От Пасхи до Троицы: Вознесение Господне

imagesЧрез Вознесение Господа падшее человечество Христом возводится от земли, тления и смерти к нескончаемой жизни на небе. Христос, воскреснув силой Своего Божества, чрез Вознесение удостоил обоженное и одухотворенное человеческое естество величайшей чести и славы седения одесную Отца.


voznes6

Прошло 40 дней от Воскресения Христова, в течение которых ученики Христовы переживали несравненную радость сладостных бесед со Христом Воскресшим.

В последний день Своего видимого пребывания на земле Господь, явившись собравшимся апостолам и заповедав им не отлучаться из Иерусалима, но ждать обещанного им »другого Утешителя… Духа истины…» (Ин.14;16,17), вывел их из Иерусалима на гору Елеонскую, по пути беседуя с ними об устроении Своей Церкви на земле. На вершине горы Елеон Христос, разъясняя апостолам, в чем должно состоять их назначение, сказал им: »Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян.1,8). »И, подняв руки Свои, благословил их» (Лк.24,50). И видят апостолы, что Господь начинает подниматься от земли, светлое облако скрывает Его от их взоров, небеса принимают в сокровенные недра свои…

Чрез Вознесение Господа падшее человечество Христом возводится от земли, тления и смерти к нескончаемой жизни на небе. Христос, воскреснув силой Своего Божества, чрез Вознесение удостоил обоженное и одухотворенное человеческое естество величайшей чести и славы седения одесную Отца.

Вознесшись на небо, Господь не оставил землю Своим Божественным присутствием, стал еще ближе к человеку, ко всем верующим в Него. Ныне Он находится на земле не только вездесущим Своим Божеством, но и в великом и пренебесном таинстве Евхаристии – Божественных Тела и Крови Его, которых приобщаются верные. Преславное Вознесение Спасителя на небо было продолжением и завершением прославления Его по человечеству, которое началось в Воскресении, и основанием которому послужил Крест Христов. Здесь совершается и завершается таинство Домостроительства нашего спасения Христом в Его пребывании плотию на земле.

Вознесение Иисуса Христа на небо вместе с тем открывает для всех верующих в Него путь к небу, к вечной жизни, подобно тому, как Его смерть и Воскресение есть победа над грехом и смертью для всего человечества. Христос вознесся на небо, как первенец из мертвых, представив в Своем Лице начаток искупленной и возрожденной Им человеческой природы. Он взошел со славой к Светоначальнику Отцу Своему, Крестом Своим разрушив древнее осуждение человечества и средостение (преграду) вражды между человеком и Богом.

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира (Тропарь, гл. 4-й).

С праздником, православные!

Никольский Благовестник № 3(53), 29 апреля 2001 г.

Богословско-литургический словарь

ВОЗНЕСÉНИЕ

   ВОЗНЕСÉНИЕ (греч. «анáлипсис», лат. Assensio – восшествие) – возвращение Господа нашего Иисуса Христа по завершении Им земной жизни в Божественную сферу бытия – на Небо. Согласно новозаветному повествованию, Вознесение произошло через 40 дней после Воскресения Иисуса Христа (Деян.1:3) в окрестностях Иерусалима, на пути к Вифании (Лк. 24:50, 51), то есть на восток от города, на склоне Елеонской горы (Деян. 1:12), в присутствии апостолов, после беседы с ними (Мк. 16:19). Перед исчезновением в глубине небес Иисус Христос благословляет апостолов (Лк. 24:50, 51). «Два мужа в белой одежде» (два Ангела) обратились к апостолам: «Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели его восходящим на небо» (Деян. 1:11).
В. Господне – христологический догмат, выраженный в Никео-Цареградском Символе веры: «И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца». «Господь… вознесся на небо и воссел одесную Бога» (Мк. 16:19). В. на небо не следует, конечно, понимать как удаление Иисуса Христа в космическое пространство и, вообще, как удаление в какое-то иное место, ибо «небо» – не место. В. – это метафизическое удаление из мира, явление той же метафизической природы, что и «сошествие Христа с небес» на землю, которое тем самым стало и физическим на ней пребыванием. Здесь небо – это Божественное, премирное и сверхтварное бытие, оно есть Сама Пресвятая Троица во славе Своей. К Ней и возвращается сошедший на землю Сын Божий, как Богочеловек. При Воплощении Своем Сын Божий отрекся от славы Божией, и теперь Он вновь обретает ее. Возвращение в лоно Пресвятой Троицы означает и «одесную Отца селение», которое предвечно принадлежит Сыну и в В. возвращается Богочеловеку Христу. По Божеству Своему Сын Божий никогда не разлучался с Отцом и со Своей Божественной Славой, поэтому речь идет о В. и возвращении к Славе Божией, именно Богочеловека в двух Его естествах. Воплощение и В. имеют внутреннюю связь: Воплощение – отречение от Славы Божией; В. – принятие Славы. Таким образом, догмат о В. содержит ту именно истину, что прославленное человеческое естество Христа, вознесенное на небо, вошло во внутрибожественную жизнь Пресвятой Троицы. Богочеловек воссел одесную Отца во всей силе не только Своей Божественной природы, которая и не оставляла лона Отчего, но и человеческого естества, состоящего из тела, души и духа. Это – высшая ступень обожения (теозиса) человеческого естества.
«Говоря, что Иисус Христос воссел одесную Бога Отца, мы разумеем правую сторону Отца не в пространственном смысле. Ибо каким образом Неограниченный может иметь пространственные формы?.. Под правой стороной Отца мы разумеем Славу и Честь, в которой Сын Божий как Бог и единосущный Отцу пребывает прежде веков и в которой, воплотившись в последок дней, восседает и телесным образом по прославлении плоти Его» (св. Иоанн Дамаскин).
Византийская и древнерусская иконография В. исходит из эсхатологического смысла, намеченного в этих словах Ангелов: Христос возносится таким, каким некогда вернется во славе судить живых и мертвых на Страшном Суде. Присутствие апостолов, объединившихся вокруг Девы Марии, символизирует провожающую Христа на небеса и ожидающую Его Второго Пришествия Церковь. Поза Богородицы – молитвенная, Оранта. Этот иконографический тип остается практически неизменным от миниатюры сирийского «Евангелия Рабулы» до поздних православных икон, написанных с сохранением восточного иконографического канона. В. празднуется Церковью как подвижный, переходящий двунадесятый праздник на 40-й день после Пасхи.

Расставание без прощания

Воз­не­се­ние при­над­ле­жит к дву­на­де­ся­тым празд­ни­кам по­движ­но­го го­до­во­го цик­ла и празд­ну­ет­ся в чет­верг ше­стой неде­ли (сед­ми­цы), в со­ро­ко­вой день от Пас­хи. На­зва­ние празд­ни­ка (в за­пад­ной тра­ди­ции – Ascensio, «Вос­ше­ствие») вы­ра­жа­ет од­но из важ­ней­ших со­бы­тий но­во­за­вет­ной ис­то­рии, – окон­ча­тель­ное за­вер­ше­ние Иису­сом Хри­стом вре­ме­ни Сво­ей зем­ной жиз­ни и воз­вра­ще­ние в Бо­же­ствен­ную сфе­ру бы­тия («на небо»).

Со­глас­но по­вест­во­ва­нию еван­ге­ли­ста Лу­ки (Деян.1:1-12), Воз­не­се­ние Гос­по­да про­изо­шло через со­рок дней по­сле Вос­кре­се­ния, в окрест­но­стях Иеру­са­ли­ма – к во­сто­ку от го­ро­да, на склоне го­ры Еле­он­ской, или Мас­лич­ной го­ры. Совре­мен­ные ис­то­ри­ки да­ти­ру­ют его се­ре­ди­ной мая 30 го­да I в. н. э. В чем его смысл и зна­че­ние для по­сле­ду­ю­щих су­деб хри­сти­ан­ской ис­то­рии?

Воз­не­се­ние Гос­подне
«Воз­не­се­ние Гос­подне»

По­сле страш­ных ис­пы­та­ний и от­ча­я­ния пас­халь­ных дней свет­лая ра­дость на­пол­ни­ла серд­ца апо­сто­лов. О бу­ду­щем они ед­ва ли за­ду­мы­ва­лись, – сей­час для них глав­ным бы­ло то, что «Гос­подь жив», что Он Вос­крес. Да и мог­ли ли они, в ос­нов­ном про­стые ры­ба­ки, пред­по­ла­гать, что пред­на­зна­че­ны для все­мир­ной про­по­ве­ди, для по­ко­ре­ния гор­дой сво­и­ми ле­ги­о­на­ми и сво­ей куль­ту­рой Рим­ской им­пе­рии без­вест­но­му Учи­те­лю из Га­ли­леи? По­сле Пас­хи они разо­шлись по до­мам и вер­ну­лись к при­выч­ным за­ня­ти­ям. Апо­сто­лы не зна­ли, что зем­ной путь Мес­сии уже за­вер­шен. Ес­ли Он мед­лит, зна­чит на то есть при­чи­ны. Нет, они жда­ли из­ме­не­ний в этом неспра­вед­ли­вом ми­ре, жда­ли на­ступ­ле­ния Но­во­го Цар­ства. Но ка­ко­го Цар­ства?

Меж­ду тем, Вос­крес­ший Хри­стос не раз яв­лял Се­бя уче­ни­кам, утвер­ждая их ве­ру в ре­аль­ность по­бе­ды над смер­тью, в то, что ос­но­ван­ное Им на зем­ле Цар­ство не по­гибнет, но бу­дет пре­бы­вать «до скон­ча­ния ве­ка»; а они ста­нут его пер­вы­ми про­воз­вест­ни­ка­ми по «всей Все­лен­ной» (Рим­ской им­пе­рии). Во вре­мя од­но­го из та­ких яв­ле­ний на бе­ре­гу Ти­ве­ри­ад­ско­го озе­ра Гос­подь про­стил апо­сто­лу Пет­ру ма­ло­душ­ное от Него от­ре­че­ние, вновь под­твер­див его гла­вен­ство сре­ди апо­сто­лов. (Тем са­мым Он ука­зал на бу­ду­щее гла­вен­ство в хри­сти­ан­ском ми­ре пре­сто­ла апо­сто­ла Пет­ра, ко­то­ро­му он вру­чил «клю­чи Цар­ства Небес­но­го».)

На­ко­нец, во вре­мя про­щаль­ной тра­пезы Он по­ве­лел им не от­лу­чать­ся из Иеру­са­ли­ма, но ждать обе­щан­но­го Бо­гом От­цом да­ра. В чем бу­дет со­сто­ять этот дар? В вос­ста­нов­ле­нии слав­ной мо­нар­хии ца­ря Да­ви­да (X в. до Р. Х.)?

Об­ра­тим вни­ма­ние, что да­же в эти ча­сы и ми­ну­ты, – по­след­ние ми­ну­ты пре­бы­ва­ния со Хри­стом, – апо­сто­лы да­ле­ки от по­ни­ма­ния ис­тин­но­го ха­рак­те­ра ос­но­ван­но­го Им Цар­ства! Они еще пи­та­ют те лже­мес­си­ан­ские, на­цио­наль­но-по­ли­ти­че­ские ил­лю­зии, ко­то­рые дву­мя ме­ся­ца­ми ра­нее ис­тор­га­ли из уст на­ро­да вос­тор­жен­ные при­вет­ствия въез­жа­ю­ще­му в Иеру­са­лим Ца­рю Иудей­ско­му: «Осан­на!» и «бла­го­сло­вен Гря­ду­щий!», – вско­ре сме­нив­ши­е­ся та­ки­ми же ис­крен­ни­ми воп­ля­ми об­ма­нув­шей­ся в сво­их ожи­да­ни­ях тол­пы: «Рас­пни, рас­пни Его!»

«Не ва­ше де­ло знать вре­ме­на или сро­ки…», – зву­чит су­ро­вый от­вет Учи­те­ля. Этим да­ром, по­яс­ня­ет Он, станет со­ше­ствие Свя­то­го Ду­ха. А Сам Он воз­но­сит­ся: пе­ри­од уче­ни­че­ства за­кон­чил­ся, те­перь им пред­сто­ит воз­рас­тить Цар­ство, ро­сток ко­то­ро­го уже по­ка­зал­ся из зем­ли.

Апо­сто­лы не ощу­ти­ли се­бя по­ки­ну­ты­ми и оди­но­ки­ми. Они по­ня­ли, что от­ныне Гос­подь бу­дет жить с ни­ми веч­но, и уже ни­кто не в си­лах их раз­лу­чить. Он по­бе­дил кос­ность и глу­пость ми­ра, и те­перь Ему не страш­ны ни от­ре­че­ние и пре­да­тель­ство за­блуж­да­ю­щих­ся уче­ни­ков, ни нена­висть небла­го­дар­ной чер­ни, ни суд Пи­ла­та, ни Гол­го­фа… Прой­дет еще несколь­ко дней, и они при­мут уди­ви­тель­ный дар, ко­то­рый рас­пахнет пе­ред ни­ми не толь­ко две­ри бед­ной иеру­са­лим­ской гор­ни­цы, но и две­ри все­го ми­ра.

Празд­ник Воз­не­се­ния все же оку­тан лег­кой гру­стью: окон­чи­лось Пер­вое При­ше­ствие, мы рас­ста­ем­ся с Пас­хой. В то же вре­мя Воз­не­се­ние – ра­дост­ный празд­ник Бо­же­ствен­но­го вез­де­при­сут­ствия в но­вом ми­ре, на­все­гда пре­об­ра­жен­ном выс­шей ре­аль­но­стью Вос­кре­се­ния.

Пра­во­слав­ная ико­но­гра­фия Воз­не­се­ния ис­хо­дит из эс­ха­то­ло­ги­че­ско­го смыс­ла слов ан­ге­лов: Хри­стос воз­но­сит­ся та­ким, ка­ким неко­гда вер­нет­ся «во сла­ве» вер­шить Страш­ный суд. При­сут­ствие апо­сто­лов, объ­еди­нив­ших­ся во­круг Де­вы Ма­рии (сто­я­щей в цен­тре груп­пы с воз­де­ты­ми ру­ка­ми), сим­во­ли­зи­ру­ет про­во­жа­ю­щую Хри­ста на Небе­са и ожи­да­ю­щую Его Вто­ро­го при­ше­ствия Цер­ковь.

Юрий Ива­но­вич Ру­бан,
кан­ди­дат ис­то­ри­че­ских на­ук, кан­ди­дат бо­го­сло­вия

ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ
Глава из Закона Божия Серафима Слободского

books7Приближался праздник еврейской Пятидесятницы, и ученики Христовы возвратились из Галилеи в Иерусалим. В сороковой день после воскресения Иисуса Христа они собрались в одном доме. Иисус Христос явился им и беседовал с ними, говоря: «так написано, и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день; и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему. Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие (учение Христово) всей твари. Кто будет веровать и крестится, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей, и если что смертоносное выпьют, не повредить им; возложат руки на больных, и они будут здоровы».

Потом Спаситель сказал ученикам, что скоро пошлет на них Святого Духа; а до того времени повелел им не расходиться из Иерусалима. Он сказал: «Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, пока не облечетесь силою свыше; ибо Иоанн крестил водою, а вы через несколько дней будете крещены Духом Святым».

Беседуя с учениками, Спаситель вывел их из города в сторону Вифании, на гору Елеонскую.

Ученики, обрадованные словами Спасителя, обступили Его и стали спрашивать: «не в это ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?»

Спаситель же сказал им: «не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти. Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете проповедовать обо Мне в Иерусалиме, и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли».

Сказав это, Иисус Христос, подняв руки Свои, благословил учеников Своих; и когда благословлял, стал отдаляться от них и возноситься на небо, и скоро облако взяло Его из вида их.

Так Господь и Спаситель наш Иисус Христос вознесся человечеством Своим на небеса и сел одесную (по правую сторону) Бога Отца Своего, т. е. Его человеческая душа и тело приняли (такую же) славу нераздельно с божеством Его, а божеством Своим Он всегда был и будет на небе и везде.

Ученики поклонились вознесшемуся Господу и долго продолжали стоять и смотреть на небо вслед Ему. Тогда явились перед ними два ангела в белых одеждах и сказали: «мужи галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, опять придет (на землю) таким же образом (т. е. во плоти человеческой), как вы видели Его восходящим на небо». После этого ученики Иисуса Христа возвратились в Иерусалим с великою радостью и оставались там все вместе, ожидая сошествия Святого Духа. Все они единодушно пребывали в молитве, будучи всегда в храме Божием, прославляя и благодаря Бога. С ними были некоторые жены и Мария Пресвятая Матерь Господа Иисуса Христа со Своими сродниками. В эти дни апостолы, помолившись, выбрали по жребию из других учеников Христовых двенадцатого апостола Матфия, на место погибшего Иуды-предателя.

Вознесшись на небо, Иисус Христос, по собственному Его обещанию, невидимо всегда находится на земле среди верующих в Него и опять придет на землю видимым образом, чтобы судить живых и мертвых, которые тогда воскреснут. После сего настанет жизнь будущего века, т. е. другая, вечная жизнь, которая для истинно верующих и благочестивых людей будет вполне блаженною, а для неверующих и грешников весьма мучительною.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии: от Марка, гл. 16, 15-19; от Луки, гл. 24, 46-53; см. в Деянии Свв. Апостолов; гл. 1, 2, 4-26.

Вознесение Господа нашего Иисуса Христа празднуется Св. Православною Церковью, как один из великих праздников, в 40-ой день от первого дня Пасхи.

Тропарь праздника

peroВознесся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником, обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, избавитель мира.

Ты вознесся во славе, Христос Бог наш, обрадовавши учеников Своих обещанием Святого Духа, когда они через благословение Твое совершенно убедились, что Ты есть Сын Божий, избавитель мира.

О ШЕСТОМ ЧЛЕНЕ СИМВОЛА ВЕРЫ
Глава из Закона Божия Серафима Слободского

6. И восшедшаго на небеса и седящаго одесную Отца.

books7В шестом члене Символа Веры говорится о том, что Иисус Христос с пречистою Своею плотью вознесся на небо и воссел одесную (по правую сторону) Бога Отца.

Вознесение Господне совершилось через сорок дней после воскресения Его.

Господь Иисус Христос вознесся на небеса человечеством Своим (плотью и душою), а Божеством Своим Он всегда пребывал с Отцом.

«Седящаго одесную Отца» означает: по правую сторону, на первом месте, в славе. Этими словами выражено, что человеческая душа и тело Иисуса Христа приняли такую же славу, какую имеет Христос по Своему Божеству.

Своим вознесением Господь наш Иисус Христос соединил земное, с небесным и прославил наше человеческое естество, вознеся его на престол Божий; и указал нам, что и наше отечество на небе, в Царствии Божием, которое открыто теперь для всех истинно верующих в Него.

«Побеждающему (зло, грех) дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел со Отцем Моим на престоле Его», говорит Господь. (Откр. 3, 21).

ВИДЕОСЮЖЕТЫ:

После воскресения Иисус еще в продолжение сорока «дней являлся ученикам, говоря им о Царствии Божием.

Наконец Он, собрав их, сказал им: «Не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым… Вы примите силу, когда сойдет на вас Дух Святой, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли… Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им. Возложат руки на больных, и они будут здоровы».

После этой беседы с учениками Иисус Христос поднялся у них на глазах на небо, и облако скрыло Его от их взоров. И когда они смотрели на небо во время Его вознесения, вдруг предстали перед ними два мужа в белой одежде и сказали им: «Мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо».

video_prav

 

Вознесение Господне. Из серии — Лето Господне. Студия — Неофит



video_prav

 

Иерусалим после Вознесения Господнего (ТК Глас)



video_prav

 

Прот. Андрей Ткачев — Вознесение Христово



video_prav

 

Вознесение Господне (Закон Божий)


ПРОПОВЕДИ:

«Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах»..

Евангелие от Иоанна


TextEdit (2)СЛОВО НА ПРАЗДНИК ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ

архимандрита Иоанна(Крестьянкина)

«…Проверим, возлюбленные други мои, себя, идем ли мы на небо путем Христовым? Путь Господень должен быть путем всех и каждого. За всех нас равно пострадал Господь наш. Для всех равно отверсто и небо!.. Истинный христианин во всех обстоятельствах жизни, при всех случаях помнит, что он наследник неба, сонаследник Христу и поступает сообразно своему предназначению.

Но пусть каждый из нас честно скажет, много ли в нем неземного, небесного, Христова?

Вспомните, когда Господь возносился, апостолы по любви к своему Учителю долго стояли, взирая на небо, принявшее их Господа и Учителя. И за это Ангелы, явившись, сказали им: «Что стоите зряще на небо?»

Но так как мы в большинстве своем склонны к земному и временному, то нам надлежит услышать упрек от Ангелов: сынове человеческие, что стоите зряще не на небо, а на землю? Обратите очи свои к небу, воззрите на Спасителя вашего, давно на вас взирающего. Вступите на путь к небу, давно пред вами лежащий…

Когда Христос говорит нам:»Отвергнись себя, возми крест свой и последуй за Мной», — Он не только говорит о том, что во временном нашем пребывании мы должны отказаться от земных привязанностей и взять на себя всю тяжесть земной жизни в последовании за Ним.

Он говорит нам о большем,- о том, что мы призваны следовать за Ним и, по Его собственному слову, быть там, где Он есть, в славе вечной жизни Божественной (Ин. 12, 26; 17, 24).

Но надо готовить себя достойной жизнью, чтобы быть соучастниками этой славы.

Апостол Павел в Послании к солунянам говорит, что в последний день пришествия Господа верующие в Него будут восхищены на облаках, в сретение Его на воздусех.
Значит, с истинными последователями Христа должно произойти нечто подобное Вознесению Самого Христа Спасителя…

..Итак, возлюбленные мои други, во свете Вознесения Христова нам ясен наш земной путь и наше назначение — быть соучастниками славы Божией. Обратим свой взор к небу,- туда, куда вознесся Христос. Святая Церковь зовет нас всегда, а особенно в этот день напоминает нам, что там, куда вошел Господь, вечные обители праведных. Там радость постоянного лицезрения Бога! Там вечная жизнь!..»

 


TextEdit (2)СЛОВО В ДЕНЬ ВОЗНЕСЕНИЯ
Святитель Фаддей Успенский, 1930 г.

Не Христос не хотел пребывать с апостолами видимо во веки, а мир, ненавидящий Христа, не мог вместить пребывания в нем Христа. Мир, ненавидя Христа, мог снова и снова осуждать Его на смерть. Мир не мог долее видеть Христа по причине своей неправды, которую и должен был обличить Дух Святой, пришедший в мир (Ин.16,8-10).

Грех, содеянный человеком, внес тление смерти, сделал невозможным вечное блаженство человека на земле. Тело, восприявшее семя тления, должно было разрушиться, умереть, потому что »тление не наследует нетление» (1Кор.15,50). Самый грех, бывший жалом смерти, ее источником, не мог уничтожиться без разрушения тленного тела, т. к. душа падшего человека как бы вся растворилась в плоти и плоть сделалась седалищем греха. И земля через грех человека стала жилищем тления, прилепив к себе сердце человека страстями, ею возбуждаемыми, а потому »земля и все дела на ней» должны некогда сгореть, стихии растаять, разрушиться, чтобы явились новое небо и новая земля (2Пет.3,10-13), жилище праведных.

Сначала должен был оторваться от пристрастий земных дух человека, потому что в нем начало греха. Должно было возвыситься к Богу и сердце. Когда же будет уничтожен грех, тогда и тело может стать нетленным и духовным, способным к обитанию на небе.

На небе через Свое Вознесение приготовил место человеку Христос. Говорил Он, что у Отца Его »обителей много» и что »лучше» Ему пойти и приготовить там место верующим и любящим Его, чтобы и они были там, где Он (Ин.14,2-3;16,7). Для отрешения человека от страстей земных и введения в горние обители претерпел Господь смерть, Воскрес и Вознесся на небо. По Вознесении Его дело спасения человека продолжает совершать Дух Святый, посланный Им в мир, очищающий от греха, дарующий жизнь духовную человеку. Пребывая сначала с людьми во плоти, чтобы ввести их в общение с Богом, начальное, видимое, Христос по Воскресении является ученикам лишь по временам, и в теле, уже одухотворенном, как бы устраивая переход от видимого общения к духовному. По Вознесении же Он вводит людей в духовное общение с Собой во Святом Духе. Вот тайна радости святых апостолов после Вознесения Господа, причина, по которой скорбь разлучения с Господом превратилась в великую радость вечного духовного общения с Ним в Святом Духе. Через веру эта радость входит в сердца любящих Христа, как вошла в сердца апостолов.

Прославим же Христа, обещавшего и по Вознесении пребывать с нами до скончания века, продолжающего нас видеть, слышать, являть себя различным образом, оставляя ощутительные, осязаемые следы своего невидимого пребывания в нашей жизни, творя все новое в ней (Апок.21,5).

 


TextEdit (2)ВОЗНЕСЕНИЕ
Священник Иоанн Павлов

Все великие церковные праздники кроме собственно праздничного содержания имеют еще и огромное вероучительное догматическое значение. Они — те краеугольные камни нашей веры, на которых утверждается величественный и святой храм христианского богословия, христианского мировоззрения. Одним из таких краеугольных камней является событие сегодняшнего праздника — Вознесение Господа нашего Иисуса Христа на небо.

Богословы говорят, что воплощение Бога открыло людям тайну не только Бога, но и человека. Если Бог не возгнушался человеческой природой, если Он счел для Себя возможным облечься в нее, усвоить ее Себе, и не только душу, но и тело, то, значит, человеческая природа, в том числе и материальная ее составляющая, имеет великую ценность и достоинство. Тело человека оказалось способным вместить в себя Того, Кого не вмещают, по слову Писания, небо и земля, — Самого Господа Славы. Как же после этого не признать великого достоинства человеческого тела? Христианство, безусловно, признает это великое достоинство, и из такого признания вытекает христианское отношение к телу человека, отношение, какого не знал древний, дохристианский мир.

До Христа были две основные точки зрения на человеческое тело, и обе глубоко ошибочные. Одни — те, кто признавал ценность тела, говорили: да, тело ценно, однако рассматривали его исключительно как источник удовольствий. То есть человеческое тело потому и ценно, что дает возможность получать целый ряд удовольствий. Такая точка зрения, конечно, является низменной и недостойной человека, и лучшие люди Древнего мира это хорошо понимали. В противовес ей они выработали совершенно другой подход к человеческому телу — прямо противоположный. Они стали вообще отрицать тело, утверждая, что тело — это источник нечистоты и порока, тюрьма для души, из которой мудрый человек непременно должен стараться освободиться. Такой подход хотя и более высокий, более умный, однако в конечном итоге он был так же ошибочен, как и первый. Спор между этими двумя мнениями продолжался долгие века и был бесконечен, как бег белки в колесе. Вопрос был решен только тогда, когда Сам Бог, воплотившись и став человеком, явился в наш мир. Если человеческое тело стало телом Бога, то, конечно, это означало переворот в подходе человека к своему телу. В чем же заключается новый христианский подход?

Христианство относится к телу человека до конца положительно, и можно даже утверждать, что по-настоящему любят тело только христиане. Но, в отличие от первой языческой позиции, они любят тело не за то, что оно является источником наслаждений, а за то, что оно призвано стать храмом Живого Бога. Тело создано не для животных удовольствий, но для того, чтобы Сам Бог вселился и обитал в нем. Не знаете ли, говорит апостол Павел, что тела ваши есть храм живущего в вас Святого Духа? И в другом месте говорит: вы храм Божий, потому что Дух Божий живет в вас. Христиане знают, что в блаженную вечность войдут не только души, но и тела праведников, которые также разделят славу Небесного Царства. «Чаю воскресения мертвых», — поем мы каждый день на литургии.

Однако, относясь к телу до конца положительно, христианство очень хорошо знает и то, что в условиях глубочайшего повреждения человека падением Адама тело может являться и почти всегда является неисчерпаемым источником греха, страстей и всякой нечистоты. И, зная это, христианство умеет мудро отделить грех и скверну, живущие в поврежденном теле, от самого этого тела. Проповедуя аскетизм и даже «умерщвление плоти», христианство воюет не против тела как такового, а против греха, живущего в теле. Святые отцы научили нас быть не телоубийцами, но грехоубийцами, говорит святой Каллист в Добротолюбии. Как врач, делая надрезы и прижигания, хочет избавить больного не от тела, а от болезни тела, так и христианский подход, в отличие от второго из вышеупомянутых мнений, имеет целью не уничтожение тела, не войну против тела, но исцеление его от страстей и освобождение от рабства греху. Ибо, только освободившись от греха, оно может стать тем, для чего было создано, то есть храмом Божиим, жилищем Святого Духа.

Христос пришел на землю именно для того, чтобы сделать это возможным, чтобы восстановить первоначальное достоинство человеческой природы, какое имела она до падения Адама. И Он действительно восстановил ее Своим домостроительством: воплощением, Крестной жертвой, Воскресением и Вознесением. Воплощением — соединив тело со Своим Божеством, Крестной жертвой и Воскресением — уврачевав его от греха и смерти, Вознесением же — возведя на небо и прославив вечной славой.

Таким образом, Вознесение является важнейшим звеном в деле спасения и прославления падшей человеческой природы. Своим телесным Вознесением Христос прославил человека и посадил его одесную Бога Отца. Выражение «сесть одесную», то есть сесть по правую руку, означает полное равенство Сына с Отцом. Христос, Сын Божий, облекся в нашу плоть и посадил ее одесную Бога на небесах. То есть Он как бы взял в Свою Ипостась одного из нас, вознес его на небо и дал ему равную с Собой власть и славу.

Представим себе, что какой-нибудь великий и славный царь пришел бы на остров, где живут безнадежно больные прокаженные люди (в старину прокаженных часто свозили на острова для изоляции), и, взяв одного из этих несчастных, привел в свою блестящую столицу, в свой сиятельный дворец, исцелил бы его от проказы, посадил на трон рядом с собой и дал ему равную власть и славу. Если бы все это произошло, то какое значение имело бы оно для оставшихся на острове прокаженных? Конечно, великое значение, и эти несчастные очень-очень радовались бы, потому что знали, что их родственник, их друг и товарищ по несчастью, исцелившись от болезни и получив столь великую власть, конечно же, не забудет их, но сделает все, чтобы избавить их от той беды, от того безысходного состояния, в котором они оказались.

В приведенном сравнении остров прокаженных — это наша земля, проказа — грех и смерть, которыми мы заражены, жители острова — все люди нашего мира, великий царь — Христос, Сын Божий, — Он соединил с Собой нашу смертную природу, исцелил ее от проказы смерти Своим Воскресением, а Вознесением возвел на небо, в вечные горние обители и дал ей славу высшую, чем слава Ангелов, Херувимов и Серафимов. Если же Он вошел туда, то, конечно, и нас, ставших теперь Ему родными по человеческой природе, Он не забудет, но приведет к Себе — лишь бы мы сами того хотели и старались прийти к Нему.

В Евангелии сказано, что апостолы после Вознесения Христа возвратились в Иерусалим «с великою радостью». Чему же они радовались? Ведь они разлучились с любимым Учителем и Господом? Они радовались тому, что поняли, какого рода то Христово Царство, куда они были призваны, поняли, что оно совершенно другое, чем царства человеческие, что оно не от мира сего и несравнимо ни с чем, что есть на земле. Христос много раз говорил им о Своем Царстве, но они представляли его хотя и великим, и славным, но все же обычным земным царством. После же Вознесения Христа они поняли, что это Царство совсем иной природы и бесконечно превосходит все, что только можно себе представить, как и написано: не слышало того ухо, не видел глаз, и на сердце человеку не приходило, что приготовил Бог любящим Его…

Преподобный Силуан Афонский говорит, что Господь наш вознесся на небо и ожидает нас всех к Себе, чтобы и мы были там, где Он, рядом с Ним. В Евангелии есть слова молитвы Христа к Его небесному Отцу: «Отче! Которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою». Поспешим же, братия и сестры, откликнуться на неизреченную и непостижимую любовь к нам Господа, будем подвизаться ради Него в нашей христианской жизни, постараемся исполнить Его святые заповеди. Потрудимся над этим, чтобы и нам в свое время войти в те небесные обители света, куда прежде нас вошел Господь, чтобы, по слову Евангелия, приготовить нам место. Аминь.


TextEdit (2)ПРОПОВЕДЬ В ДЕНЬ ВОЗНЕСЕНИЯ
Протоиерей Валерий Захаров. 2001 г.

В нынешний день, братья и сестры, вся полнота Святой Христовой Православной Церкви торжественно совершает воспоминание славного и дивного события, которое произошло в 40 день после Воскресения Христа Спасителя нашего. Именно в этот день Господь, взяв Своих учеников, взошел с ними на вершину Елеонской горы и, преподавая им Свое благословение, стал удаляться от них, возносясь на небо (но не Своим Божеством, а Своим человечеством, потому что как Бог Он всегда пребывал на Престоле Своего Бога Отца). И в этот самый момент апостолам явились Ангелы, которые возвестили им о том, что ныне возносится Христос на небо, но наступит время, когда Он придет на землю судить род человеческий.

Всякий православный праздник совершается, прежде всего, для того, чтобы возносить наше сердце и сознание от земли на небо. Но сегодняшний день особенный, ибо поистине небо соединилось с землей, и земля соединяется с небом. Мы с вами, братья и сестры, еще пребываем на этой земле, и эта земля нам весьма и весьма дорога по очень многим причинам: потому, что на этой земле воплотился Христос, на этой земле Он проповедовал вечно живое слово евангельской истины, на этой земле Господь умер за нас, был погребен и Воскрес, с этой земли Он вознесся, на эту землю снизошел Дух Святой — Тот Самый Утешитель, Которого Христос послал от Отца Своего. И поэтому, конечно, эта земля и близка, и дорога нам, хотя, совершая свой земной путь, каждый из нас подчас забывает о том, что ради нас, ради каждого человека приходил на эту землю Господь; забываем, что не земля является нашим истинным отеческим домом, а то небо, в которое вознесся наш Спаситель.

Апостол и евангелист Лука повествует, что ученики, возвращаясь с Елеонской горы после расставания со своим Божественным Учителем, шли с радостью. Казалось бы, горевать и сожалеть нужно было от того, что Господь покинул их! Чему было радоваться? Ответ на этот вопрос мы находим в Священном Писании, в тех словах, с которыми Господь до Своего славного Вознесения обращался к Своим ученикам. Он говорил им: «Теперь иду к Пославшему Меня» (Ин. 16,5), т. е. прямо указывал ученикам, что Ему необходимо вознестись на небо. Но еще до этой беседы с учениками Господь об этом же говорил Марии Магдалине. Помните, когда она одной из первых пришла ко гробу Иисуса после Его смерти, чтобы помазать Его Пречистое Тело ароматными маслами, а гроб уже был пуст. Смутилась Мария, но тут же увидела человека и, не узнавая в Нем Христа, думая, что это — садовник, говорит: «Если ты вынес Его, скажи, где ты положил Его, и я возьму Его» (Ин. 20,15). А Иисус отвечает: «Мария» (ст.16). И достаточно было одного слова, чтобы она узнала в этом человеке Божественного Учителя. Она упала к Его ногам, хотела, как прежде, облобызать Его ноги, но Он сказал ей: «Не прикасайся ко Мне. Ибо Я еще не восшел к Отцу Моему» (ст.17). Об этом восхождении Господь говорил еще задолго до Своего славного Вознесения. Но возникает вопрос, и вопрос вполне логичный: для чего же было необходимо Иисусу восходить к Богу Отцу, ведь как Бог Своим Божеством Он восседал на Престоле постоянно.

Так для чего все-таки происходит Вознесение? Спаситель Сам дает ответ на этот вопрос: «Ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам, а если пойду, то пошлю Его вам» (Ин. 16,7). О каком же Утешителе говорит Господь? Конечно же, о Третьей ипостаси Святой Троицы, о Третьем Лице — о Боге Духе Святом. «Когда же приидет Утешитель, — говорит Господь, — Которого Я пошлю вам от Отца — Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин. 15,26). Вот — первая причина, по которой Господь восходит на небеса. И по этой причине ученики не скорбят, а радуются и ждут Утешителя, Духа Святого. И эта встреча произойдет через 10 дней в Сионской горнице в Иерусалиме, куда соберутся апостолы вместе с Пресвятой Богородицей. И именно туда в виде огненных, неопаляющих языков снизойдет на них благодать Святого Духа. Но есть и вторая причина, по которой радовались апостолы, возвращаясь в Иерусалим.

Вознесение — это праздник не только славы Божества. Это праздник славы человеческой природы, ибо, вознесясь Своим человеческим естеством на небо, Господь и нашу человеческую природу возносит на Престол Своего Божественного Отца. Я сейчас, братья и сестры, произнес эти слова, и вы их внимательно выслушали, а ведь, к сожалению, понять и осознать до конца эту тайну, которая совершается в день славного Вознесения, мы не в состоянии. Наше человеческое естество сегодня пребывает на Престоле и восседает одесную Бога Отца. И не случайно, поэтому, в одной из своих проповедей святитель Иоанн Златоуст с дерзновением и без страха говорит: «Если ты хочешь измерить величие человеческое, не взирай на престолы царей, не оглядывайся туда, где живут властные и сильные мира сего, подними глаза к Престолу Божию и там увидишь одесную славы Отчей Сына Человеческого».

Слава человеческая в этом Вознесении на небо Христа Спасителя явлена нам так, как никто и никогда не мог бы о ней помыслить. И один из проповедников нашей Святой Христовой Православной Церкви, отвечая на вопрос о радости возвращающихся в Иерусалим апостолов, говорит: «Да и как не радоваться? До сих пор человек отходил в страхе и трепете, и мы провожали его вниз, в землю. И вдруг — прорыв — человек восходит вверх, на небо. Восходит как победитель, возносится во славе. И даже тело его не брошено, как скинутая одежда, но преображено, пронизано Духом, и тоже восходит с ним. Как же не радоваться, когда наш Господь и Брат наш самый лучший, самый любящий из всех братьев поднялся до Самого Бога, от Которого исходят потоки жизни, в руке Которого судьба каждого из нас. Как же не радоваться, если то, что раньше казалось таинственным, далеким и непознаваемым, теперь вдруг обрело человеческое тепло; то, что казалось страшным и непостижимым, стало родным. Наш Брат, Господь и Спаситель Иисус Христос там, одесную Силы. И в этом для нас отныне залог того, что уже ничего страшного, ничего непредвиденного, ничего неразумного и непонятного с нами не произойдет». Вот, братья и сестры, какой урок всем нам сегодня преподносит Святая Христова Православная Церковь, совершая праздник Вознесения Господня.

Но, конечно же, при той радости и духовном ликовании, которые должны наполнять наши сердца сегодня, каждый из нас должен помнить и еще одну деталь, о которой говорилось в евангельском чтении. Перед славным Вознесением Господь уводит Своих учеников из Иерусалима. Казалось бы, какая незначительная деталь в повествовании апостола и евангелиста Луки. Естественно, что они должны были выйти из города, чтобы пройти на Елеонскую гору, которая и поныне находится вне старого города. Но в этом есть важный момент, на который мы должны обратить внимание. Один из проповедников ХХ века, указывая на это, говорит: «Вдали от шумных торжищ, толчеи и суеты Спаситель преподал апостолам благословение и взошел на небо. У каждого из нас есть свой внутренний город, где суетятся житейские заботы и страхи, где стараются прельстить нас торгами менялы наших греховных помыслов; где бряцают смертоносным оружием наши, живущие внутри нас греховные страсти. Но, если мы найдем в себе духовные силы отрешиться от этого сонмища и подняться на Елеонскую гору, какими ничтожными представятся нам преходящие земные заботы перед бессмертным величием открывающегося нашим взорам Царствия Небесного».

Да, братья и сестры, мы должны помнить о том, что если мы хотим вслед за нашим Господом вознестись от этой бренной земной, плачевной юдоли в Царство Небесное, то, конечно, ничто земное не должно порабощать нас. И я в самом начале своего обращения к вам сказал, что, хотя благодатна эта земля — Сам Господь сотворил ее и воплотился на ней, к сожалению, она затягивает нас, как болото, удерживая полет нашего духа в небесные, родные нам обители. Так будем же, братья и сестры, подвизаться на пути в наше Небесное Отечество! Да не соблазнимся тленным пред лицом вечного, да не убоимся тягот этого пути, памятуя, что сопутствует нам Сам Господь, «пребывая неотлучный и вопия любящим Его: »Аз есмь с вами и никтоже на вы», как звучало сегодня в церковном песнопении. Вдумайтесь в смысл этих слов! Господь нам говорит, что Он с нами, и, несмотря на то, что Он вознесся на небо, Он пребывает с нами неотлучно — Он в нас, и мы в Нем. Он пребывает с нами и Церкви Его, и в тех благодатных Таинствах, которые совершаются в храмах православных. Удивительные слова произносит священнослужитель во время богослужения, выходя из алтаря и лицом к лицу обращаясь к каждому из вас: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святого Духа буди со всеми вами». И чего греха таить, очень часто мы не воспринимаем во всей глубине смысла этих слов. Часто они лишь задевают наш слух, пролетая мимо нашего сердца. Но вы только вдумайтесь в них! Благодать Господа нашего и причастие Святого Духа пребывают с нами. И это не пустой звук — это истина! И не потому, что власть произношения этих слов даровал священнослужителям Сам Господь, а потому, что Сам Господь через эти слова возвещает Церкви ту истину, что Он с нами, что благодать Святого Духа может неотлучно пребывать с каждым из нас (если, конечно, мы будем всеми силами стремиться получить и удержать эту благодать в себе). Да, братья и сестры, Господь с нами! Но зададим себе вопрос, а с Богом ли мы?

Вот о чем сегодня напоминает всем нам Святая Христова Православная Церковь. И да не соблазнится сердце наше помыслом о том, что Господь вознесся на небо и оставил нас одинокими и сирыми на этой земле в одиночку идти своим тяжелым, тернистым жизненным путем. Нет, братья и сестры, Господь, вознесшись на небо, не оставляет нас, а каждому из нас вновь и вновь говорит: «Аз есмь с вами! Чада Мои, дайте Мне ваши сердца!» Будем помнить об этом и всю свою жизнь стараться отдавать свое сердце Господу. Всех вас сердечно и искренне поздравляю с великим праздником Вознесения Господня и желаю вам той самой радости, которую испытывали ученики Христовы, возвращаясь в Иерусалим! Аминь.


TextEdit (2)ПУТЬ НА НЕБО
Священник Сергей Ганьковский, проповедь в день Вознесения Господня, 8 июня 2000 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Подобно тому, как наш праотец Адам грехопадением низринут был из светлого Рая на скорбную землю, каждый из нас после причастия Тела и Крови Спасителя на Вечeре Господней низвергается в ад своими вновь и вновь повторяющимися грехами. Подобно нашему скорбному прародителю мы — “земля”, и вместе с ним “отыдем в землю”.

А, между тем, мысль русского писателя Владимира Галактионовича Короленко о том, что человек создан для счастья, как птица для полёта, никак не даёт нам покоя. Ждёт каждый человек счастья, как будто заложен в его душе некий механизм этого ожидания, некий орган блаженства. Мечтает человек о небе, грезит о радости полёта до такой степени, что летает во сне, будто птица. Как же совместить эту обречённость земле, эту неизбывную, как кажется, принадлежность “праху” и столь же неуёмное желание вечного блаженства, столь же страстное желание совершенства?

Это ведь только люди, не знающие Бога, это ведь только лишённые благодати веры думают, что усилием воли, усилием телесным, мучительным тренингом можно достичь совершенства здесь, на земле. И вот в безнадёжной попытке добиться идеала они тягают пудовые гири, накачивают мышцы химическими препаратами, изнуряют себя различными диетами, “сокрушают кости” свои на всевозможных тренажёрах, подобных пыточным машинам средневековья. Во имя чего приемлются все эти страдания? Чтобы тело стало упругим и лёгким? Чтобы неумолимые годы не были властны над ним? Неужели затем, чтобы не стать “землёй”, прахом? Неужели эти нечеловеческие усилия способны сделать грешника праведником? Неужели они могут научить нас летать?

Или всё-таки достаточно изо всех своих сил напрячься и выполнить Закон, который Бог дал людям? Может быть, если очень постараться, можно стать просто хорошим человеком, просто не поступать дурно. Ведь множество людей так и думают о себе: “Я, конечно, никакого особенного добра и не делаю, зато уж и зла никому не творю”! Или, например, вознамериться спасти душу свою совершением так называемых “добрых дел”, самонадеянно полагая, что падший грешник, каким является каждый из нас, на самом деле способен творить добрые дела? Только при этом давайте вспомним, что сказал о таком доброделании Святитель Игнатий Брянчанинов в своём “Слове о спасении и христианском совершенстве”. “Для совершения добрых дел падшего естества, — пишет владыка Игнатий, — не нужно быть христианином: они принадлежат всему падшему человечеству. Там, где совершаются добрые дела падшего естества, при громе похвал от мира, исключён, отвергнут Спаситель мира”. Таким образом, тому, кто решился спасти душу своими собственными усилиями, самостоятельно, не нужен Крест Христов, не нужно и Воскресение, не нужна и Церковь.

Если бы наш Спаситель умер и не воскрес, не было бы и у нас надежды на воскресение в блаженной Вечности. Но и воскресение во плоти на земле, поражённой грехом, было бы слабым утешением, потому что нельзя быть живым среди всеобщего распада, потому что нельзя быть счастливым, когда “вся тварь совокупно стенает и мучится” (Рим.8.22). Поэтому удел праведника на земле – страдание и скорбь. Поэтому весь сонм святых православной церкви – это люди до конца, то есть до распятия и смерти крестной, последовавшие Христу. Они очень хорошо поняли слова Христовы: “раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше” (Ин.15.20). И поэтому искали они в жизни ни “покоя и воли”, а скорби и тесноты. И поэтому в конце жизни могли сказать о себе словами апостола: “много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе” (2Кор.11.26,27).

Скорбь и теснота — удел чад Христовых на скорбной и грешной земле. Зато и готовится им удивительная возможность последовать за своим Спасителем на Небо. Распявшие плоть свою со страстьми и похотьми, они и воскреснут вместе с Распятым. Ещё при жизни отказавшиеся от рабства плоти, от рабства “земле”, ещё здесь и среди нас сбросившие оковы земной привязанности, они, святые, легко и радостно вознесутся в небесные чертоги вслед за своим Богом, не обернувшись подобно Лотовой жене на оставляемую землю. Потому что способность летать, возможность вознесения отныне предоставлена каждому. Надо только захотеть святости, надо только заскучать о ней среди грешных и скорбных дел наших. Надо только последовать за Спасителем туда, куда Он давно зовёт нас. На Небо.

Аминь.


TextEdit (2)ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ
Священник Сергей Ганьковский, проповедь в день Вознесения Господня, 28 мая 1998 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Как мы привязаны к земле, к ее закатам и рассветам, к ее полям и лесам, к нашему теплому дому, к нашему земному отечеству. И как коротко, как мало мы пользуемся этими привычными земными радостями, и какая тоска и боль сердечная овладевает нами, когда мы думаем о том, что рано или поздно все это надлежит нам оставить.

«Отчего так страшно умирать, отче,» — спросил своего авву некий ученик. И старец отвечал: «Расстаешься ли с другом, уходящим в вечную жизнь, провожаешь ли в последний путь отца, брата, сродника своего — тоскует и мятется сердце, потому что эти люди своей и твоей любовью соединились, срослись с тобой, и, когда смертью разрывается эта живая связь, болит душа, и слезы застилают глаза. Умирая, душа разрывается, расстается с тем, что ее ближе и родней сродника и брата, друга и супруги. Душа расстается со своим телом. Оттого и болит она, чадо, оттого и трепещет…»

В любом расставании есть эта горечь и печаль, так похожая на печаль расставания вечного, смертного. Но вот диво! Сегодня мы читали с вами повествование о том, как апостолы расставались со Христом: «И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо.» (Лк.24.51.) Казалось бы нет печальнее события, чем это расставание на Елеонской горе, когда воскресший Спаситель, Бог-Любовь, восходит на Небо, оставляя своих учеников на грешной земле… А, между тем, уже в следующем стихе евангельском мы с изумлением читаем: «Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великой радостью…»

Что же так обрадовало апостолов? Отчего не печаль и скорбь о расставании с возлюбленным Учителем наполняли их сердца, а великая радость? Ответ на этот вопрос дает нам Священное Писание: «Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода.»(Ин.12.24.)

Божье Сеяние на земле — Сын Божий умер на Кресте, чтобы воскреснуть. Но славное и радостное это воскресение, принесшее каждому из нас возможность вечной жизни, стало реальностью только после мучительной смерти, после страшного сошествия во ад, после этого крика, несущегося с Креста: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил!»(Мф.27.46.) Надо, оказывается, умереть, чтобы жить.

Господь умер, чтобы мы жили, и нам надлежит умереть для временного, страстного, грешного, чтобы обрести вечную жизнь, чтобы стать детьми Божиими в Царстве Небесном. Мы так привыкли к Земле, к ее полям и лесам, к ее радостям и печалям, так привыкли, что забыли о Небесном Отечестве. Мы забыли о том, что Бог сотворил нас для жизни в Раю, что мы — граждане Горнего Иерусалима, что земля — место временного изгнания грешной плоти и что «плоть и кровь Царствия Божьего не наследуют!» Как сказал выдающийся русский святитель архиепископ Иннокентий (Борисов): «Люби, сколько хочешь, землю и прилепляйся к ней, но ты оставишь ее навсегда…. Не здесь твое место, оно или на Небе, или в аду.»

Человек предназначен Небу. Он больше дерева, бабочки и кошки. Он — сын Божий! После Воскресения Христова он не обречен навеки «добывать хлеб свой в поте лица своего». Бог предназначил ему иную, лучшую участь: освобождение от страстей, от гнета мучительного труда и безнадежной скуки. Он, человек, — гражданин Неба! Откуда Церковь знает это? Она знает это после Вознесения Господа.

Страшно подумать, что вечная жизнь предназначена нам на этой земле, в этой грешной и больной плоти, с этими изнуряющими страстями! Если бы это было так, такая жизнь стала бы воистину адом. Но к счастью нашему, Господь вознесся, открывая и нам дорогу на Небо.

Вот почему радуются и ликуют апостолы на Елеонской горе, вот почему в празднике Вознесения Господня нет ни малейшей частицы печали, так свойственной всякому расставанию. Беседуя со Своими учениками накануне Голгофских страданий Господь наш Иисус Христос сказал апостолам удивительные слова: «Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет; женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее, но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир; так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас…»(Ин.16.20-22.)

Унесем же сегодня с собою в наши домы и семьи, к нашим друзьям и знаемым, унесем с собою из храма Господня в обезбоженный мир, к тем, кто ненавидит и любит нас, унесем же с собою апостольскую радость, которую никто не сможет отнять.

Аминь.

Проповеди на портале АЗБУКА.Ru:

Сщмч. Фаддей (Успенский).Проповедь священномученика Фаддея (Успенского). Слово на Вознесение Господне.

Имуще убо Архиереа велика, прошедшаго небеса, Иисуса Сына Божия, да держимся исповедания (Евр.4:14). Последуем ныне, братие, мысленно за священными писателями, изображающими путь восхождения Господа нашего Иисуса Христа на небо, во славу Отца Своего. Этот путь, окончившийся восшествием Его ко Отцу (Ин.20:17) и восприятием небесной славы, которую Он имел по Божеству Своему прежде бытия мира (Ин.17:5), предначинался Его страданиями. Восшедший превыше всех небес… ►

Свт. Илия Минятий.Проповедь святителя Илии Минятия. Похвальное слово на Вознесение Господне.

Придите, взойдем на гору Господню и в дом Бога Иаковля, и будем очевидцами славного Христова Вознесения. Возве­дем благоговейные взоры на треблаженную гору Елеонскую, где сегодня открывается чудесное зрелище боголепной славы и победоносно воскресший Иисус, неодолимый Победитель ада, являет блестящее торжество над смертью. Там лик апостолов, которые провожают сладчайшего Учителя, восходящего на не­беса… ►

Митр. Макарий (Булгаков).Проповедь митрополита Макария (Булгакова). Речь на Вознесение Господне.

Был день, когда мы праздновали нисшествие Сына Божия на землю. Настал день, когда торжествуем вознесение Его на небо. И тогда взывала к нам св. Церковь: «Христос на земли, возноситеся». Не тем ли более ныне прилично воззвать к нам: «Христос на небеси, возноситеся», — «вышних ищите». Зачем Сын Божий приходил на землю? Затем, чтобы нас возвесть на небо. Он приходил поведать нам о нашем Отце небесном, которого мы, по падении своем, мало-помалу почти вовсе забыли… ►

Свящ. Иоанн Павлов.Проповедь священника Иоанна Павлова. Вознесение.

Все великие церковные праздники кроме собственно праздничного содержания имеют еще и огромное вероучительное догматическое значение. Они – те краеугольные камни нашей веры, на которых утверждается величественный и святой храм христианского богословия, христианского мировоззрения. Одним из таких краеугольных камней является событие… ►

Прот. Димитрий Смирнов.Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова. Вознесение Господне.

Как выяснилось сегодня утром, некоторые не знают, что мы празднуем. Сегодняшний праздник называется Вознесение. Мы празднуем то событие, о котором сейчас читали в Евангелии от Луки: что Господь – после того как Он пребывал в течение сорока дней после Своего воскресения с учениками, являлся им время от времени, беседовал с ними, – вознесся на небо… ►

Прот. Григорий Дьяченко.Проповедь протоиерея Григория Дьяченко.  Св. Епифаний, архиепископ Кипрский.

Св. Епифаний, ныне прославляемый, архиепископ кипрский, имел родителей – евреев и был воспитан в жидовской вере. Раз он, будучи юношей, встретил на пути одного инока, именем Лукиана, который занимался перепиской книг, продавал их и из вырученных денег часть оставлял себе, а часть раздавал нищим. И вот Епифаний видит, что к Лукиану подходит нищий, бросается к ногам его и взывает: «помилуй меня, человек Божий! дай мне что-нибудь, ибо я три дня не вкушал… ►

Свт. Лука (Войно-Ясенецкий). Проповедь святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Слово в день Вознесения Христова.

Не буду долго проповедовать вам сегодня по немощи своей, постараюсь только объяснить вам многозначащий кондак нынешнего праздника. Прослушайте, с глубоким вниманием прослушайте этот кондак (хор поет): «Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе Христе Боже наш, никакоже отличаяся… ►

Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев).Проповедь архимандрита Ианнуария (Ивлиева).  Вознесение Господне, Деян.1:1-12.

В праздник Вознесения Господня читается Книга Деяний святых Апостолов Евангелиста Луки. Только этот Евангелист сообщает нам о Вознесении, причем дважды: в своем Евангелии (Лк. 24:50-53) и в Книге Деяний (Деян. 1:9-11). В последнем случае всего в трех стихах! Но они для Евангелиста имели очень большое значение. Сегодня… ►

Свт. Димитрий Ростовский. Проповедь святителя Димитрия Ростовского.  Поучение на Вознесение Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Мк.16:19.

Возлюбленные мои слушатели! Не знаю, как назвать нынешний праздник Вознесения Господня: радостным ли праздником, или плачевным? Назвал бы его радостным праздником, но вот я вижу святых апостолов плачущими и сетующими, о чем свидетельствует и церковь, воспевая в стихирах на «Господи, воззвах» следующее: «Господи, апостоли яко видеша Тя на облацех возносима… ►

Свт. Филарет Московский.Проповедь святителя Филарета Московского. Слово Вознесения Господня.

А мне удивительным кажется то, что вы, светоносные мужи, вопрошаете сих мужей Галилейских, для чего смотрят они на небо. Как им не смотреть на небо, куда вознесся Иисус, куда перенесено их сокровище, куда взята их надежда и радость, где жизнь их сокрылась? Если бы теперь смотрели… ►

Прот. Родион Путятин.Проповедь протоиерея Родиона Путятина. Поучение на праздник Вознесения Господня.

И так Господь, после беседования с ними, вознесся на Небо… (Мк.16:19). Вы, слушатели-христиане, по смерти своей желаете ли на Небо, в Царство Небесное, где теперь Господь наш Иисус Христос? Конечно, скажете: желаем. Из чего же видно, что желаете? Кто чего желает, тот о том и думает; но мы часто ли думаем о Небе? Кто чего желает, тот о том и говорит… ►

Прот. Вячеслав Резников.Проповедь протоиерея Вячеслава Резникова.  О невозможности оставаться на земле. Вознесение Господне, Мк.16:9-2.

Воскресший Господь уже не может более оставаться на земле. Победивший смерть уже не может быть среди тления. Он совершил все, для чего был послан Отцом, и Ему больше незачем оставаться на чужбине. И хотя, по евангелисту Луке, Он еще «в продолжение сорока дней являлся Своим ученикам», тот же евангелист так передает ход событий: «В первый же… ►

Прот. Александр Мень.Проповедь протоиерея Александра Меня. Вознесение Господне

Христос Спаситель во время Своей земной жизни любил удаляться в горы, где небо казалось ближе и были видны широкие просторы земли. В пустыне, когда Он был искушаем дьяволом, но отверг все его соблазны, Он стоял на такой высокой горе, что, казалось, оттуда видны все царства мира. А на другой горе Он молился, и лицо Его просияло, и одежда стала белой и сверкающей – это было Его Преображение. У Елеонской горы Он часто останавливался ночевать со Своими учениками… ►

О богослужении в Четверг 6-й седмицы. Вознесение Господне

1. Четверг 6-й седмицы. Вознесение Господне

peroНа великой вечерне — кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры самогласны 5, поем их на 10, повторяя каждую, «Слава, и ныне» — «Недр Отеческих«. Вход. Прокимен дня и паримии — 3. На литии стихиры празднику, «Слава, и ныне» — «Господи, таинство«. На стиховне стихиры самогласны, гл. 2, «Слава, и ныне» — «Взыде Бог«. По «Ныне отпущаеши» — тропарь, глас 4: «Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением: яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира» (трижды).

peroНа утрени, на «Бог Господь» — тропарь празднику (трижды). Обычные две кафизмы и седальны празднику. Полиелей. Величание «Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем еже на небеса с пречистою Твоею плотию Божественное вознесение«. Степенна — 1,-й антифон 4-го гласа. Прокимен, гл. 4 — «Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне«. Стих «Вси языцы, восплещите руками«. Евангелие — Мк., зач. 71. «Воскресение Христово» (единожды). Псалом 50-й. Стихира празднику «Днесь на небесех«. Каноны празднику два на 12. Катавасия — «Божественным покровен«. По 3-й песни седален празднику, по 6-й кондак, глас 6:

«Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами, и никтоже на вы» и икос. На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припевы Вознесения. 1-й припев «Величай, душе моя, вознесшагося от земли на небо Христа Жизнодавца«. Светилен празднику, трижды. На «Хвалите» стихиры на 4, «Слава, и ныне» — «Родился еси«. Великое славословие. Тропарь празднику, ектений и отпуст «Иже во славе вознесыйся от нас на небо и одесную седый Бога и Отца, Христос, истинный Бог наш«.

peroНа часах молитва «Царю Небесный» не читается.

На литургии — антифоны празднику. Входный стих «Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне«. Тропарь «Вознеслся еси во славе», «Слава, и ныне» — кондак «Еже о нас исполнив смотрение«. Трисвятое. Прокимен, гл. 7 — «Вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя«. Стих — «Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое«. Апостол: Деян., зач. 1. Евангелие: Лк., зач. 114. За «Достойно» поем (и до Отдания) ирмос «Тя паче ума«. Причастен — «Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне«. Вместо «Видехом Свет истинный» до Отдания — тропарь Вознесения.

Отпуст праздничный.

peroОт Вознесения до его Отдания катавасия «Спасителю Богу«. В четверг вечером на вечерне прокимен великий «Бог наш на небеси и на земли вся, елика восхоте, сотвори«.

2. Неделя 7-я по Пасхе. Святых отцев I Вселенского Собора

peroНа великой вечерне «Блажен муж«, кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные — 3, Вознесению — 3, отдам — 4, «Слава» — отцам, «И ныне» — догматик «Кто Тебе не ублажит«. Вход. Прокимен дня. Три паримии отцам. На литии стихиры Вознесению, «Слава» — отцам, «И ныне» — Вознесению. На стиховне стихиры воскресные 6-го гласа, «Слава» — отцам, «И ныне» — Вознесению. По «Ныне отпущаеши» тропарь отцам, глас 8:

«Препрославлен еси, Христе Боже наш, светила на земли отцы наши основавый, и теми ко истинней вере вся ны наставивый, Многоблагоутробне, слава Тебе» (дважды) и Вознесению (единожды).

peroНа утрени, на «Бог Господь» — тропарь воскресный «Ангельския силы» (дважды), «Слава» — отцам, «И ныне» — Вознесению. По кафизмах седальны воскресные с Богородичными. По Непорочных — «Ангельский собор«. Ипакой, степенна и пронимен гласа. Евангелие воскресное — Ин., зач. 66. «Воскресение; Христово» (один раз) и прочее обычно. Каноны: воскресный с ирмосом на 4, Вознесению на 4 и отцам на 6. Катавасия — «Божественным покровен«. По 3-й песни — кондак и икос Вознесению и седальны. По 6-й песни — кондак, глас 8:

«Апостол проповедан ие, и отец догматы, Церкви едину веру запечатлеша: яже и ризу носящи истины, исткану от еже свыше богословия, исправляет и славит благочестия великое таинство» и икос отцам. На 9-й песни поем «Честнейшую«. Светилен воскресный, «Слава» — отцам, «И ныне» — Вознесению. На «Хвалите» стихиры воскресные — 4 и отцам 3, «Слава» — «Святых лик«, «И ныне» — «Преблагословенна еси«. Великое славословие. Тропарь воскресный. Ектений и отпуст.

peroНа 1-м часе — тропарь воскресный, «Слава» — Вознесению, «И ныне» — Богородичен. Кондак — Вознесению.

На 3-м часе — тропарь воскресный, «Слава» — отцам, «И ныне» — Богородичен. Кондак отцам.

Так же и на прочих часах, попеременно.

peroНа литургии — Блаженна гласа на 4, Вознесению песнь 4-я на 4, отцам песнь 6-я на 4. По входе тропари: воскресный. Вознесению и отцам, «Слава» — кондак отцам, «И ныне» — Вознесению. Прокимен гл. 4, песнь отцев «Благословен еси. Господи, Боже отец наших«. Апостол: Деян., зач. 44. Евангелие: Ин., зач. 56. Задостойник «Тя паче ума«. Причастен «Хвалите Господа» и «Радуйтеся«.

О служении в Неделю 7-ю по Пасхе с бдением святому или храмовому святому и некоторых особых примечаниях см. том I, с. 122 — 124.

3. Пятница 7-й седмицы по Пасхе. Отдание Вознесения

peroПоем все последование праздника неизменно, как и в праздник Вознесения, кроме паримий, литии и полиелея.

На литургии Блаженна праздника, песнь 9-я обоих канонов да 8. По входе тропарь празднику, «Слава, и ныне» — кондак.

Службу святым из Минеи поем на повечерии.

 Кроссворды.

Кроссворд «Праздник Вознесения Господня»

Кроссворд «Праздник Вознесения Господня» ►


Источники:

http://www.zavet.ru/

https://azbyka.ru/

(609)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *