Преподобные Андроник, Савва и Александр, Даниил и Андрей Московские


Прп. Андроник и Савва Московские.
Прот. Вячеслав Савиных. Икона. 1995 г. (Спасский собор Андроникова мон-ря)

День памяти: 13 июня

 

 

azbuka_pravoslaviya_a

ндроник, Савва и Александр, Даниил и Андрей Московские, преподобные

Из Великого Новгорода происходил блаженный Арсений, но неизвестно, кто были его родители и в какое время он родился; лишь одно знаем, что хоро­ши были родители, воспитавшие его в благочестии, ибо каков корень, таковы и ветви и, по Священному Писанию, аще корень свят, то и ветви (Рим. 11, 16). Добрым воспитанием укоре­нился в сердце его страх Божий и послужил ему нача­лом премудрости. Возрастая телесно, возрастал Арсений и духовно, удаляясь от всего суетного и соблюдая душевную и телесную чис­тоту. Всем сердцем при­ле­пился он ко Святой Церкви, услаждаясь слышанием Божественных словес. Но что­бы благоговейный отрок не оставался в праздности, родители отдали его на учение ремеслу. «Со усердием повеленная ему исполняше и тако скоре изу­чися худо­жеству и бысть ковач меди». От своих трудов он со тщанием пода­вал милостыню нищим, «бе бо зело ми­лостив». Любя всегда молиться Богу, сердце его все более и более разгоралось любовью Христовой. Это побудило его наконец оставить мир, сродников и все имущество, чтобы искать безмолвной жизни.

В 1373 году преподобный поступил в Новгордский Лисицкий (Ли­сичий) монастырь. Пройдя иноческий искус, он принял монашество с именем Арсений. Один­надцать лет прожил Арсений в обители, пройдя различные послу­шания и сделавшись совершенным иноком не только по одежде, но и по чрезвычайным подвигам бдения, поста и молитвы. Он был возлюблен Богом и людьми за свою добродетель. Все братия смотрели на него как на данный им свыше обра­зец жития иноческого.

Но, стремясь к еще более высоким духовным подвигам, преподобный Арсений ушел на святую гору Афон. Благополучно достигши Святой Горы, он был с лю­бо­вью принят игуменом Иоанном, который велел пришельцу, как бы новона­чально­му, подвизаться в общих трудах с братией, чтобы испытать его терпение. Прошел прп. Арсений по порядку все монастырские службы, начиная от древоде­ла­ния и печения хлебов, и всякую службу исполнял с чрезвычайным смирением и послу­шанием, по рассуждению бдительного пастыря, вменяя себя за худшего из братии и за великого грешника. Игумен, узнав искусство пришельца русского ковать медные сосуды, занял его предпочтительно сим рукоделием. И в глубоком безмол­вии ковал он сосуды для потребы монастырской, посвящая на сие целый день, а ночь проводил в молитве, едва дозволяя себе мало отдыха, ибо крепок был и мужественен. Безмездно он трудился не только для своей обители, но и для других святогорских, ибо отовсюду приносили ему медь для кования сосудов, как только услышали о его искусстве. Опасаясь, чтобы множество к нему прихо­дивших не обременяло братию его обители, принял он благословение от своего игумена обойти все монастыри Святой Горы, чтобы потрудиться на пользу каждого из них не ради злата и сребра, но для душевного спасения, и в таковом подвиге пребыл три года.

Когда настало время возвращения на Русь, игумен Иоанн благословил его иконой Пресвятой Богородицы, впоследствии получившей наименование Конев­ской (см. 10/23 июля), и передал подвижнику общежительный устав.

Дальнейший подвиг преподобный Арсений проходил на Валааме. Часто взывал инок ко Господу, молитвенно просил он указать место для устроения новой обители. И вот однажды, когда он находился в море, случившаяся буря при­несла его к острову Коневец, что на Ладожском озере. Здесь по Промыслу Божию преподоб­ный Арсений поставил крест и, оставшись для подвигов, пост­роил часовню в 1393 году. Трудна, тяжела была жизнь его на холодном и диком острове, но он терпел и подвизался в молитве. Напрасно убеждал его инок Лаврентий, посланный с Валаама от игумена Силы, чтобы возвратить его обратно в обитель. Но, возлюбив безмолвие своего острова, он решился с по­мощью Божией превратить остров служения лжи в обитель святости и истины. До его поселения на Коневце береговые жители пользовались островом для конского пастбища. Они верили, что скот их остается здесь целым и невре­димым оттого, что его берегут духи, живущие под огромным камнем, и в знак благоговейной признательности оставляли у камня каждую осень одного коня. Конь погибал от голода в какой-нибудь трущобе, а они верили, что благо­склонно принят он в жертву духами. От того огромный камень назвали Конь-камнем, а остров — Коневым, или Коневцем. Преподобный Арсений, узнав о таком языческом суеверии народа от рыбака Филиппа, еще в начале поселения своего на острове приступил к камню с молитвою, окропил его святою водою, и духи — наставники лжи — отлетели в виде воронов. Преподобный Арсе­ний пять лет подвизался в скиту своем, показывая собою суеверам, что их духи, бла­го­творители и каратели, не смеют коснуться до него. В 1398 году преобразовал он скит свой «на Коневском острове», по благословению Новгородского архиепи­с­копа Иоанна (1389—1415), в общежительный монастырь, где построил храм
в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Впоследствии, при архиепископе Симеоне (1416—1421), угодник Божий вновь по­сетил святую гору Афон, где испросил молитв и благословения для своей оби­тели. Во время его отсутствия крайняя скудость провизии повергла всех братий в такое смущение, что они было решились покинуть обитель. В глубокой скорби в постигшем испытании ближайший ученик преподобного благочестивый Иоаким вдали от монастыря, в глухом лесу, повергся со слезами, моля Пресвятую Бого­родицу помочь им в великом горе. Погруженному в легкий сон, этому стар­цу в небесной славе явилась Преблагая Царица неба и земли и возвестила о скором прибытии преподобного. На другой день, действительно, прибыл прп. Арсений на двух больших судах со множеством припасов. В незабвенную память этого радостного и дивного явления Божией Матери и в вечное благодарение за мате­риальное попе­чение Ее о монастыре, по благословению преподобного, на месте явления иноки поставили крест и святую икону Богоматери; самая гора, которую осенило благо­датное явление, с тех пор называется «Святою»; впос­ледствии на месте явления построены часовня и скит.

В 1421 году необыкновенный разлив Ладожского озера, смывший некоторые по­ст­ройки бедной обители, заставил преподобного Арсения перенести обитель на новое место на том же острове, где мало-помалу им был сооружен каменный храм с деревянными келлиями и оградой. Архиепископ Евфимий, поступивший на кафед­ру с Лисичьего монастыря, много содействовал преподобному в устрое­нии новой обители. Коневец стал тогда известным для многих в Новгороде. Бла­гочестивые новгородцы стали посещать уединившуюся на острове обитель и доставляли ей свои пособия. Святитель Евфимий также посещал Арсения на Коневце и в знак духовной дружбы подарил свой клобук. В память посещения свя­тителя прозвалась самая лахта, или пристань, при которой стоял прежний мо­настырь, Владычной лахтой.

В заботах и трудах об обители и в подвигах иночества прп. Арсений дос­тиг глубо­кой старости. Если неизвестны годы земной его жизни, то не укры­лись годы ино­ческие, ибо 65 лет провел он в постнической жизни. Поручая обитель свою Матери Божией, обещал прп. Арсений духом не расставаться с братией и в самую минуту своего исхода, поддерживаемый учениками, приобщился Божест­венных Таин и мирно скончался 12 июня 1447 году.

Преподобный Арсений почитается как покровитель моряков. Так, однажды он спас от гибели старца Моисея с рыбаками. Застигнутые бурей рыбаки мо­лились Госпо­ду; явившийся святой осенил их мантией, и лодка благополучно пристала к берегу. Житие преподобного Арсения было написано в XVI веке ко­невским игуменом Варлаамом. В 1859 году житие было издано вместе со служ­бой и похвальными словами.

Тропарь преподобных Андроника, Саввы и Александра Московских, Даниила Черного, Андрея Рублева

глас 2

Плоды добродетелей на земли принесше,/ преподобнии отцы,/ в Небесных чертозех ныне благоухаете, яко райстии цвети,/ и лицем к лицу зрите Пресвятую Троицу,/ Юже дерзновенно молите/ спастися душам нашим.

Кондак преподобных Андроника, Саввы и Александра Московских, Даниила Черного, Андрея Рублева

глас 3

Вас молим, преподобнии отцы наши,/ телом почивающий на земли,/ духом же Божию престолу предстоящий:/ молитеся о граде Москве/ и о всех, почитающих честную память вашу.

Молитва преподобным отцам

О преподобнии и богоноснии отцы, пастырие и учителие и неленост­нии наставницы наши! О земных небрегше, в землю кротких вселилися есте, из неяже израстали есте плоды добродетелей; тленныя таланты не сокровиществовавше, нетленныя таланты преумножили есте во сто крат и множае; человеческия славы текущия не искавше, воздали есте славу Богу и Спасу всех и сего ради прославляетеся ныне на небесех в Церкви первородных. Мо­лите Человеколюбца Спаса Христа, да просветит ны, помраченныя, покаянием, да освятит ны, грешныя, силою, наитием и действием благодати Святаго Духа, чрез досто­пок­ла­няемыя иконы подаемою, да помилует ны, немощныя, молитвами вашими и предстательством Пренепорочныя Его Матере и сподобит узрети славу Пречистого лика Своего во Царствии Небеснем. Аминь.

Источники:

http://www.saints.ru/a/26inprpAndronikSavvaMoskovskie.html

http://www.pravoslavie.ru/

(154)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *