­ли прид­ти в се­бя. Но ведь это же чу­до со­вер­ша­ет­ся для нас здесь и те­перь.

По­ду­май­те: вот эта лод­ка, ко­то­рую Гос­подь от­пра­вил впе­ре­ди Се­бя, а Сам ушел на го­ру мо­лить­ся. Он как буд­то бы их оста­вил, как буд­то бы бро­сил од­них на про­из­вол судь­бы. И вол­ны швы­ря­ют их лод­ку, и они мо­гут уто­нуть, и ночь тем­ная кру­гом – мрак, во­да, ги­бель и без­дна. И они в стра­хе, они по­ки­ну­ты. Не так ли и у нас с ва­ми, ко­гда мы ис­пы­ты­ва­ем труд­но­сти, ис­пы­та­ния, ис­ку­ше­ния. Ино­гда нам ка­жет­ся, что Бог нас по­ки­нул, что мы од­ни, что нам не на что опе­реть­ся, что жизнь по­хо­жа на бес­про­свет­ный мрак, и что нет вы­хо­да, что нас под­сте­ре­га­ют кру­гом толь­ко про­ва­лы, что в кон­це кон­цов мы пой­дем ко дну, и нет нам спа­се­ния. А ведь Гос­подь в то вре­мя сто­ял вы­со­ко на го­ре и мо­лил­ся… Мо­лил­ся за мир. Ду­хом воз­но­сил­ся к Сво­е­му Небес­но­му От­цу и, ко­неч­но, мо­лил­ся за тех, кто вни­зу. Он сто­ял вы­со­ко, а они там, вни­зу, бо­ро­лись с вол­на­ми.

Так и ныне: ко­гда нам ста­но­вит­ся труд­но – у нас есть Пер­во­свя­щен­ник и Еди­ный Хо­да­тай, сто­я­щий над на­ми. Это Гос­подь Иисус. На­до толь­ко пом­нить, а апо­сто­лы за­бы­ли об этом и по­то­му бы­ли в стра­хе от вет­ра и волн. А Он не толь­ко мо­лил­ся там, на­вер­ху, но спу­стил­ся и по­шел к ним. У Него не бы­ло лод­ки, по­это­му Он сту­пил на во­ду и по­шел на­встре­чу по­ги­ба­ю­щим. Так же и к нам Гос­подь при­хо­дит в тя­же­лые ми­ну­ты на­шей жиз­ни. Он идет, но мы это­го еще не зна­ем; Он при­бли­жа­ет­ся, но на­ше серд­це еще пол­но стра­ха. <…>

Так бы­ва­ет и в на­шей жиз­ни. Ко­гда она ста­но­вит­ся со­всем невы­но­си­мой, – го­лос Спа­си­те­ля Хри­ста го­во­рит нам: «Это Я здесь, не бой­тесь, не ужа­сай­тесь, по­то­му что это мо­ре по­ви­ну­ет­ся Мне, эта жизнь по­ви­ну­ет­ся Мне, толь­ко верь­те, толь­ко дер­жи­тесь за Ме­ня. Дер­жи­те курс сво­ей лод­ки на Ме­ня. Это Я, не бой­тесь».

Петр за­хо­тел к Нему при­бли­зить­ся в этот мо­мент, пой­ти за Ним. Боль­ше то­го – хо­тел под­ра­жать Ему и ид­ти, как Гос­подь, по во­де. И Гос­подь не оста­но­вил его… На­про­тив, Он ска­зал: «Иди, иди!» Так и нас сло­во Бо­жие при­зы­ва­ет к под­ра­жа­нию Хри­сту Спа­си­те­лю. <…>

В этом риск на­шей ве­ры. Мы все­гда долж­ны ид­ти на этот риск, ина­че серд­це на­ше ни­ко­гда не об­ра­тит­ся к Гос­по­ду по-на­сто­я­ще­му. Толь­ко впе­ред, толь­ко впе­ред к Нему. И вот Петр по­шел, и то­гда, ко­гда он смот­рел не на вол­ны, а смот­рел на иду­ще­го впе­ре­ди Гос­по­да, он шел по во­де… Это бы­ло чу­до! У древ­них егип­тян для каж­до­го по­ня­тия был свой зна­чок, иеро­глиф. Так вот для по­ня­тия невоз­мож­но­го, чу­дес­но­го был зна­чок: че­ло­ве­чек, иду­щий по во­де, – ведь лю­ди все­гда по­ни­ма­ли, что невоз­мож­но ид­ти по во­де. А апо­стол Па­вел нам го­во­рит: «Всё мо­гу в укреп­ля­ю­щем ме­ня Иису­се!» Гос­подь Сам нам ска­зал: «И боль­ше со­тво­ри­те, неже­ли Я». По­че­му же с на­ми не со­вер­ша­ет­ся чу­дес? – Толь­ко по на­ше­му ма­ло­ве­рию. Гла­за на­ши за­кры­ты…

Каж­дый из нас, ес­ли бы осмыс­лен­но смот­рел на свою жизнь, то по­сто­ян­но ви­дел бы это чу­до при­сут­ствия Бо­жия. Это чу­до по­сто­ян­ное и по­все­днев­ное, ко­гда на­ша ду­ша, слом­лен­ная, раз­дав­лен­ная, под­ни­ма­ет­ся со дна, – большее чу­до, чем че­ло­век, иду­щий по во­дам. Мы ма­ло на­де­ем­ся на мо­лит­ву, а Он слы­шит, ко­гда мы дей­стви­тель­но взы­ва­ем к Нему. Толь­ко взы­вать на­до, все­це­ло от­дав Ему серд­це, а не так как Петр, ко­то­рый по­шел, но от­вел гла­за от Хри­ста Спа­си­те­ля, по­смот­рел на бу­шу­ю­щие под но­га­ми вол­ны, и тут же на­чал то­нуть. В тот са­мый миг, ко­гда он по­смот­рел на эти ужас­ные вол­ны, а не на Хри­ста, он по­те­рял чу­дес­ную спо­соб­ность ид­ти по во­де. <…> Вот так и мы с ва­ми, по­лу­чая под­держ­ку и по­мощь Бо­жию, тут же на­чи­на­ем ко­ле­бать­ся и ду­мать: «Мо­жет быть, это сов­па­де­ние, мо­жет быть, так и на­до, мо­жет быть, это бы­ло бы неиз­беж­но?» Сра­зу на­чи­на­ем объ­яс­нять по-сво­е­му, по-че­ло­ве­че­ски, и то­гда все у нас вновь на­чи­на­ет ру­шить­ся. Бо­гу от­да­ют или все или ни­че­го.

А ко­гда мы на­чи­на­ем ко­ле­бать­ся, ко­гда мыс­ли на­ши дво­ят­ся, то­гда все, как у Пет­ра, ухо­дит у нас из-под ног, и мы то­нем. И дай-то Бог, чтобы то­гда, ко­гда мы по­чув­ству­ем свою близ­кую ги­бель, чтобы мы вос­клик­ну­ли: «Гос­по­ди, спа­си ме­ня, я по­ги­баю». Ду­хов­но по­ги­баю, ду­хов­но уми­раю, черст­вею, ли­ша­юсь ве­ры и Тво­е­го при­сут­ствия! И то­гда да бу­дет ру­ка Его твер­да, ко­гда она нас под­дер­жит и ска­жет: «Ма­ло­вер­ный, за­чем ты усо­мнил­ся».

Дав­но все это бы­ло, две ты­ся­чи лет на­зад, но мил­ли­о­ны лю­дей про­дол­жа­ют этот путь по «мо­рю», мил­ли­о­ны лю­дей в те­че­ние всех ве­ков и ныне по всей зем­ле ви­дят То­го, Кто идет сре­ди волн жиз­ни и го­во­рит нам, рас­те­рян­ным, сла­бым и греш­ным: «Обод­ри­тесь, это Я; не бой­тесь. Я здесь, ря­дом с ва­ми. Я мо­гу про­тя­нуть вам ру­ку!»

В этом Еван­ге­лии нам все­гда да­ёт­ся знак, что Иисус Хри­стос и вче­ра, и се­го­дня, и зав­тра – Тот же! Аминь.


При­ме­ча­ния

[1] Бо­лее позд­нее чте­ние – «на се­ре­дине мо­ря».

[2] По­след­няя ноч­ная стра­жа; меж­ду 3 и 6 ча­са­ми утра.

Сщмч. Фаддей (Успенский).Проповедь священномученика Фаддея (Успенского). Слово в Неделю 9-ю по Пятидесятнице.

В нынешнем апостольском чтении слышали мы слова: «Основания бо инаго никтоже может положити паче лежащаго, еже есть Иисус Христос» (1Кор.3:11). Эти слова тем более побуждают нас остановиться на них, что и мы принадлежим к «строителям», о которых упоминает апостол. Итак, Христа ли положили мы в основание своей жизни и дела? По-видимому, излишне было бы об этом и спрашивать: ведь мы делаем свое дело от имени Церкви, следовательно, Христа полагаем… ►

Прот. Василий Михайловский.Проповедь протоиерея Василия Михайловского. Неделя девятая по Пятидесятнице.

Впервые за целый год только сегодня огласился слух христиан словом апостола о священном сане. Священный сан бывает предметом общественного обсуждения только в крайних случаях, по настоятельной нужде. И действительно, апостол вынужден был говорить о своем значении и о других сослужителях по тому обстоятельству, что, как вам на прошлой неделе было изъяснено, коринфяне любили… ►

Еп. Виссарион (Нечаев).Проповедь епископа Виссариона (Нечаева). Греховная бездна. Поучение в неделю 9-ю по Пятидесятнице.

В сегоднешнем евангельском чтении повествуется о чуде спасения Господом Иисусом Христом утопающаго Петра (Мф.14:24–33). Иисус Христос, чудесно насытив в пустыне близ Вифсаиды пять тысяч народа, отпустил его, а своим ученикам приказал сесть в лодку и отправиться по морю в землю Геннасаретскую. Произошло сильное волнение, грозившее потоплением ученикам. Иисус… ►

Проповедь протоиерея Григория Дьяченко.  Свв. муч. Борис и Глеб.

Свв. ныне прославляемые мученики Борис и Глеб были сыновья равноапостольнаго князя Владимира и претерпели смерть от убийц, подосланных братом их Святополком-окаянным, желавшим овладеть киевским престолом и видевшим в братьях сильных противников. После кроваваго боя с прочими братьями Святополк бежал из пределов России и, преследуемый гневом Божиим… ►

Свт. Димитрий Ростовский. Проповедь святителя Димитрия Ростовского.  Поучение в неделю девятую по Святом Духе, Мф.14:24.

В нынешнем Евангелии, читавшемся на Божественной литургии, мы слышали о волнующемся море, о ветре противном, о корабле, покрывавшемся волнами, об утопавшем Петре и об учениках, возопивших от страха. Все это, возлюбленные слушатели, недобрые события. Случайно ли все это произошло, или по нарочитому промыслу и устроению Божию, – вот что я спрашиваю… ►

Св. праведный Алексий Мечев.Проповедь св. праведного Алексия Мечева. Слово в Неделю 9-ю по Пятидесятнице.

Ныне чтение Евангельское передает нам о чудесном хождении Спасителя по водам, о том, как Господь усмирил бурю и спас Апостола Петра от потопления, когда тот, спросив у Господа позволения, пошел по морю, но, усомнившись в покровительстве Божием, начал тонуть, взывая: Господи, спаси меня! Жизнь наша то же житейское море, воздвизаемое напастей бурею… ►

Митр. Сурожский Антоний.Проповедь митрополита Сурожского Антония. Неделя 9-я по Пятидесятнице. Спасение утопающего Петра.

Так же, как Петру и другим апостолам, нам трудно поверить, что Бог, Бог мира, Бог гармонии может находиться в самой сердцевине бури, которая как будто готова разрушить и нашу безопасность, и лишить нас самой жизни. В сегодняшнем Евангелии говорится, как ученики покинули берег, где Христос остался наедине, в уединенности совершенного молитвенного общения… ►

Еп. Митрофан (Зноско-Боровский).Проповедь епископа Митрофана (Зноско-Боровского). Неделя 9-я по Пятидесятнице.

«Воистину – Ты Сын Божий!» Апостолы, недавно объятые страхом, находясь среди вздымающихся грозных волн, исповедуют Христа Сыном Божиим. «Истинно – Ты Сын Божий». Личность Христа и поныне является центральной в жизни мира. «Как пирамиды возвышаются над равнинами Египта, так Христос высоко стоит над всеми человеческими учителями, философами и преобразователями мира»… ►

Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев).Проповедь архимандрита Ианнуария (Ивлиева).  9-я Неделя по Пятидесятнице, 1Кор. 3:9-17.

В настоящее время в мире насчитывается приблизительно два миллиарда верующих во Христа людей. В I веке, в самом начале правления императора Нерона, когда апостол Павел написал свое Первое послание к Коринфянам, христиан в Римской империи было в лучшем случае несколько тысяч… ►

Прот. Димитрий Смирнов.Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова. Всенощное бдение под Неделю 9-ю по Пятидесятнице.

Слава Богу, мы опять вместе. Сегодня читалось самое мое любимое из всех воскресных одиннадцати Евангелий – о том, как Мария Магдалина «стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб, и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса. И они говорят ей: жена! что ты плачешь?» Плакала она – и они это, конечно, знали… ►

Прот. Валериан Кречетов.Проповедь протоиерея Валериана Кречетова. Бог один – и истинная вера одна.

Сегодня, в воскресный день, вы слышали три евангельских чтения: два читались подряд, одно – отдельно. Первое чтение – о чуде хождения св. апостола Петра по водам по повелению Господню. Второе Евангелие – памяти святых отцев Шести Вселенских Соборов. Третье евангельское чтение – памяти преподобного и богоносно-го отца нашего Серафима, Саровского… ►

Источник: https://azbyka.ru/days/2017-08-06

(979)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *