Слова и некоторые случаи из жизни Блаженнейшего патриарха Сербского Павла

images15 ноября, в день его кончины, мы вспоминаем патриарха Сербского Павла (1914–2009). Для Сербии он был «человеком, который своим существованием объединял нацию»; для всего мира – «символом духовного единства сербского народа». Возглавляя долгие годы Рашско-Призренскую епархию, он с болью в сердце наблюдал, как все более обостряется и накаляется обстановка в Косово и Метохии. И это не был взгляд холодного наблюдателя: о зле, воцаряющемся в этом древнем крае, он заявлял во весь голос. Как и о зле, уже царствующем над миром.

Его служение не было легким, тягот перенести пришлось немало, но он сносил их по-христиански – как Божие избранничество. И слова этого пастыря, его мысли и высказывания, подборку которых мы публикуем, именно сейчас особым образом отзываются в нашем сердце.


pavel-serbskiy

razd001

«Или как люди, или пусть нас не будет!»

«Когда человек рождается, весь мир радуется, а только он плачет. Но следует жить так, чтобы, когда умрет, весь мир плакал, а только он радовался»

«Будем защищать себя от бесчеловечности, но будем еще сильнее защищаться от бесчеловечности в себе»

«Не дай злу тебя победить, но победи зло добром!»

«Жизнь — дар Божий. Мы получили его от Духа Святого, чтобы употребить на благо»

«Часто то, что кажется нам невозможным, с Божьей помощью бывает легче и проще»

«Бог нас видит, читает мысли наши, мы не можем пред ним укрыться»

«Прощайте, ибо и Христос простил»

«Гордый человек не способен сделать ничего доброго»

«Господь всегда будет с нами, если и мы будем с Ним»

razd001

«Всякий видит то, что он хочет»

Дьякон, который сопровождал патриарха в его хождениях по Белграду рассказывает о уроке, который он однажды получил от патриарха, когда они шли в церковь Баново Брдо.
— Как мы поедем, на машине? — спросил диакон.
— Нет, автобусом! — ответил категорично патриарх.
— Ой, да но в автобусе полно народа и жарко, очень душно. Да это и не так уж далеко.
— Тогда мы пойдем туда пешком, — кратко говорит патриарх.
— Ваше Блаженство, — пытался повлиять на патриарха диакон, — сейчас лето и люди едут купаться на островок Цинкала и очень многие полуобнаженные, это неправильно.
— Отче, — ему спокойно говорит патриарх, — каждый видит то, что ему хочется.

«От раскольников отступает Дух Святой и Его благодать»

«Апостол Павел говорит: Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные (1 Кор.11:19). Свет и мрак не могут вместе. Чем дальше мы идем во времени, тем ближе край света, – а лишь Господу ведомо, когда это будет, – тем хуже и тяжелее будет. С этим нужно считаться.

Расколы были и будут, еретики и ереси – тоже. И если ересь, – грех против истины, то раскол – грех против единства. От раскольников отступает Дух Святой и Его благодать. И святой мученик Киприан Карфагенский говорит: “Кто может дать то, чего сам не имеет? И как может совершать духовные действия тот, кто потерял Дух Святой?” А мнение Церкви еще в пятом веке изложил блаженный Августин, говоря: “Раскольники могут иметь веру в Святую Троицу, могут иметь Святые Тайны, но не спасение”.
Знаете, все граждане свободного света имеют полное право основывать религиозные сообщества, но не имеют права делать из Православной Церкви предмет политической торговли».

«Злодею всегда плохо, зло несчастливо»

«Один албанец, ходжа, написал мне письмо, и среди прочего там было следующее утверждение: “Для нас, мусульман неприемлем принцип: пока один не потеряет, другой не найдёт”. Я ответил: “Этот принцип неприемлем и для христианства, и для православия”. Земля Господня достаточно просторна для всех, если мы будем людьми. Если же нет, она станет нам тесной, даже если нас останется только двое. В Библии и Коране говорится об Адаме и Еве и их сыновьях Каине и Авеле, о том, как злой Каин набросился на брата и убил его, а их было четверо во всем мире. Злодею всегда плохо, зло несчастливо. Никогда злодей не признает себя виноватым, всегда виноваты другие. А христианин, даже ни в чем не виновный, всегда боится, что, пусть невольно, согрешил».

«Многие говорят: еще немного нагрешу и буду каяться. Но так не получится»

«Никто не возрастает “по прямой”. Без искушений мы были бы легкомысленными, искушения укрепляют нас. Нет человека, который за долгую жизнь не имел бы их. Все имеют их, даже не верующие ни словом, ни делом. Но в нашей вере нет предопределенности на совершение злых дел. Есть люди, которые показывают себя только перед смертью, как тот разбойник на кресте. Поэтому блаженный Августин пишет: «Не впадай в отчаяние, ибо спастись можешь и перед смертью. Но не надейся на это слишком, ибо только один спасся». Многие люди говорят, подожди, мол, я еще немного нагрешу, потом буду каяться. Но так не получится. Если человек в трясине по щиколотку, то выбраться ему легко, если до колена – кое-как, а если по горло – никак. Болезни зависимости – лучший пример этого. Человек превращается в раба, а создан он свободным».

«Те, кто не хочет рожать, пусть воздерживаются»

«В прошлом году мы выступали против абортов, и женское лобби протестовало и писало в газетах: “Женщина – существо свободное, и она сама должна решить, родить или не родить ребёнка”. Мы и не говорили, что женщина – несвободное существо, мы только не согласны с тем, чтобы зародыш считался частью женского тела. Яйцеклетка – часть женского тела, и сперматозоид – часть мужского, но зародыш, – это что-то совсем другое, это отдельная личность, целостная, не принадлежащая ни мужскому, ни женскому организмам. … Махатма Ганди говорил, что самые счастливые годы провел со своей женой, когда они жили, как брат с сестрой. Те, кто не хочет рожать, пусть воздерживаются. Если мог Ганди, могут и они».

«Такова политика: начнешь заниматься ею, приходится продолжать, куда бы это не завело»

«Никто не умел так хорошо, как один католический катехизатор, представить лик Иисуса Христа. “Умереть за другого”, – сказал он однажды о высшей христианской жертве и высшей свободе. А затем пришел 1941 год, и этот человек вдруг изменился: стал командиром штурмовиков в Тузле, посылал своих бывших учеников арестовывать их бывших преподавателей. Как может быть, чтобы человек таких моральных качеств пал так низко? Или он раньше фарисействовал, или такова политика, – если начнешь заниматься ею, то приходится продолжать, куда бы это тебя не завело».

«Важно оказаться на стороне, которую Иисус Христос признает Своей»

«Чем ближе мы к концу света, – а к нему мы приближаемся с каждым днем, – тем труднее нам будет. Когда придет конец, Христос нам не сказал, потому что это не принесло бы нам пользы. Для нас знание о времени конца света не важно, – важно всегда быть готовыми, чтобы, даже если это случится сейчас, в эту минуту, оказаться на стороне, которую Иисус Христос признает своей, среди тех, кого Он признает Своим народом. Нужно всегда быть готовыми предстать перед Судией праведным, как Его верующие, как народ Божий».

«Путь Божий не лёгок, но он честен»

«Бог нам не дал ни меча, ни ружья, чтобы насильно заставлять людей быть христианами. Он дал нам слово. Кто имеет уши, чтобы слышать, – тот услышит. Это наше оружие. Путь Божий не лёгок, но он честен. Он подразумевает непрекращающуюся борьбу с самим собой, со страстями, с неправдами, с сатаной. Это путь любви через страдания, любви к себе, к ближним, ко всему живому, даже к неприятелю. Награда в конце пути, – вечная небесная слава в Царствии Божием».

«Христос посылает нас к волкам не для того, чтобы волки нас растерзали»

Христос своим ученикам сказал: Я посылаю вас как овец к волкам. Быть человеком во все времена и при всех обществах было исключительно тяжело. Каждый старается использовать вас, посмеяться, подставить ногу… Вы и сами, конечно, это знаете. Но Христос посылает нас к волкам не для того, чтобы волки нас растерзали, а чтобы мы своими поступками, своей верой показали им, что значит быть в стаде Христовом. Чтобы хоть иногда волк преобразился, понял, что не делает хорошего, покаялся и поклонился стаду Христову. Но, конечно, существует и опасность, что овца, не имеющая довольно веры, подумает, что “c волками жить – по-волчьи выть”, соблазнится и станет волком, заменит копыта когтями, научится выть».

«Унижать нас может кто угодно, но унизить – никто, кроме нас самих»

«Гнев ничему не помогает, только наносит вред тому, кто гневается. Некоторые люди считают, что их обязательно должны послушаться, хотят быть в центре всего. Родители часто перебарщивают и требуют послушания от своих уже взрослых детей. Из-за гордости и тщеславия так же часто случаются недоразумения. Унижать нас может кто угодно, но унизить – никто, кроме нас самих, наших дел и поступков. Нужно оставаться спокойными, даже когда другие специально стараются вызвать ваш гнев».

«Всё можно решить, вооружившись терпением и доверием»

«Минуты слабости бывают у всех. Но после, когда человек соберется с духом, становится ясно, что и неудачи имеют свой смысл. Помню, шёл я как-то пешком в монастырь. Идти далеко, льет дождь, я без зонта, ноги вязнут в размокшей грязи. Подумалось: “Господи, я что, в кабак направился, что со мной такое происходит?” А потом, поразмыслив, сам себя спросил – где же моя сила воли? Всё можно решить, вооружившись терпением и доверием».

«Наш долг – изложить истину, которую знаем, перед тем, кто хочет слушать»

«Как сказал святой Иоанн Златоуст, наш долг не в том, чтобы убедить противника, а в том, чтобы изложить истину, которую знаем, перед тем, кто хочет слушать. Если он не хочет, мы не должны заставлять его. Его собственный долг – убедиться, потому что никто никого не может убедить, пока тот не убедится сам. То есть наш долг изложить истину, а имеющий уши да услышит, как сказал Христос. Тому, как говорит апостол Павел, кто нашел себе учителей, угождающих ученику, тех, что будут рассказывать приятные сказки, избегая истины, мы не можем помочь. Значит, наш долг помочь всякому, кто может и хочет слышать».

«Да будем мы с Господом, и Он с нами, и будь, что будет»

«Господь да пребудет с нами, и мы с Ним, а Он от нас не отступится никогда, лишь бы мы от Него не отступились. А отступиться от Него и Его пути, значит, пойти к греху, к тому, что недостойно имени наших предков и нас самих – всегда. Да будем мы с Господом, и Он с нами, и будь, что будет. А будет добро, потому что всякое добро – от Бога».

«Земная жизнь у нас одна, и когда она подойдет к концу, тщетно раскаиваться в том, что она прожита легкомысленно и недостойно».

«Православная Церковь на протяжении 2000 лет проповедовала Евангельское учение для того, чтобы люди познав его, жили согласно Христовым заповедям и спасались. Земная жизнь у нас одна, и когда она подойдет к концу, тщетно раскаиваться в том, что она прожита легкомысленно и недостойно. Поэтому Церковь призывает представителей всех поколений и каждого человека в отдельности со всей ответственностью задуматься о цели жизни и смысле бытия всего человечества и каждого из нас. Вместе с этим Церковь указывает путь, которым должны следовать все христиане в соответствии с Евангельскими заповедями».

«Превратить землю в рай невозможно, но помешать ей превратиться в ад – в наших силах»

«И сейчас, – подчеркнул в конце беседы Патриарх Павел, – когда мы полны оптимизма и надежд, что на нашей земле сможем жить свободно и достойно человека, мы все же осознаем, что превратить землю в рай невозможно, но помешать ей превратиться в ад – в наших силах. И ко времени созидания мы должны подойти со всей ответственностью, ведь мы строим наш общий дом».

«И если всему свое время, будем же молиться, чтобы наше время стало временем обновления основных христианских и человеческих ценностей: свободы, правды, согласия, самопожертвования, труда, и, наконец, воссоединяющей любви».

«Веруя в Господа, осуществляем смысл жизни»

Господь для нас, верующих, – все. Он – хлеб жизни, Он – вода живая, Он – свет, Он – пастырь добрый. Так что Он – все для нашей жизни. Веруя в Него, мы живем Им и этим осуществляем смысл и цель нашей жизни и делаемся способными войти в непреходящее блаженство Царства Небесного. Вот потому всегда и нужно помнить, что живем мы – Христом. Говорит святой апостол Павел: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2: 20). Этой жизнью вечной, живя во Христе и со Христом, мы, повторю еще раз, осуществим смысл и цель своей жизни, а это, по святым словам Евангелия, есть блаженство непреходящего Царства Божиего. В это-то блаженство Царства Небесного войти уже в этом мире желаю и вам, и себе.

razd001

О христианской ревности

Спаситель выгнал торговцев из храма, как об этом говорится у апостола Иоанна, из ревности, потому что после этого события ученики его вспомнили, что к нему относятся слова: «Ревность по доме Твоем снедает Меня». Здесь Господь показывает нам пример ревности. Но если мы хотим в любой ситуации знать, какой должна быть наша ревность, то необходимо обратить особое внимание на слова апостола Павла о тех представителях народа иудейского, которые не приняли Христа. О них апостол говорит: «Ибо свидетельствую им, что имею ревность по Боге, но не по рассуждению» (Рим. 10: 2).

Истинная ревность есть та, которая разумная, евангельская, как та, что показал Спаситель. Такую ревность должны иметь и мы – разумную ревность. Если ее будем иметь, то избежим любого фанатизма и всяких перегибов. Да поможет нам Господь, чтобы и мы имели ту же ревность в добродетели и в отношении всякого доброго дела, какую и Он имел по отношению к дому Отца Своего!

О бесконечной любви Божией

Дорогие братья и сестры, вот мы имеем пред очами духовными ту бесконечную любовь Божию Сына Божия, Который ради нас, грешников, сошел в этот мир, родился как человек, претерпел все гонения, страдания, а напоследок крест и смерть – нас ради и нашего спасения, из любви к нам. Любовью к Нему и ответим. Хоть мы и не богатые цари, которые принесли ему золото, ливан и смирну, но принесем ему чистые сердца и чистые души, дабы, когда предстанем пред Ним, Он признал нас и принял как своих. И об этом всегда повторяю я и себе, и вам, и всем, кто имеет уши, чтобы слышать, дабы предки наши возрадовались, когда мы предстанем пред ними, узнали в нас своих потомков и приняли как своих самых родных. Бог вас благословит!

Смирение – мать добродетелей

Смирение, братья и сестры, мать всех евангельских добродетелей, ибо Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Тот, кому противится Бог (ибо, по сути, сам он, грешник, противится Богу), не может иметь никакой благодати, никакого преуспеяния ни в чем. Он получит вечную погибель, если не покается. Так что смирение – это фундамент и основа всех евангельских добродетелей. Это не означает пассивность, это не духовная мертвенность. Напротив, смирение требует огромной силы, чтобы мы преодолели в себе гордость – грех, превративший ангела в диавола. И это смирение имела Пресвятая Богородица, а те особые качества Ее, благодаря которым Она удостоилась быть Матерью Сына Божиего, – это были как раз духовные качества – добродетели, которые Она – с помощью Божией, но Сама – проявила.

Поэтому святой Иоанн Златоуст напоминает христианам-родителям, как важно трудиться над тем, чтобы в своих дочерях и сыновьях развить эти добродетели. «Ты, – говорит он, – стараешься приготовить своей дочери богатые дары, одеть ее в шелк и бархат и украсить ее золотыми украшениями, а посмотри на Ту, Которая избрана быть Матерью Сына Божиего!» «Вся слава дщери Царя внутри», – говорит пророк Давид (Пс. 44: 14). Над этим нужно трудиться: чтобы дочь и сын стяжали эту внутреннюю красоту и сохранили ее. Сие да будет основной и главной обязанностью родителей, особенно матерей! Это, конечно, не значит, что родители не должны заботиться и о материальных нуждах своих детей, чтобы обеспечить им возможность начать и вести самостоятельную жизнь. Но превыше всего – постараться своей жизнью и своей верой православной способствовать тому, чтобы дети стяжали эти внутренние сокровища, начиная со смирения и затем до любви, которая есть венец совершенства, наисовершеннейшая из всех добродетелей.

Жить по науке евангельской каждый день, час и минуту

То, что будут делать другие, зависит от них, находится в их руках, но то, что будем делать мы, – в наших руках. Бог ждет от нас, ждут от нас и наши святые предки, чтобы мы всегда поступали как народ Божий, как люди сознательные, как те, кто знает, что делает. Ибо есть и такие, кто этого не знают, по словам Господа, сказанным на кресте о тех преступниках, которые под крестом ругались Ему, а Он молился Отцу: «Отче, прости им: не ведают, что творят». Итак, мы, братья и сестры, будем же всегда теми, кто знает, что творит, и будем же делать и совершать то, что нужно, и вести себя согласно евангельской науке. Ибо христианство есть знание науки евангельской, науки Господа Иисуса Христа, и жизнь по этой науке каждый день, каждый час, каждую минуту.

Да не будем рабами греха!

Есть две свободы, братья и сестры, и два рабства. Одно – свобода здешняя, мирская, свобода этого мира, а другая свобода – свобода от греха. Таким образом, одно – это рабство в этом мире, происходящее от людей преступных и вообще от сильных мира сего, а другое рабство – греху. Бесспорно то, что мы и телесные, что мы и земные, и нам необходима свобода в этом мире. И как для нашего народа и для всех других правдолюбивых и истинолюбивых народов необходима свобода! Но мы состоим и из души, и для нас необходима свобода и от греха.

Та первая свобода, как и жизнь, пройдет и проходит. Но свобода от греха, свобода праведников – никогда, и она соединяет нас со всеми святыми в Царстве Небесном. Так что следите за тем, чтобы мы не были рабами греха. Вы знаете и по себе, и по другим, каково это рабство. Наименьшие, скажем так, страсти, которые мы приобретаем, – а какое это рабство! Вспомните хотя бы курильщика, пьяницу, я уж и не говорю о других грехах, блуде и преступлениях. Сколь великое это рабство!

Царство Небесное – наше истинное отечество и родина

Будем стараться проявить свою веру в святых и благородных делах, и тем самым приблизиться к Богу и быть достойными наших предков, которые это умели и это делали в этом мире и потому вошли в Царство Небесное, которое есть наше настоящее отечество и родина. И будем помнить, в чем истинный смысл нашей жизни, чтобы здесь своей святой православной верой и жизнью по этой вере заслужить тот непреходящий мир, блаженство в мире том с блаженными небесными силами и блаженными отцами и матерями нашими вблизи Бога, в единстве Церкви Божией, пришедшей во славе. Это говорю всегда и себе, и вам, братья и сестры, ибо нам предстоит уйти из этого мира и предстать пред праведным Судией.

Неверующие упрекают нас, что мы, православные священники, не только напоминаем верующим о смерти, но и пугаем их ею. Это не так. Мы и себе, братья и сестры, и всем тем, кто имеет уши, дабы слышать, говорим лишь истину: мы оставим этот мир. Это знают и неверующие, но они не знают и не хотят знать о том, что душа бессмертна и что она предстанет пред лицом Божиим, чтобы принять или блаженство вечное, или муку вечную. А мы должны это знать, должны быть теми, кто понимает, что делает.

Сердце наше будет чистым, если мы потрудимся очистить его от греха

Сердце наше будет чистым, если мы потрудимся очистить его от греха. Диавол всевает в наш ум и в сердце наше злые мысли, грешные мысли. Если мы будем стараться всеми силами отгонять эти мысли от себя, тогда сердце наше будет чистым. Но если диавол найдет в нас своих помощников, и мы будем задерживаться на грешных мыслях, будем их лелеять, подогревать, и они будут расти и перерастать в грех, то мы сами будем виноваты. Множество раз нам говорили – и говорят так, как правило, люди этого мира, неверующие: «Покажите нам Бога – и тогда и мы будем верить!» Не понимают они, что сердце – это то зеркало, то око, которым можно увидеть Бога. А каково наше и их сердце, насколько оно помрачено грехами, да так, что в нем не может ни отражаться, ни быть видим Бог Всесильный и Всечистый! Так что это-то и надо иметь в виду.

О нашем времени

Повторяю и себе, и вам: нас Господь послал в наше время и дал нам задачи, которые каждый из нас должен выполнить и в своей семье, и в обществе, и в Церкви, и во всем человечестве.

И говорю еще, опять повторяя: выполним ли мы эти задачи с полной силой, которую дал нам Бог, и полным желанием, – все это зависит от нас. Мы часто говорим, что если бы мы родились в какое-то более счастливое и лучшее время, то были бы лучше. Это только отговорка! Бог дал нам силы в тот же момент, когда нас поставил в это время, такие силы, какие нам необходимы при Его благодатной помощи, чтобы мы выдержали, одолели и выполнили свои задачи.

Если мы будем расточать силы на ничтожные вещи, то не будем иметь их для того, что важнее всего. И, кроме того, будем жить противно тому, что Бог заповедал, и не захотим после идти Его путем. И уйдем в противоположном направлении и заслужим муку вечную. Блаженство Царства Небесного – то, чего «не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2: 9), – или мука вечная, «где червь их не умирает и огонь не угасает» (Мк. 9: 44).

О следовании за Христом

Отказ христианина нести крест есть отречение от Христа. Невозможно быть Христовым учеником без готовности к трудностям. Важно, чтобы мы не устраивали трудностей другим, а трудности, происходящие от мира, который «во зле лежит», сознательно принимали как путь, как крест свой. «Пойдем, – говорит Он юноше, – за мной». А тот отвечает: «Господи, дай мне прежде пойти похоронить отца моего». А Иисус ему говорит: «Оставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди за мной благовествуй Царство Божие». Отец этого юноши был еще жив, а Господь говорит о нем, что он «мертв». Для него мертвы и те, кто еще живы в этом мире, но не имеют веры в Него, и живущие по духу сего мира, лежащего во зле и преходящего. Мы всегда должны иметь в виду то, что знали наши предки и во что веровали: лучше быть мертвым ради Христа и мертвым в очах мира сего, чем быть мертвым в очах Христовых. И настолько мы должны быть преданы Христу. Это не значит, что мы ищем смерти. Правило христианского мученичества – не искать мученичества.

Мы не вызываем мученичество, но когда столкнемся с вопросом – или отречение от Христа или лишиться головы, тогда мы должны избрать путь матери Евфросинии, которая говорила своему сыну: «Лучше потерять голову, чем осквернить душу грехом!» Умерев за Христа, мертвый человек жив пред Богом и жив в Боге, в Царстве Небесном. Мертв пред Ним лишь не кающийся и не верующий в Него грешник.


Источники:

http://www.diveevo.ru/2/0/1/4486/
http://www.pravoslavie.ru/32696.html
http://www.pravoslavie.ru/57440.html
http://www.pravoslavie.ru/34530.html

(507)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *